Статья:

Проблемы совершенствования законодательства и практики его применения в сфере противодействия коррупционным преступлениям

Конференция: XII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Волобуева М.С. Проблемы совершенствования законодательства и практики его применения в сфере противодействия коррупционным преступлениям // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 11(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/11(12).pdf (дата обращения: 27.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 10 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы совершенствования законодательства и практики его применения в сфере противодействия коррупционным преступлениям

Волобуева Мария Серафимовна
студент, Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, РФ, г. Орёл

 

Уголовная правовая политики нашего государства области коррупционной преступности представляют собой часть антикоррупционной политики Российской Федерации, как единой системы мер по основным направлениям борьбы с коррупцией.

Исследования проблематики в механизме противодействия коррупции, а также перспективы и методы совершенствования данной системы как на теоретическом (законодательном), так и на практическом (правоприменительном) уровне является актуальным на сегодняшний день на основе ряда факторов: а именно [1, с. 40-50]:

· во – первых, действия коррупционной направленности проявляются во всех сферах жизни общества и областях деятельности государства.

· во – вторых, - рассмотрев динамику, по отдельным видам коррупционных преступлений – взятка (получение и дача), которое можно отнести к основным коррупционным противоправным деяниям, можно отметить, что с 2008 по 2014 год был небольшой спад данный деяний, а затем с начала 2015 года наблюдается рост, что является тревожным сигналом о сбое в существующей системе. Если в 2014 году было зафиксировано 5945 фактов получения взятки, то в 2015 году эти показатели равны – 6399), то есть разница на 454 факта или на 5,2 %, что является недопустимым в рамках уголовно правовой политики государства, направленной на борьбу с коррупцией.

Анализ статистических данных говорит о сформировавшейся практике в работе органов внутренних дел для обеспечения в первую очередь «хороших» показателей работы в отчетном периоде. Сотрудники прокуратуры часто сталкиваются с ситуацией, когда выявленные противоправные деяния коррупционного характера не были в установленные законодательством сроки поставлены на учет при наличии необходимости нужных показателей на данный момент, и в связи с этим происходит перенос на следующий квартал. Итогом такого подхода является резкий рост привлеченных к ответственности взяткодателей [7, с. 90-93].

Уровень преступности коррупции говорит об актуальности принятие мер по совершенствованию механизм противодействую и искоренению коррупции.

Назрела необходимость совершенствования мер, как на законодательном уровне, так и в правоприменительной практики, как в отдельных сферах, так в целом.

Основными мерами предупреждения и пресечения коррупционных преступлений являются следующие:

· во – первых, обеспечить прозрачность деятельности должностных лиц и государственных органов на всех уровнях путем формирования Реестра доходов, которой имеется в открытом доступе для всех граждан;

· во – вторых, формирования базовых принципов этического поведения лиц находящихся на государственной или муниципальной службе, а так же создание механизма контроля за соблюдением установленных правил;

· в – третьих, введение более жестких санкций за совершение коррупционных преступлений;

· в – четвертых, созданиям системы поощрения для лиц, которые оказывают содействие в выявлении и раскрытии данных преступлений;

· в – пятых, осуществление защиты лиц, которые сообщают о корруциогенных факторах на должном уровне.

Проблемы в области с антикоррупционной экспертизы является общей проблемой в противодействии коррупции в целом.

На сегодняшний день существует ряд проблем в механизме борьбы с коррупцией, а именно:

· во – первых, отсутствует обособленный специфический механизм действий в борьбе с коррупцией, выработан только общий, который не учитывают особенности той или иной сфере деятельности, в которой совершаются коррупционные преступления. Например, при выявлении данных противоправных деяний в сфере здравоохранения необходимо учитывать специфику личности преступника – (врача), характеризующаяся наличием профессиональных знаний, в ходе расследования при поиске следов преступления нужно опираться не только на общие (материальные, электроно – цифровые), но и изменения, которые происходят в организме пациента, например наличие импортного кардиостимулятора и следы оперативного вмешательства, которое было сделано медицинским работником противозаконно за материальное вознаграждение.

