ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
Рубрика: Педагогика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
В психологии существует ряд теоретических и экспериментальных работ, где дается высокая оценка воспитательному значению творчества и музыкальных способностей. Наиболее подробная характеристика способностей была дана психологом Б.М. Тепловым. Он показал всевозможные динамичные взаимосвязи между музыкой и переживанием человека, между деятельностью и способностями, которые непосредственно при этом развиваются. Б.М. Теплов в своих трудах дал полный, исчерпывающий анализ проблемы развития музыкальных способностей. Б.М. Теплов четко обозначил свою позицию в вопросе о врожденности музыкальных способностей [7].
Б.М. Теплов полагал, что музыкальность - это «тот компонент музыкальной одаренности, который необходим для занятия именно музыкальной деятельностью в отличие от всякой другой, и притом необходим для любого вида музыкальной деятельности».
Способность эмоционально отзываться на музыку, сопереживать является главным признаком музыкальности. Выразителями определенного содержания преимущественно являются звуковысотные и ритмические движения, которые оказывают эмоциональное влияние на слушателя. Таким образом, необходимо единение эмоциональной и слуховой сторон музыкальности.
Также Б.М. Теплов выделяет три главные музыкальные способности:
1) способность эмоционально переживать и различать ладовые функции - ладовое чувство;
2) способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, которые отражают движение мелодии;
3) способность активно (двигательно) переживать музыку, ощущать эмоциональную выразительность ее ритма, его точного воспроизведения – ритмическое чувство.
Проблема музыкальности, по мнению Б.М. Теплова, - это проблема прежде всего качественная, а не количественная. Каждому нормальному человеку присуща некоторая музыкальность.
Главное, что должно заинтересовать педагога - это какова музыкальность ребенка и каковы должны быть пути ее развития, а не то, насколько музыкален тот или иной ребенок. Способность человека формируется в деятельности, по характерным психологическим закономерностям.
Все способности развиваются в процессе воспитания и обучения, поэтому существует вероятность изменения, развития основных сенсорных качеств, которые имеют ближайшее отношение к музыкальным способностям. Б. М. Тепловым были получены данные, которые указывают на возмещение одних свойств другими [7].
Для занятий музыкой большое значение имеют не только музыкальные данные, сенсорные и эмоциональные, но и те свойства, которые нужны как для музыкальной, так и для других различных видов деятельности, например способности внимания, воображения, волевые черты. Общие особенности находятся внутри специальных способностей и тесно связаны с ними. К общим особенностям в первую очередь относятся свойства интеллекта. Следовательно, специальные способности непосредственно зависят от способностей интеллекта и других свойств личности.
Н.А. Ветлугина выделяет в качестве главных музыкальных способностей две: ладовысотный слух и чувство ритма. В таком подходе обращается внимание на единую связь эмоционального (ладовое чувство) и слухового (музыкально-слуховые представления) компонентов музыкального слуха. Соединение двух способностей (двух компонентов музыкального слуха) в одну (ладовысотный слух) говорит о необходимости развития музыкального слуха в тесной связи его эмоциональной и слуховой основ [1].
К.В. Тарасова в своей книге «Онтогенез музыкальных способностей» выделяет двухчастную структуру музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку и познавательные музыкальные способности.
Эмоциональную отзывчивость на музыку К.В. Тарасова считает основным образованием структуры музыкальности, ее существенным показателем, так как музыка по самому своему содержанию выступает как явление преимущественно эмоциональное. Познавательные музыкальные способности, по мнению К.В. Тарасовой, состоят из трех подструктур: сенсорных музыкальных способностей (музыкальный слух и чувство музыкального ритма), музыкального мышления (при единстве его репродуктивного и продуктивного компонентов) и музыкальной памяти. Каждая из познавательных музыкальных способностей представляет собой системную организацию, состоящую из компонентов разнообразной сложности. Музыкальность как сложная система специальных музыкальных способностей, которые необходимы для восприятия и создания музыкальных художественных образов, формируется в онтогенезе во взаимодействии этих способностей [6].
