Статья:

Особенности защиты права на товарный знак в России

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №19(155)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Токарь К.А. Особенности защиты права на товарный знак в России // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2021. № 19(155). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/155/93061 (дата обращения: 24.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Особенности защиты права на товарный знак в России

Токарь Кристина Александровна
студент, Белгородский государственный национальный исследовательский университет, РФ, г. Белгород

 

FEATURES OF PROTECTING THE RIGHT TO A TRADEMARK IN RUSSIA

 

Kristina Tokar

Student, Belgorod State National Research University, Russia, Belgorod

 

Аннотация. Данная статья посвящена рассмотрению вопросов защиты прав на товарный знак в России. Указана ответственность за незаконное использование прав на товарный знак.

Abstract. This article focuses on the consideration of issues of protection of trademark rights in Russia. The main types of a trademark are listed. Liability for illegal use of trademark rights is indicated.

 

Ключевые слова: товарный знак, виды, ответственность.

Keywords: trademark, types, responsibility.

 

В рыночных условиях наряду с фирменными наименованиями, важны знаки, слова и символы, которые помогают потребителям ориентироваться в однородных товарах и услугах различных компаний, приобретать наиболее качественные товары и избегать подделок. Продолжающийся процесс углубления и расширения рыночных отношений в стране приводит к появлению значительного разнообразия товаров. В результате реализация многих видов товаров сталкивается с трудностями, связанными с действующими рыночными законами.

Товарный знак - это обозначение, способное отличать товары и услуги одних юридических и физических лиц от однородных товаров или услуг других лиц. Основная функция товарного знака - отличительность. Соответственно товарный знак помогает различать однородные товары разных производителей. Если марка зарегистрирована на мебель, это не поможет в выборе техники. Еще одна важная функция - реклама. Торговая марка, обозначающая хорошо зарекомендовавший себя продукт, делает его публичным, увеличивает репутацию изготовителя, повышает объем продаж товаров, также увеличивает размер прибыли.

Согласно статье 1479 ГК РФ на территории Российской Федерации действует исключительное право на товарный знак, зарегистрированный федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности, а также в других случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации. Исключительное право на товарный знак означает также право владельца товарного знака запрещать другим лицам использовать этот знак. Никто не может применять охраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца.

Действующим законодательством установлена ответственность за незаконное использование товарного знака. Под незаконным использованием товарного знака понимается использование без разрешения в гражданском обороте на территории Российской Федерации товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения.

В случае незаконного использования товарного знака, ответственность обеспечивается статьей 14.10 КоАП РФ, статьей 1515 ГК РФ и статьей 180 УК РФ. В рамках административных правонарушений за незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или аналогичных обозначений для однородных товаров предусмотрено наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 000 до 10 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и иных орудий совершения административного правонарушения; на должностных лиц - от 10 000 до 50 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и других инструментов совершения административного правонарушения; на юридических лиц - от 50 000 до 200 000 рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара, а также материалов и оборудования, используемых для их производства, и других инструментов совершения административного правонарушения.

Гражданско-правовая ответственность предусматривает, что правообладатель вправе требовать изъятия из обращения и уничтожения за счет нарушителя контрафактных товаров, этикеток, упаковок товаров, на которых нанесен незаконно используемый товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение. В случаях, когда введение таких товаров в обращение необходимо в общественных интересах, правообладатель имеет право потребовать удаления за счет нарушителя незаконно используемого товарного знака или обозначения, сходного до степени смешения с контрафактных товаров, этикеток, упаковка товаров.

Уголовная ответственность за незаконное использование чужого товарного знака предусматривает если данное деяние было совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, наказывается штрафом в размере от 100 000 до 300 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2-х лет, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2-х лет, либо принудительными работами на срок до 2-х лет, либо лишением свободы на срок до 2-х лет со штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев.

Говоря о защите прав на товарный знак в России, можно сделать вывод, что в настоящее время законодательством предусмотрены обширные меры по защите прав на товарный знак. Право, каким способом защитить свой товарный знак, остается за правообладателем.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 05.04.2021) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/ea6ac42e853fb1c96e0f7147e3835e82c7b5e4f1/#:~:text=КоАП%20РФ%20Статья%2014.10.%20Незаконное,закона%20от%2031.12.2014%20N%20530-ФЗ)  (Дата обращения: 29.04.2021). 
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 30.12.2020) (с изм. и доп., вступ. в силу с 17.01.2021) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64629/44bf2477089f6ece7185aaf3e37bae5ace2954cf/ (Дата обращения: 29.04.2021).
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 05.04.2021, с изм. от 08.04.2021) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/ba7f1b597c6e57acc18cd6cb69af326dd0db93a5/  (Дата обращения: 29.04.2021).
4. Правовая охрана товарного знака // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс. URL: http://www.consultant.ru/law/podborki/pravovaya_ohrana_tovarnogo_znaka/ (Дата обращения: 29.04.2021).