Проблемы совершенствования законодательства и практики его применения в сфере противодействия коррупционным преступлениям
Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Юриспруденция
XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблемы совершенствования законодательства и практики его применения в сфере противодействия коррупционным преступлениям
Уголовная правовая политики нашего государства области коррупционной преступности представляют собой часть антикоррупционной политики Российской Федерации, как единой системы мер по основным направлениям борьбы с коррупцией.
Исследования проблематики в механизме противодействия коррупции, а также перспективы и методы совершенствования данной системы как на теоретическом (законодательном), так и на практическом (правоприменительном) уровне является актуальным на сегодняшний день на основе ряда факторов: а именно [1, с. 40-50]:
· во – первых, действия коррупционной направленности проявляются во всех сферах жизни общества и областях деятельности государства.
· во – вторых, - рассмотрев динамику, по отдельным видам коррупционных преступлений – взятка (получение и дача), которое можно отнести к основным коррупционным противоправным деяниям, можно отметить, что с 2008 по 2014 год был небольшой спад данный деяний, а затем с начала 2015 года наблюдается рост, что является тревожным сигналом о сбое в существующей системе. Если в 2014 году было зафиксировано 5945 фактов получения взятки, то в 2015 году эти показатели равны – 6399), то есть разница на 454 факта или на 5,2 %, что является недопустимым в рамках уголовно правовой политики государства, направленной на борьбу с коррупцией.
Анализ статистических данных говорит о сформировавшейся практике в работе органов внутренних дел для обеспечения в первую очередь «хороших» показателей работы в отчетном периоде. Сотрудники прокуратуры часто сталкиваются с ситуацией, когда выявленные противоправные деяния коррупционного характера не были в установленные законодательством сроки поставлены на учет при наличии необходимости нужных показателей на данный момент, и в связи с этим происходит перенос на следующий квартал. Итогом такого подхода является резкий рост привлеченных к ответственности взяткодателей [7, с. 90-93].
Уровень преступности коррупции говорит об актуальности принятие мер по совершенствованию механизм противодействую и искоренению коррупции.
Назрела необходимость совершенствования мер, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практики, как в отдельных сферах, так в целом.
Основными мерами предупреждения и пресечения коррупционных преступлений являются следующие:
· во – первых, обеспечить прозрачность деятельности должностных лиц и государственных органов на всех уровнях путем формирования Реестра доходов, которой имеется в открытом доступе для всех граждан;
· во – вторых, формирования базовых принципов этического поведения лиц находящихся на государственной или муниципальной службе, а так же создание механизма контроля за соблюдением установленных правил;
· в – третьих, введение более жестких санкций за совершение коррупционных преступлений;
· в – четвертых, созданиям системы поощрения для лиц, которые оказывают содействие в выявлении и раскрытии данных преступлений;
· в – пятых, осуществление защиты лиц, которые сообщают о корруциогенных факторах на должном уровне.
Проблемы в области с антикоррупционной экспертизы является общей проблемой в противодействии коррупции в целом.
На сегодняшний день существует ряд проблем в механизме борьбы с коррупцией, а именно:
· во – первых, отсутствует обособленный специфический механизм действий в борьбе с коррупцией, выработан только общий, который не учитывают особенности той или иной сфере деятельности, в которой совершаются коррупционные преступления. Например, при выявлении данных противоправных деяний в сфере здравоохранения необходимо учитывать специфику личности преступника – (врача), характеризующаяся наличием профессиональных знаний, в ходе расследования при поиске следов преступления нужно опираться не только на общие (материальные, электроно – цифровые), но и изменения, которые происходят в организме пациента, например наличие импортного кардиостимулятора и следы оперативного вмешательства, которое было сделано медицинским работником противозаконно за материальное вознаграждение.
· во – вторых, еще одним элементом борьбы с коррупцией, является антикоррупционная экспертиза, которая представляет собой выявление в нормативных актах наличие корруциогенных фактов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4] акцент был сделан на два факта: определение правил проведения антикоррупционной экспертизы и описание коррупциогенных факторов. Однако отсутствует детальная регламентация основания для ее начала, нет разделения процедуры на стадии, не сформирован механизм принятия решения по спорным ситуациям, например отнесения формулирование нормы к элементу коррупционного факта [3].
· в третьих в нормативных актах, отсутствует детальная регламентация базовых понятий, характеризующих коррупционные преступления.
В связи с этим необходимо на законодательном уровне и в практике решить вышеуказанные проблемы в целях укрепление данного метода, как эффективного в борьбе с коррупцией
На основании вышеизложенного, хотелось бы внести отметить следующие:
1. Проведя анализ российского уголовного законодательство можно сделать вывод, что под коррупционные преступления попадает обширный перечень деяний, закрепленных в уголовном кодексе. Исходя из этого, назрела необходимость объединения всех статьей кодекса в одной главе с целью интеграции норм и устранения противоречий между общеправовыми и отраслевыми механизмами привлечения к ответственности за противоправные коррупционные деяния.
2. На сегодняшний день назрела острая необходимость приведения практики квалификации преступлений коррупционной направленности к единообразию. Данное обстоятельство, можно рассматривать как один из составляющих механизма противодействию коррупции.
3. В правоприменительной практике квалификации должностных преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 уголовного закона вызывает повышенную сложность в связи с отсутствием выработанных и закрепленных правил по общим и специальным вопросам квалификации.
4. В процессе борьбы с коррупцией нужно, вырабатывать помимо общего механизма, специфическую систему действий, которые будут успешно воздействовать на пресечение коррупции в той или иной сфере.
5. В механизме предупреждения и пресечения коррупции должны быть использованы нормы всех отраслей права, однако, главным в данном случае, является отсутствие противоречий в нормативных актах, и устранение существующих правовых пробелов.
6. Борьба с коррупцией представляет собой сложную деятельность органов власти, организаций, а также граждан, которая состоит из нескольких направлений, а именно:
· грамотное законодательное регулирование, парламентский контроль (пресечение принятие коррупционных актов),
· действующая судебно – следственная практика, проведение антикоррупционной экспертизы;
· политическая деятельность, формирование правовой нравственной идеологии, направленной на искоренение у граждан и представителей власти предрасположенность к совершению таких противозаконных деяний.