Статья:

Доминирующее положение субъекта на товарных рынках

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чернокнижная Е.А. Доминирующее положение субъекта на товарных рынках // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 33(212). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/212/118069 (дата обращения: 29.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Доминирующее положение субъекта на товарных рынках

Чернокнижная Екатерина Андреевна
студент, Российская таможенная академия, РФ, г. Люберцы

 

Антимонопольное законодательство, являясь неотъемлемой частью действующей нормативно-правовой базы Российской Федерации, направлено на выявление важнейших категорий в области защиты конкуренции. Оно вводит ограничения и запреты для целей эффективного функционирования рыночной экономики государства. [1] Контроль за состоянием экономической концентрации является одним из приоритетных видов контроля, осуществляемых антимонопольными органами.

С точки зрения экономической науки рыночная (экономическая) концентрация представляет собой сосредоточение совокупности экономически значимых характеристик у некоторого количества хозяйствующих субъектов. Концентрацию рынка рассматривают в качестве характеристики состояния товарного рынка или показателя его состояния.

Для того, чтобы сделки и действия хозяйствующего субъекта могли рассматриваться в качестве деятельности, направленной на создание состояния экономической концентрации, должны выполняться два условия:

1. совершаемая субъектом деятельность влияет на состояние конкурентной среды на товарном рынке

2. существует причинно-следственная связь между изменением конкурентной среды рынка и действиями хозяйствующего субъекта. [2]

Изменение уровня концентрации на товарном рынке может происходить в результате различных причин и условий: помимо действий хозяйствующих субъектов, на состояние концентрации влияют также изменение спроса, появление новых взаимозаменяемых товаров и сегментация рынка.

Повышение уровня экономической концентрации на товарном рынке не должно автоматически рассматриваться как нарушение антимонопольного законодательства, поскольку пресечению подлежит лишь монополистическая деятельность субъекта, целью которой является изменение экономической концентрации в крайней степени. Однако, даже в рамках правомерной деятельности повышение уровня концентрации может привести к доминированию одного из хозяйствующих субъектов на товарном рынке или усилению его доминирования.

В соответствии с Определением Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2017 N 310-КГ17-12130, хозяйствующие субъекты, занимающие доминирующее положение, обязаны отказаться от применения такой рыночной силы, которая могла бы привести к последствиям, ограничивающим состояние конкуренции в пределах рынка, а также к непосредственному ущербу участникам, потребителям рынка и извлечению выгоды в отношениях с ними путем использования такого положения.  Особенностью доминирования на товарном рынке, как формы экономической власти, является деятельность лица или нескольких лиц в качестве единого хозяйствующего субъекта. [3]

Выявить доминирующее положение субъекта на товарных рынках у антимонопольных органов не вызывает сложности, зачастую такое положение очевидно и доказуемо. Приказ ФАС России от 28.04.2010 N 220 (ред. от 12.03.2020) "Об утверждении Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке" устанавливает ряд критериев для анализа состояния конкуренции в границах товарного рынка:

  1. временной интервал исследования – минимальный период составляет год, либо срок существования товарного рынка, если он действует меньше года. Анализ по данному критерию осуществляется в соответствии с целями оценки состояния рыночной конкуренции, длительностью правонарушения антимонопольного законодательства и особенностями конкретного товарного рынка. Указанная оценка состояния рыночной конкуренции может осуществляться ретроспективно – в случае изучения характеристик рынка, сформированных до проведения анализа, либо перспективно – при оценке условий, которые возникнут на рынке после совершения сделки или действия. В последнем случае антимонопольный орган анализирует состояние конкуренции в пределах границ рынка, сложившихся на момент проведения исследования, и воздействие подконтрольных действий хозяйствующего субъекта на него. При выборе временного периода учитываются также отдельные черты рынка: сезонность и стабильность поставок, новизна товара, сроки договоров, установление продавцами различных цен в различные периоды времени. Однако, стоит отметить, что все указанные черты должны быть рассмотрены за единый временной интервал.
  2. продуктовые границы товарного рынка -  производится определение товара, который не имеет заменителей или взаимозаменяемых товаров на одном и том же рынке (предварительно определяется товар, его свойства, а также выявляются товары, потенциально взаимозаменяемые для него). С учетом мнения покупателей посредством опросов выборочных или сплошных, а также анализа предмета договоров делается вывод о взаимозаменяемости товаров, входящих в одну товарную группу. Стоит учитывать, что в зависимости от вида покупателя (оптовый, мелкооптовый, единичного товара) в обороте товара его мнение может отличаться. В случае, когда на один и тот же товар устанавливаются разные цены для вышеуказанных категорий покупателей - они считаются действующими на разных товарных рынках. [4] При нарушении покупателями общеконкурентных правил на товарном рынке (монопсония) учитывается мнение продавца товаров о вопросе их взаимозаменяемости.

Товар, реализуемый на одной территории, может продаваться на разных товарных рынках (к примеру: на оптовых – для перепродажи, на розничных – для личного пользования). В каждом конкретном случае необходимо проводить оценку конкуренции на рынках раздельно, поскольку субъектный состав продавцов и покупателей, и, следовательно, уровень конкуренции на данных рынках может разниться.

Возможность признания товаров взаимозаменяемыми определяется готовностью или фактической заменой покупателем одного товара другим при потреблении, с учетом назначения, применения и характеристик товара. Нельзя считать товары взаимозаменяемыми, если для их замены требуется более года или потребитель в ее процессе несет значительные издержки (более 10% от цены товара), а антимонопольный орган при этом не был уведомлен о факте замены.

  1. действующий на рынке субъектный состав – лица, осуществляющие деятельность по реализации товара в границах товарного рынка в определенный временной интервал исследования. Для определения количества хозяйствующих субъектов должно быть выполнено одно из условий:
  • выявленных лиц достаточно для подтверждения факта доминирования любого из них и установления его влияния на состояние конкуренции;
  • количество выявленных субъектов основано на всей доступной информации и не может быть увеличено за счет информации о них, имеющейся у иных субъектов рынка (продавцов, покупателей).

В перечень субъектов товарного рынка могут быть включены потенциальные продавцы, которые в период менее года могут войти на конкретный товарный рынок без дополнительных издержек и при обычных условиях оборота.

  1. объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке – основным показателем считается объем продаж на рынке. Объем рынка может определяться как сумма объемов продаж товара субъектами рынка, сумма объемов покупок товара потребителями на рынке, сумма объемов производства товара в географических границах рынка за вычетом объемов экспорта этого товара и учетом объемов его импорта на данной территории, либо иным образом.[5]

Доля субъекта на рынке исчисляется как отношение (в процентах) показателя объема товарной массы, которая поставляется хозяйствующим субъектом на рынок к показателю объема этого товарного рынка с учетом временного интервала, продуктовых и географических границ, а также иных субъектов товарного рынка.

Помимо объема продаж на товарном рынке для расчета общего объема товарной массы в обороте и долей хозяйствующих субъектов на рынке используются такие показатели, как: объем продаж, поставок, выручки, перевозок, производства, запасов ресурсов.

  1. определение барьеров входа на товарный рынок – выявление имеющихся препятствий для входа на товарный рынок и определение возможности их преодоления.

В качестве таких барьеров могут служить:

  • экономические ограничения (большие первоначальные капитальные вложения, издержки доступа к необходимым ресурсам, транспортные ограничения, невозможность возмещения инвестиций при выходе субъекта с рынка);
  • административные ограничения со стороны органов государственной власти (лицензирование деятельности, квотирование производства, льготы для некоторых субъектов, стандарты качества и технические регламенты);
  • действия уже действующих субъектов на рынке по созданию барьеров (интенсивные рекламные кампании, инвестиции в избыточные производственные мощности по увеличению выпуска товара для ограничения новых участников рынка).
  • вертикально-интегрированные хозяйствующие субъекты, которые создают барьеры для входа на рынок (наличие преимуществ для участников такой интеграции; необходимость участия в такой интеграции повышает издержки для входа на рынок).
  • сетевые эффекты

Оценка возможности преодоления указанных барьеров производится исходя из сроков и объемов затрат, приложенных на их преодоление, посредством проведения опросов продавцов и отраслевых экспертов рынка.

