Статья:

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щербаков А.Г. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 31(210). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/210/117692 (дата обращения: 28.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

Щербаков Артем Геннадьевич
магистрант, Оренбургский институт (филиал) Московского государственного юридического университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", РФ, г. Оренбург
Соколова Анна Игоревна
научный руководитель, канд. юр. наук, доцент, Оренбургский институт Московского государственного юридического университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)", РФ, г. Оренбург, РФ, г. Оренбург

 

Цифровая трансформация в настоящее время становится одним из значимых и актуальных трендов перестройки деятельности и переборке процессов в органах власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Ключевые параметры «цифровой зрелости», которой должны достигнуть отрасли экономики в нашем государстве, а также иные параметры цифровой трансформации закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1].

Так в рамках цели «Цифровая трансформация», определенной в вышеуказанном Указе предполагается достижение различных показателей, в том числе достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления [2] и  увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. Достижение данных показа.

Вышеуказанные нормативные правовые акты составляют основу правового регулирования цифровой трансформации в России, как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях. В свою очередь в Оренбургской области ключевые ориентиры цифровизации обозначены на уровне государственных региональных программ, а также отражены в Стратегии

Каждый уровень власти отвечает за определенный перечень компетенций в части цифровой трансформации. Так на федеральном уровне обеспечивается стратегическое планирование, нормативно правовое сопровождение и планирование финансового обеспечения проектов и программ, на региональном уровне – оказание ключевых государственных услуг, координация оказания услуг на местном уровне, сбор и аналитика информации.

Ключевым проектом, который реализуется на уровне муниципального образования, а также входит в компетенцию органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является «Умный город». Данный проект – ведомственный Минстроя Российской Федерации, направлен на формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасности и комфортных условий для жизни горожан и повышения конкурентоспособности российских городов[4].

К компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится:

Во-первых, содействие региональным органам исполнительной власти в достижении показателей «цифровой зрелости» в сфере городского хозяйства и строительства. Так, например, органы местного самоуправления оказывают содействие по продвижению ГИС ЖКХ и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационных систем.

Кроме того, с 1 января 2023 года начинается расчет двух показателей: «доля услуг по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества, оплаченных онлайн» и «количество проведенных платежей по оплате коммунальных услуг с использованием онлайн-оплаты». Достижение вышеуказанных показатели потребуют слаженной работы органом местного самоуправления, управляющих компаний, граждан и банковских организаций в Оренбургской области.

Во-вторых, в рамках реализации проекта «Умный город» на муниципальном уровне начинается внедрение и использование систем автоматизированного учета потребления коммунальных ресурсов. Подобные программы позволят создать эффективную систему потребления водных и иных ресурсов в рамках каждого муниципалитета.

В-третьих, важными компетенциями в сфере жилищно-коммунального хозяйства органа местного самоуправления относится создание комфортной городской среды. Так в части цифровой трансформации городской среды ежегодно проходят голосования по выбору территории для будущего благоустройства. Органы муниципального самоуправления проводят первичный сбор предложений граждан в рамках составления списков голосования, проводят активную агитацию для голосования в электронной форме.

Несмотря на широкий спектр полномочий, существует и ряд нормативных, организационных и финансовых проблем.

Как отмечает А.В.Салабутин «…более 90 % муниципалитетов России вынуждены работать в сфере цифровизации в условиях финансовой необеспеченности бюджета. Поскольку в условиях дефицита бюджета муниципалитеты не имеют достаточно средств и кадров, обладающих необходимым опытом и квалификацией, для решения вопросов, связанных с цифровизацией процессов их деятельности» [3].

Кроме того, низкой остается и квалификация специалистов в сфере цифровой трансформации на местном уровне, далеко не везде в отдаленных районах Оренбургской области существует возможность реализации передовых проектов и исполнения показателей – банально в связи с отсутствием нормального покрытия сетью «Интернет».

Таким образом, считаем, что в настоящее время в Оренбургской области органы местного самоуправления находятся на стартовом уровне вовлечения в процессы цифровой трансформации и реализацию проекта «Умный город». Считаем необходимым решение таких ключевых вопросов, как некомпетентность кадров, недофинансирование мероприятий местного уровня, а также важность нормативно-правового закрепления полномочий в данной сфере на уровне Уставов муниципальных образований и ниже – на уровне положений профильных управлений в сфере жилищного-коммунального хозяйства и отдельных должностных инструкций специалистов.

 

Список литературы:
1. Указ Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» // Справочно-правовая система «Гарант»
2. Приказ Минцифры России от 18 октября 2020 г. № 600 (ред. от 14.01.2021) «Об утверждении методик расчета целевых показателей национальной цели развития Российской Федерации «Цифровая трансформация» (вместе с «Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления», «Методикой расчета показателя «Достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы» // Справочно-правовая система «Гарант»
3. Салабутин А.В. Вопросы цифровизации муниципального управления: тенденции и проблемы // Наука без границ. 2020. №5 (45). С. 139 – 144
4. Умный город. URL: https://russiasmartcity.ru/about (дата обращения: 20.09.2022)