ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №33(212)
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ГАРАНТИИ И СТИМУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
Вопрос, связанный с гарантиями, которые предоставляет государственным служащим действующее законодательство, а также связанный со стимулированием их труда в настоящее время является важнейшим элементов и неотъемлемой составляющей правового статуса государственных служащих.
Именно поэтому чрезвычайно важно разработать эффективную систему гарантий и стимулирования, чтобы усовершенствовать государственное управление.
Вместе с тем, современный институт государственной службы, несмотря на обилие нормативных актов, к сожалению, не может похвастаться надлежащим уровнем правового регулирования. По отдельным вопросам, связанным с государственно-служебными правоотношениями, действующие нормативно-правовые акты характеризуются пробельностью и противоречивостью.
Одним из таких вопросов является вопрос о гарантиях и стимулировании на государственной службе.
Среди проблем и противоречий, свойственных современному законодательному регулированию института гарантий и стимулирования государственных служащих, следует, в первую очередь, выделить следующие:
- отсутствие системности и упорядоченности в нормативных правовых актах РФ, которые регламентируют рассматриваемый нами институт [4];
- отсутствие в действующем законодательстве, регламентирующем государственную службу, понятий гарантий и стимулирования государственных служащих [3];
- отсутствие в действующем законодательстве системы и методики, позволяющих эффективно оценивать их деятельность, что приводит к невозможности установить зависимость результата такой оценки и материального стимулирования их труда;
- декларативность гарантии равных условий оплаты труда, нарушающая единые для всех государственных служащих условия служебной деятельности, вызывающая отсутствие у них мотивации к труду, а также приводящая к уходу профессиональных кадров со службы и повышению риска участия служащих в коррупционных схемах [2];
- отсутствие самостоятельного федерального закона о медицинском обеспечении государственных служащих, а также неравномерное медицинское обеспечение государственных служащих в разных субъектах [1];
- отсутствие законодательно закрепленного специального механизма, направленного на то, чтобы реализовывать на практике предоставляемые государственным служащим государственные гарантии.
В целях устранения существующих пробелов и противоречий, а также для обеспечения единого подхода в правовом регулировании государственной службы и ее организации, на наш взгляд, необходимо:
1) создать комплексную нормативно-правовую базу в рассматриваемой сфере, для чего, в первую очередь, разработать и принять Федеральный закон «О гарантиях и стимулировании государственных служащих», в котором подробно и детально регламентировать каждый из указанных институтов;
2) дополнить понятиями «гарантии» и «стимулирование» ст. 1.1 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»;
3) создать единую систему оценки работы государственных служащих с учетом специфики их работы;
4) внести следующие дополнения в Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»:
- в ч. 5 ст. 50 предусмотреть размеры всех видов надбавок и премий;
- в статьях 54.1 и 54.2 закрепить принципы, обеспечивающие государственные гарантии, а также механизм контроля за их практическим соблюдением. В качестве принципов считаем целесообразным закрепить следующие: как всеобщность гарантий; единство основных гарантий для всех уровней государственной службы; обеспечение прав и свобод; стабильность и перспективы служебного роста; соотносительность между обязанностями, ограничениями и запретами на разных видах государственной службы; защищенность государственных служащих от того, что в их профессиональную служебную деятельность будут неправомерно вмешиваться; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за то, что основные государственные и дополнительные гарантии будут полностью реализованы;
5) разработать и принять федеральный закон, регламентирующий вопросы, связанные с медицинским обеспечением государственных служащих.
Подводя итоги, следует констатировать существование многочисленных проблем правового регулирования института гарантий и стимулирования государственных служащих. Органы государственной власти систематически пытаются эти проблемы решить и повысить мотивацию государственных служащих, а также имидж и привлекательность данной службы. Однако, этого явно недостаточно.
Считаем, что сформулированные нами предложения повысят уровень гарантий и стимулирования государственных служащих на то, чтобы более эффективно исполнять свои должностные обязанности.