  1. оценка состояния конкуренции на товарном рынке -  включает заключение о виде рынка (с развитой, недостаточно развитой или неразвитой конкуренцией), оценку перспективы изменения на рассматриваемом товарном рынке. Заключение о виде рынка составляется на основании показателя уровня концентрации товарного рынка, наличия барьеров выхода на него, а также поведения субъектов на рынке и иных факторов, ограничивающих конкуренцию.

В целях проведения наиболее полного анализа антимонопольный орган вправе использовать следующие сведения: официальные статистические данные, исследования иных антимонопольных  органов, данные государственных органов, ведомственных и независимых информационных центров, государственные и технические нормативы, опросы хозяйствующих субъектов, граждан, общественных организаций. например, в деле акционерного общества "Новосибирский механический завод "Искра" против Федеральной антимонопольной службы, обществу было отказано в заключении договора на поставку средств взрывания и вспомогательных средств в следствие установления факта доминирующего положения на основании статистических данных, предоставленных Минпромторгом России, об объемах производства товаров.  После установления факта существования доминирующего положения на рынке, антимонопольный орган доказывает злоупотребление им благодаря антиконкурентному поведению лица. [6]

Однако, крупным хозяйствующим субъектам-конкурентам доминирование на рынке не выгодно, поскольку оно связано со значительными издержками, в том числе с возможностью применения экономических санкций. Во избежание потерь при конкурентной борьбе такие лица используют иной механизм, влияющий на состояние рыночной конкуренции -  антиконкурентные соглашения, наличие которых выявить и доказать антимонопольным органам гораздо сложнее.

Таким образом, доминирующее положение представляет собой положение экономической силы предприятия, которое позволяет ему препятствовать сохранению эффективной конкуренции на соответствующем товарном рынке, предоставляя возможность вести себя в значительной степени независимо от своих конкурентов, клиентов и, в конечном счете, от потребителей. Такое положение не исключает существования некоторой конкуренции на рынке, как это бывает при наличии монополии или квазимонополии, но позволяет предприятию, извлекающему из этого выгоду, если не определять, то, по крайней мере, оказывать заметное влияние на условия, при которых будет развиваться эта конкуренция.

 

Список литературы:
1. Съедина К.И. Антимонопольный контроль за экономической концентрацией: современное состояние и тенденции развития законодательства // Вопросы российского и международного права. 2020. Том 10 № 5А. С. 149-157.
2. Разъяснение Федеральной антимонопольной службы от 11 июня 2021 г. № 19 "Об особенностях осуществления государственного антимонопольного контроля за экономической концентрацией" [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФАС России. URL: https://fas.gov.ru/ (дата обращения: 11.08.2022).
3. Определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2017 г. N 310-КГ17-12130 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Верховного Суда Российской Федерации. URL: https://www.vsrf.ru/ (дата обращения: 11.08.2022).
4. Хохлов Е. Разъяснения ВАС РФ нового антимонопольного законодательства // Арбитражные споры. - 2015 - № 2 – С. 22.
5. Оценка состояния конкуренции на товарных рынках: правовые и экономические вопросы: монография, коллектив авторов / отв. ред.: А.В. Молчанов, Д.А. Петров – М.: Юрист, 2020 - 200 с.
6. Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 12 ноября 2013 г. по делу № А45-12358/2013 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Судебных и нормативных актов Российской Федерации. URL: https://sudact.ru/ (дата обращения: 15.08.2022).