· во – вторых, еще одним элементом борьбы с коррупцией, является антикоррупционная экспертиза, которая представляет собой выявление в нормативных актах наличие корруциогенных фактов. Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 N 96 (ред. от 10.07.2017) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» [4] акцент был сделан на два факта: определение правил проведения антикоррупционной экспертизы и описание коррупциогенных факторов. Однако отсутствует детальная регламентация основания для ее начала, нет разделения процедуры на стадии, не сформирован механизм принятия решения по спорным ситуациям, например отнесения формулирование нормы к элементу коррупционного факта [3].

· в третьих в нормативных актах, отсутствует детальная регламентация базовых понятий, характеризующих коррупционные преступления.

В связи с этим необходимо на законодательном уровне и в практике решить вышеуказанные проблемы в целях укрепление данного метода, как эффективного в борьбе с коррупцией

На основании вышеизложенного, хотелось бы внести отметить следующие:

1. Проведя анализ российского уголовного законодательство можно сделать вывод, что под коррупционные преступления попадает обширный перечень деяний, закрепленных в уголовном кодексе. Исходя из этого, назрела необходимость объединения всех статьей кодекса в одной главе с целью интеграции норм и устранения противоречий между общеправовыми и отраслевыми механизмами привлечения к ответственности за противоправные коррупционные деяния.

2. На сегодняшний день назрела острая необходимость приведения практики квалификации преступлений коррупционной направленности к единообразию. Данное обстоятельство, можно рассматривать как один из составляющих механизма противодействию коррупции.

3. В правоприменительной практике квалификации должностных преступлений предусмотренных статьями 285 и 286 уголовного закона вызывает повышенную сложность в связи с отсутствием выработанных и закрепленных правил по общим и специальным вопросам квалификации.

4. В процессе борьбы с коррупцией нужно, вырабатывать помимо общего механизма, специфическую систему действий, которые будут успешно воздействовать на пресечение коррупции в той или иной сфере.

5. В механизме предупреждения и пресечения коррупции должны быть использованы нормы всех отраслей права, однако, главным в данном случае, является отсутствие противоречий в нормативных актах, и устранение существующих правовых пробелов.

6. Борьба с коррупцией представляет собой сложную деятельность органов власти, организаций, а также граждан, которая состоит из нескольких направлений, а именно:

· грамотное законодательное регулирование, парламентский контроль (пресечение принятие коррупционных актов),

· действующая судебно – следственная практика, проведение антикоррупционной экспертизы;

· политическая деятельность, формирование правовой нравственной идеологии, направленной на искоренение у граждан и представителей власти предрасположенность к совершению таких противозаконных деяний.

 

Список литературы:
1. Евланова О. А., Илий С. К., Коимшили Г. Ф., Красникова Е. В., Щекк Е. А. Состояние коррупционной преступности в Российской Федерации в 2015 г.// Безопасность бизнеса. 2016. № 3. С.40–50.
2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосование12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции от 30.12.2008 № 6 – ФКЗ, от 30.12.2008 № 7 – ФКЗ, от 05.02.2014 № 2 – ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Собрание Законодательства РФ от 25.12.1993г., 04.08.2014, № 31, ст.4398.
3. Плохов С.В. Противодействие коррупционной преступности в социальной сфере: криминологический анализ коррупции в областях здравоохранения и образования: Монография / Под ред. Н.А. Лопашенко. М.: Юрлитинформ, 2015. 264 с.
4. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 96(ред. от 10.07.2017)"Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"// "Собрание законодательства РФ", 08.03.2010, N 10, ст. 1084., 17.07.2017, N 29, ст. 4374
5. Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 31.12.2017)// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2954, 01.01.2018, N 1 (Часть I), ст. 85.
6. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273-ФЗ (ред. от 28.12.2017) О противодействии коррупции"// "Собрание законодательства РФ", 29.12.2008, N 52 (ч. 1), ст. 6228, 03.07.2017, N 27, ст. 3929
7. Хечиев Б. Б. Проблемы противодействия коррупции в России [Текст] // Право: история, теория, практика: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 90-93.