Статья:

Некоторые проблемы реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в Красноярске

Конференция: XV Студенческая международная научно-практическая конференция «Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Метлицкая С.А., Болдарева Е.Е. Некоторые проблемы реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в Красноярске // Общественные и экономические науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(15). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_social/4(15).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 48 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Некоторые проблемы реализации конституционных прав граждан на благоприятную окружающую среду в Красноярске

Метлицкая Софья Андреевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Болдарева Елена Евгеньевна
студент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск
Провалинский Дмитрий Игоревич
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Красноярский государственный аграрный университет, РФ, г. Красноярск

 

Настоящая статья посвящена исследованию современных проблем реализации конституционного права граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду в Красноярске. Действующее законодательство в области охраны окружающей среды основывается в первую очередь на статье 42 Конституции РФ, которая определяет, что: каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.[1]

Помимо закрепления прав человека на благоприятную окружающую среду в конституции РФ отраслевое законодательство конкретизирует данное право в экологической сфере путем раскрытия большего количества прав граждан, закрепленных в различных нормативно-правовых актах.

  1. ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 №7 «Об охране окружающей среды», которая содержит основные принципы деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, которая оказывает воздействие на окружающую среду. Принципы включают в себя: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; обязательность проведения в соответствии с законодательством Российской Федерации проверки проектов и иной документации, обосновывающих хозяйственную и иную деятельность, которая может оказать негативное воздействие на окружающую среду, создать угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, на соответствие требованиям технических регламентов в области охраны окружающей среды и др.[16]
  2. Федеральный закон от 30.03.1999 №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в ст.8 указывает, что граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.[17]

Наличие подобных норм в действующем законодательстве наталкивает нас, в рамках данного исследования, на необходимость задать «открытый» вопрос. В каком объеме и мере соблюдаются данные нормы?

Данный вопрос является весьма актуальным, особенно для экологии в городе Красноярске, связанный с сильнейшим уровнем загрязнения воздуха, практически еженедельными объявлениями, получившего неформальное название, режима «Черное небо», вызываемый совокупностью факторов. Первый из них – это высокий уровень выбросов с производств, второй – это умеренно континентальный климат, что предполагает штиль – т.е. безветренную погоду. Третий фактор – это географическое положение. Красноярск находится в отрицательной форме рельефа называемый – котловина и окружен массивами гор.  В этот промежуток времени можно невооруженным взглядом наблюдать густой смог, который покрывает практически весь город, повсеместно ощущается запах гари, химикатов и других продуктов деятельности промышленного города-миллионника. Степень смога и выбросов достигает масштабов, когда не видно из окна соседний дом, а снег становится темно-серым.

Шарафутдинов Р.А. отмечает двойственную ситуацию в регионе. В то время, как с одной стороны, Красноярский край является одним из лидеров в промышленности, с другой стороны, это приводит к развитию экологических проблем.[7]

7 февраля 2018 года президент РФ провёл совещание с губернатором Красноярского края, на котором отметил критическое состояние экологии. По итогу совещания основными причинами были определены:

  • выбросы от автомобильного транспорта;
  • алюминиевый комбинат;
  • ТЭЦ;
  • домохозяйства, которые отапливаются углём.[13]

Перед руководством региона были поставлены цели для снижения уровня загрязнения. Заключались они в переходе на газомоторное топливо и «наилучшие доступные экологические технологии».

Также на встрече было уделено внимание факту особенного географического положения Красноярска. В связи с этим, к данному списку необходимо добавить еще один важный пункт:

  • Нарушение «розы ветров». Это очень важный фактор, который не был учтен органами власти и застройщиками, когда строились высотные жилые районы.

Об этом еще в своем исследовании Рэм Хлебопрос отмечал, что: «правила городской застройки изначально учитывают необходимость «проветривания» территории. Высота, скученность зданий — все это влияет на формирование ветровых потоков и рассеивание примесей».[10]

На встрече с президентом выбросы от автомобильного транспорта были обозначены как самая первая причина, но, если разобраться, ТЭЦ, ГЭС, Красноярский металлургический завод, Красноярский алюминиевый завод Русал, Кирпичный завод и иные предприятия также загрязняют воздух в городе.

Соответственно, раз примеси задерживаются, они накапливаются и вызывают недомогание и болезни у населения. Самое тяжелое последствие – это онкологические заболевания у местных жителей. Данный алгоритм Рэм Григорьевич объясняет следующим образом: «мы вдыхаем канцерогены, они попадают в легкие и нарушают генетику клеток — это основной источник раковых заболеваний. Каждый имеет в организме порядка 100 тыс. раковых клеток, но иммунная система с ними справляется. Когда экологическая обстановка ухудшается, число раковых клеток растет, слабеет иммунитет».[3]

Чаще всего в Красноярске превышены предельно допустимые концентрации:

  • Взвешенные вещества, которые могут ухудшать самочувствие людей с хроническим бронхитом, астмой и иными заболеваниями. Основной источник - крупные промышленные предприятия и ТЭЦ.
  • Этилбензол, который может привести к повышенной сонливости, необычному зуду во рту, слезотечению и нарушению координации. Основной источник - нефтехимическая промышленность.
  • Гидрохлорид. Превышение нормы приводит к сухому кашлю, нарушению работы органов дыхания и пищеварения. Основной источник - производство бетонных и гипсовых изделий, обработка руд и т.д.
  • Формальдегид- это чрезвычайно опасное вещество, которое провоцирует развитие опухолей носоглотки, а также вызывает головные боли, экзему и нарушения в работе мочеполовой системы у женщин. Основной источник - изготовлении пластмасс и ДСП.[2]

А также, важным пунктом необходимо отметить проблему мусора. Ввиду отсутствия в крае мусороперерабатывающего завода, все отходы свозятся на специальные мусорные полигоны, которые занимают огромные площади и химикаты оттуда распространяются на весь город. Некоторые жители утилизируют мусор, сжигая его на своих участках, тем самым также наносят вред окружающей среде города.

ФГБУ «Среднесибирское УГМС» провело мониторинг уровня загрязнения воздуха в Красноярске за 2018 год. Исследования проводились 6 дней в неделю с 8 постов. Данные приведены в таблице №1:

Таблица №1

Результаты исследования загрязнения воздуха

Месяц

Уровень загрязнения

Месяц

Уровень загрязнения

Январь

Очень высокий

Июль

Очень высокий

Февраль

Очень высокий

Август

Очень высокий

Март

Очень высокий

Сентябрь

Высокий

Апрель

Высокий

Октябрь

Высокий

Май

Повышенный

Ноябрь

Высокий

Июнь

Высокий

Декабрь

Очень высокий

 

Как можно заметить, результаты неутешительные.

Антирекорд был установлен 12 февраля 2019 года, когда Красноярск стал вторым в рейтинге городов с самым загрязненным воздухом в мире.[4]

Несмотря на бедственное положение экологии, в период 2-12 марта 2019 года в Красноярске проходила «Всемирная зимняя Универсиада 2019». Во время соревнований город по официальным данным посетило свыше 64 тыс. человек со всего мира, и они не должны были чувствовать какой-либо дискомфорт. Для этого власти города применили довольно интересные меры:

1) Были приостановлены работы на Кирпичном заводе до 15 марта.[12] Хотя еще в 2016 году Роспотребнадзор назвал ООО «Первый кирпичный завод» одним из предприятий, которые загрязняют воздух в Красноярске. Логично, что власти решили временно избавить город от сильнейших выбросов в атмосферу.

2) Произвели бесплатную выдачу владельцам домов в частных секторах так называемого «бездымного» угля. В расчете на тонну данный вид угля стоит в 3 раза дороже обычного, но и теплоотдача от него выше в два раза. Выдается он по 15 мешков на один дом. Учитывая, что один мешок равен одному дню использования, можно легко посчитать, что хватит его как раз на дни Универсиады.[9] Покупка частниками в дальнейшем такого угля, который так превышает цену обычного - многими видится не рациональной и не все жители довольны этой идеей, так как выгоду от этого получает лишь государство, да и то на две недели.

Однако, такой гигант промышленности как Русал, на долю которого также приходится огромный процент загрязнений, на время игр производство не останавливал.

Поэтому на наш взгляд в городе была создана «видимость» улучшения экологической обстановки. Например, 9 марта 2019 г. ситуация с воздухом действительно стала лучше.[5] Но это все временные способы, которые перестанут использоваться после окончания соревнований. Можно сказать, что таким образом власти хотят скрыть масштабы экологического бедствия от иностранных гостей.

Право на благоприятную окружающую среду определяет критерии качества жизни человека, является составной частью предпринимаемых в государстве мер, направленных на повышение качества жизни граждан. Эффективная реализация этого права создает необходимые условия для осуществления иных прав, свобод и интересов человека и гражданина [6, с. 4]. Граждане РФ имеют возможность прибегать к помощи государства для обеспечения своего права.

Все это приводит к волнениям среди населения. Люди недовольны равнодушием и лицемерием властей, которые не уделяют достаточное внимание проблемам экологии в городе. Горожане постоянно организуют митинги, собрания и демонстрации, в которых люди обозначают свои конституционные права. В социальных сетях собираются подписи для петиций, создается социальная реклама и т.д.

Многие жители не верят в улучшение ситуации и вовсе уезжают из города. Статистика показывает, что за 2018 год из города ухало более 131 тыс. человек.[14]

Обозначив наиболее видимые проблемы, связанные с экологией в городе Красноярске в рамках нашей работы мы предлагаем следующие варианты решения данной проблемы:

1) Развитие газификации

В настоящий момент городским советом рассматривается вопрос о газификации города. Планируется, что газификация сжиженным углеводородным газом в Красноярске должна начаться с 2020 года.[11] Вредных выбросов от газа нет, но при этом недостатком данной системы является повышение расходов горожан за коммунальные услуги, а во-вторых использование бытового газа с нарушением правил его использование может привести к гибели людей и обрушению домов.

2) Установка улучшенных очистительных фильтров.