Каждая музыкальная способность включает компоненты разнообразной сложности и развивается в онтогенезе от простых к все более сложным составляющим. Но элементарные компоненты какой-либо способности не пропадают с появлением более сложных, а наоборот, продолжают развиваться. Так, например, тембровый и динамический слух – предвестники элементарной системы музыкального слуха, - дают жизнь звуковысотному, а затем и другим видам музыкального слуха, сами достигают в дальнейшем высочайших уровней развития в более сложных видах музыкальной деятельности.
Д.К. Кирнарская, ведущий специалист в области теории и практики тестирования специальных способностей, считает, что можно с желанием заниматься музыкой и без выдающегося слуха в привычном его понимании, приступить к музыкальным занятиям можно в любом возрасте и достичь успеха, и любой талант, в том числе музыкальный, состоит из различных компонентов: нужно лишь обладать немного каждым из них, и человек может в полной мере считать себя музыкальным.
Также Д.К. Кирнарская предложила свою систему тестирования музыкальных способностей, которая служит основой для создания тестовых методик в области диагностики специальных способностей в различных областях деятельности. В музыкально-педагогической практике ведущими музыкальными способностями считаются обычно следующие три: ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма [3].
Ладовое чувство - это способность эмоционально распознавать ладовые функции звуков мелодии, или ощущать эмоциональную выразительность звуковыстоного движения. Чувство лада характеризуется узнаванием мелодии, точностью ее интонирования.
В силу возрастных особенностей ладовое и ритмическое чувство у детей проявляется неодинаково. Их эмоциональный отклик на ладовую окраску музыки продолжительное время имеет лишь общий характер. Затем вырабатывается умение различать мажор и минор. Музыкально-слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, прежде всего в пении, а так же в способности подобрать мелодию по слуху на музыкальном инструменте. Для того чтобы пропеть мелодию голосом или исполнить на музыкальном инструменте, нужно иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения [2].
Слуховые представления высоты успешно развиваются, если этот навык тренировать в условиях ладовой настройки.
Чувство ритма – это способность активно (двигательно) чувствовать музыку, ощущать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспринимать его. Ритм - одно из выразительных средств музыки, с помощью которого непосредственно передается содержание.
В раннем возрасте музыкально-ритмическое чувство выражается в том, что слушание музыки непосредственно сопровождается какими-либо двигательными реакциями, которые более или менее точно передают ритм музыки. Это чувство лежит в основании всех тех проявлений музыкальности, которые соединены с восприятием и воспроизведением временного хода музыкального движения. Вместе с ладовыми чувствами оно формирует основу эмоциональной отзывчивости на музыку [5].
Формирование и развитие специальных способностей, по мнению Р.С. Немова активно начинается уже в дошкольном возрасте. Когда деятельность ребенка носит творческие, нерутинный характер, то она всегда заставляет его думать и сама по себе становится достаточно привлекательным делом и может выступать как средство проверки и развития способностей [4].
Если осуществляемая деятельность находится в зоне оптимальной трудности, то есть на грани возможностей ребенка, то она непременно ведет за собой развитие его способностей, реализуя то, что Выготский Л.С. называл зоной потенциального развития. Деятельность, которая не находится в границах этой зоны, в наименьшей степени ведет за собой развитие способностей. Если она слишком проста, то позволяет реализоваться только лишь уже имеющимся способностям; если же она наоборот очень сложна, то станет невыполнимой и, поэтому, также не приведет к формированию новых умений и навыков.
Развитие специальных способностей является сложным и долговременным процессом. Для различных специальных способностей свойственно неодинаковое время их выявления.
Итак, музыкальные способности, индивидуальные психологические свойства человека, предопределяющие восприятие музыки, обучаемость в музыкальной деятельности, которые выступают как относительно самостоятельный комплекс индивидуально психологических свойств.
Музыкальное развитие детей старшего дошкольного возраста оказывает воздействие на обогащение духовного мира. Это процесс становления и развития музыкальных способностей на основе природных задатков, формирования основ музыкальной культуры, творческой активности от простейших форм к более сложным. Также музыкальное развитие влияет на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствует мышление, ребёнок становится чутким к красоте в искусстве и жизни.
Таким образом, проблема исследования развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста остается актуальной и в настоящее время.