ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)
ЦИФРОВЫЕ АКТИВЫ: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В РОССИИ
Популяризация цифровых технологий во всех сферах общественной жизни привела к возникновению таких специфических объектов права, как цифровые (виртуальные) активы.
Несмотря на то, что цифровая сфера экономики два последних десятилетия развивается масштабными темпами, дискуссия по правовому регулированию цифровых активов постоянно продолжается, и на международном, и на отечественном уровнях. В связи с этим, российское общество хочет видеть активное участие законодательных органов власти в разработке нормативных документов для эффективного правового регулирования данного вопроса. Кроме того, научное сообщество также не должно оставаться в стороне, так как оно непосредственным образом влияет на создание правильного правового «климата» в стране.
Несмотря на стремительное развитие в XXI веке цифровой финансовой сферы, в России до 2014 года виртуальные активы никак не регулировались на законодательном уровне. Другую, более положительную статистику, демонстрировали коллеги международном уровне, в том числе, страны СНГ. Правовым прецедентом в отечественном законодательстве стали разъяснения Банком России: Информации Банка России "Об использовании при совершении сделок "виртуальных валют" от 27.01.2014 г., в которых говорилось об опасности операций с криптовалютами, в частности, о вовлечении в противоправную деятельность, включая легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, и финансирование терроризма [4].
В настоящее время в Российской Федерации действует основной правовой документ, определяющий «фундамент» регулирования цифровых активов, в частности, криптовалюты:
- Федеральный закон "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 31.07.2020 N 259-ФЗ [2].
Ему предшествовал проект закона «О цифровых финансовых активах» № 419059-7 от 25.01.2018г., который долгое время обсуждался, в том числе научным сообществом, критиковавшим некоторые его положения [3]. По их мнению, законопроект противоречил нормам действующего законодательства. Одним из основных поводов для обсуждений было уже имеющееся в ст. 128 ГК РФ определение «иного имущества», которое и подразумевало под собой «цифровые финансовые активы» [1].
Спустя 2 года оживленных дискуссий, принятый в 2020 году закон все-таки закрепил понятие цифровой валюты, установил правила и ограничения ее выпуска, учета и оборота в финансовой системе. Однако основная цель –полноценное урегулирование отношений, связанных с обращением цифровых валют, достигнута не была. Напротив, закон вызвал еще бóльшие дискуссии со стороны представителей науки и простого населения. Рассмотрим некоторые из них:
- Выделение отдельного понятия «цифровые активы», выходящего за рамки общепринятой терминологии.
Возвращаясь к широкой зарубежной практике регулирования цифровой финансовой системы, уже на протяжении долгого времени устоялись два термина – «виртуальные валюты» и «криптовалюты». Стоит отметить, что данная терминология используется не только в нормативно-правовых актах иностранных государств, но и применялась ранее в документах российских органов государственной власти (письмах, разъяснениях и пр.). В связи с этим, кажется не совсем целесообразным введение нового понятия в российском законодательстве – «цифровая валюта», взамен ранее устоявшихся и принятых в международном юридическом сообществе.
- Разграничение понятий «цифровая валюта» и «цифровые активы».
Если мы снова обратимся к основному действующему закону цифровой финансовой сферы – "О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вышеуказанные термины в нем разграничиваются. В первую очередь, на это указывает название Закона. В дополнение, исходя из содержания документа, можно сделать следующие заключения: цифровые активы являются цифровыми правами, а непосредственно цифровые валюты – электронными данными. Данные определения снова указывают на то, что 259-ФЗ не только ввел и закрепил новые понятия, но и упразднил раннее используемые в юридической практике. Кроме того, после вступления с 1 января 2021 года Закона в силу, появилась необходимость внесения изменений в другие нормативные акты. В частности, в Федеральные законы «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», «О несостоятельности (банкротстве)», «Об исполнительном производстве», «О противодействии коррупции», признавая цифровые валюты имуществом. В связи с этим, можно говорить о противоречивости положения цифровых валют в правовом поле. С одной стороны, они считаются имуществом, с другой – не являются объектами гражданских прав, что в данном случае не позволяет осуществлять гражданско-правовые сделки.
Изучив существующее на текущий момент правовое регулирование цифровых активов в России, можно сделать заключение о том, что преимущественно данная сфера пока содержит в себе множество пробелов в правовом поле. Применение международной практики регулирования данной сфера не стало определяющим и авторитетным подходом для законодательных органов нашей страны. Дополнительным достоверным источником, откуда можно черпать информацию: ученым – для написания научных трудов, населению – для применения в повседневной жизни, остается правоприменительная практика.