Заместитель технического директора СГК по охране окружающей среды К. Кушнира рассказал про планы по установке электрофильтров на ТЭЦ-1, тем самым они намерены увеличить эффективность очистки выбросов. [8] На наш взгляд, необходимо также на законодательном уровне края побуждать иные предприятия устанавливать очистительные фильтры с помощью ужесточения требований за несоблюдение экологического законодательства, а также установить налоговые льготы за добросовестную установку очистительных фильтров.

3) Перенос предприятий подальше от города.

За основу, на наш взгляд, необходимо взять практику Европейских государств, где подавляющее большинство производств находится за пределами жилых районов для благополучной жизни населения.

Здесь стоит отметить, что в администрации города из года в год поднимается вопрос о возможности переноса неэкологичных предприятий. Так в 2017 г. «Стратегия социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года» содержала пункты, в которых законодатель обращает внимание на бедственное положение от влияния выбросов и химикатов на жизнь города [15]. Однако, в реальной жизни этот вариант пока не приводится в исполнение. Для этого на наш взгляд следует начать с разработки конкретного плана, содержащего информацию о расходах, дате и месте переноса предприятий.

4) развитие электротранспорта;

Стратегия развития города, упомянутая выше, содержит идею о том, что снижение негативного воздействия на экологическую ситуацию городов автомобильного транспорта может проходить за счет перехода в процессе эксплуатации автомобильного транспорта на мировые экологические стандарты и использования природного газа в качестве топлива для муниципального транспорта.

Эффективным альтернативным вариантом данного пункта можно предложить создание разветвленной системы трамвайных путей, в котором будет возможным объединить такие характеристики как: комфорт, безопасность, экологичность. Этот вид транспорта в состоянии обеспечить обслуживание мощного пассажиропотока, что для города-миллионника поможет решить и проблему «пробок» на транспорте.

Резюмируя варианты путей решения экологической проблемы в Красноярске, следует обратить внимание, что нет такого пути решения, какой не был бы не затратным для бюджета. Однако, эти варианты смогут быть осуществлены, когда государство поставит в приоритет прав человека на здоровую окружающую среду над экономическими задачами.

Таким образом, приходим к выводу, что закрепление в Конституции РФ основных экологических прав и свобод человека и гражданина, а также признание и реализация данных прав в повседневной жизни, является неотъемлемым элементом становления правового государства. Права граждан на благоприятные условия жизни предполагает реальные возможности проживать в здоровой, отвечающей всем стандартам окружающей природной среде, участвовать в подготовке, обсуждении и принятии экологически значимых решений, осуществлять контроль за их реализацией, получать надлежащую экологическую информацию, право на возмещение ущерба.

Состояние экологии в Красноярке действительно критическое и приводит ко множеству негативных последствий. Данная работа наглядно показывает, что несмотря на наличие развитой нормативно-правовой базы, на практике обеспечение, соблюдение и защита экологических прав граждан далеки от полноценного решения.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собр. законодательства РФ. - 04.08.2014. - N 31. - ст. 4398.
2. 14 ядов, которыми дышит каждый красноярец [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:  http://newslab.ru/article/673925 (дата обращения: 10.03.19)
3. 15 лет, и жить в Красноярске станет невозможно [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://ngs24.ru/news/articles/2471173/ (дата обращения: 10.03.19)
4. Air quality and pollution city ranking [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: AirVisual.ru (дата обращения: 10.03.19)
5. Krasnoyarsk Krai air quality index [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.airvisual.com/russia/krasnoyarsk-krai/krasnoyarsk (дата обращения: 10.03.19)
6. Балашова Т.Н. Конституционное право на благоприятную окружающую среду и его реализация в Российской Федерации // Наука. Общество. Государство. 2017. №4 (20). С. 4
7. В Красноярске подвели экологические итоги 2018 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL:  https://krsk.sibnovosti.ru/ekologiya/371294-v-krasnoyarske-podveli-ekologicheskie-itogi-2018-goda (дата обращения: 10.03.19)
8. Зачем Красноярску новые трубы. Чего ждать горожанам от экологических инициатив энергетиков [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://newslab.ru/article/831307 (дата обращения: 12.03.19)
9. Когда гости уедут, ад вернется [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2019/02/13/79522-kogda-gosti-uedut-ad-vernetsya (дата обращения: 10.03.19)
10. Красноярские ученые доказали связь плотной застройки с «черным небом» [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://newslab.ru/news/750346(дата обращения: 10.03.19)
11. Озвучены даты газификации Красноярска [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://ngs24.ru/news/more/65863641/ (дата обращения: 12.03.19)
12. Работу на Кирпичном заводе в Красноярске приостанавливают на время Универсиады [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://ngs24.ru/news/more/65899001/ (дата обращения: 12.03.19)
13. Совещание по экологической ситуации в Красноярском крае [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/56816 (дата обращения: 12.03.19)
14. Статистики сообщили об оттоке населения из Красноярского края [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: https://dela.ru/lenta/235883// (дата обращения: 12.03.19)
15. Стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года/ 2017г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа URL: http://www.krskstate.ru/2030/plan (дата обращения: 12.03.19)
16. Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) "Об охране окружающей среды"/КонсультантПлюс
17. Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018) См. Консультант+