АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №31(210)
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ
Цифровая трансформация в настоящее время становится одним из значимых и актуальных трендов перестройки деятельности и переборке процессов в органах власти и местного самоуправления в Российской Федерации. Ключевые параметры «цифровой зрелости», которой должны достигнуть отрасли экономики в нашем государстве, а также иные параметры цифровой трансформации закреплены в Указе Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» [1].
Так в рамках цели «Цифровая трансформация», определенной в вышеуказанном Указе предполагается достижение различных показателей, в том числе достижение «цифровой зрелости» ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления [2] и увеличение доли массовых социально значимых услуг, доступных в электронном виде, до 95 процентов. Достижение данных показа.
Вышеуказанные нормативные правовые акты составляют основу правового регулирования цифровой трансформации в России, как на федеральном и региональном, так и на местном уровнях. В свою очередь в Оренбургской области ключевые ориентиры цифровизации обозначены на уровне государственных региональных программ, а также отражены в Стратегии
Каждый уровень власти отвечает за определенный перечень компетенций в части цифровой трансформации. Так на федеральном уровне обеспечивается стратегическое планирование, нормативно правовое сопровождение и планирование финансового обеспечения проектов и программ, на региональном уровне – оказание ключевых государственных услуг, координация оказания услуг на местном уровне, сбор и аналитика информации.
Ключевым проектом, который реализуется на уровне муниципального образования, а также входит в компетенцию органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства является «Умный город». Данный проект – ведомственный Минстроя Российской Федерации, направлен на формирование эффективной системы управления городским хозяйством, создание безопасности и комфортных условий для жизни горожан и повышения конкурентоспособности российских городов[4].
К компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства относится:
Во-первых, содействие региональным органам исполнительной власти в достижении показателей «цифровой зрелости» в сфере городского хозяйства и строительства. Так, например, органы местного самоуправления оказывают содействие по продвижению ГИС ЖКХ и проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах в форме заочного голосования с использованием информационных систем.
Кроме того, с 1 января 2023 года начинается расчет двух показателей: «доля услуг по управлению многоквартирным домом и содержанию общего имущества, оплаченных онлайн» и «количество проведенных платежей по оплате коммунальных услуг с использованием онлайн-оплаты». Достижение вышеуказанных показатели потребуют слаженной работы органом местного самоуправления, управляющих компаний, граждан и банковских организаций в Оренбургской области.
Во-вторых, в рамках реализации проекта «Умный город» на муниципальном уровне начинается внедрение и использование систем автоматизированного учета потребления коммунальных ресурсов. Подобные программы позволят создать эффективную систему потребления водных и иных ресурсов в рамках каждого муниципалитета.
В-третьих, важными компетенциями в сфере жилищно-коммунального хозяйства органа местного самоуправления относится создание комфортной городской среды. Так в части цифровой трансформации городской среды ежегодно проходят голосования по выбору территории для будущего благоустройства. Органы муниципального самоуправления проводят первичный сбор предложений граждан в рамках составления списков голосования, проводят активную агитацию для голосования в электронной форме.
Несмотря на широкий спектр полномочий, существует и ряд нормативных, организационных и финансовых проблем.
Как отмечает А.В.Салабутин «…более 90 % муниципалитетов России вынуждены работать в сфере цифровизации в условиях финансовой необеспеченности бюджета. Поскольку в условиях дефицита бюджета муниципалитеты не имеют достаточно средств и кадров, обладающих необходимым опытом и квалификацией, для решения вопросов, связанных с цифровизацией процессов их деятельности» [3].
Кроме того, низкой остается и квалификация специалистов в сфере цифровой трансформации на местном уровне, далеко не везде в отдаленных районах Оренбургской области существует возможность реализации передовых проектов и исполнения показателей – банально в связи с отсутствием нормального покрытия сетью «Интернет».
Таким образом, считаем, что в настоящее время в Оренбургской области органы местного самоуправления находятся на стартовом уровне вовлечения в процессы цифровой трансформации и реализацию проекта «Умный город». Считаем необходимым решение таких ключевых вопросов, как некомпетентность кадров, недофинансирование мероприятий местного уровня, а также важность нормативно-правового закрепления полномочий в данной сфере на уровне Уставов муниципальных образований и ниже – на уровне положений профильных управлений в сфере жилищного-коммунального хозяйства и отдельных должностных инструкций специалистов.