Статья:

ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РФ И В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №20(243)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Письменных С.А. ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РФ И В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 20(243). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/243/127660 (дата обращения: 21.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИТИКА ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАН РФ И В ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВАХ: АНАЛИЗ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

Письменных Софья Андреевна
студент ФБГОУ ВО Владивостокский государственный университет, РФ, г. Владивосток

 

THE POLICY OF PATRIOTIC EDUCATION OF CITIZENS OF THE RUSSIAN FEDERATION AND IN FOREIGN COUNTRIES: ANALYSIS OF REGULATORY LEGAL ACTS

 

Sofia Pis'mennykh

Student FBGOU VO Vladivostok State University, Russia, Vladivostok

 

Аннотация. Патриотическое воспитания граждан является одной из важнейших задач государства. Существует множество программ, направленных на правильно формирования мировоззрения молодёжи касаемо своей страны. С 2016 года в Российской Федерация разработана и функционирует Программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016 – 2020 года». По настоящее время ведутся дискуссии о внедрении большее усовершенствованных методов патриотического воспитания граждан.

Abstract. Patriotic education of citizens is one of the most important tasks of the state. There are many programs aimed at correctly shaping the worldview of young people regarding their country. Since 2016, the Program "Patriotic Education of Citizens in the Russian Federation for 2016-2020" has been developed and is functioning in the Russian Federation. At present, discussions are underway on the introduction of more improved methods of patriotic education of citizens.

 

Ключевые слова: Патриотическое воспитание, патриотизм, государственная программа, проблемы применения, пробелы в законодательстве.

Keywords: Patriotic education, patriotism, state program, application problems, gaps in legislation.

 

В настоящее время одним из актуальных направлений деятельности государства является политика патриотического воспитания и ее развитие в современном обществе. Многие общественные деятели считают, что благодаря именно правильным жизненным ориентирам молодого поколения, наше государство способно избежать большого количества проблем.

Патриотизм – одна из важных гарантий существования государства. Она служит внутренним мобилизующим ресурсом для развития российского общества, активной гражданской позиции личности и ее готовности служить Родине. Понятие патриотизма как социального явления является фундаментальной основой существования и развития государства. Одним из условий устойчивости государства является развитие патриотизма среди молодежи. Патриотическое воспитание входят в учебные программы многих современных государств. Воспитание патриотизма подчеркивается как сама добродетель гражданственности. Патриотизм, являющийся следствием обществоведческого образования, связан с воспитанием гражданственности. В конечном итоге, такое воспитание — это, прежде всего, процесс развития чувства принадлежности, а патриотизм позволяет людям развить психологическое чувство принадлежности к стране, в которой они живут.

Патриотизм – социальное чувство, выражающее высшую, вплоть до готовности пожертвовать своими витальными и экзистенциальными потребностями, степень привязанности (любви) человека к родине [1].

В Древней Греции, особенно в Риме, существовал политический патриотизм, понимавший верность отечеству как верность политической идее республики. К нему прилагается любовь к закону и общей свободе, воля служить общему благу и обязанность вести себя справедливо по отношению к своей стране. Это классическое римское значение родины вновь воспроизведено в контексте итальянского города-республики 15 века. Отечество здесь означает общую свободу города, которая может быть защищена только гражданским духом граждан. Пик понимания патриотизма пришелся на республиканский Рим (III-I вв. до н.э.), где идеи формировались под влиянием выбора римлянами богов и мифа о происхождении Рима. Сила его народа определялась способностью римских граждан служить городу любой ценой.

Возрождение понятия «патриотизма» связывают с именем флорентийского мыслителя Макиавелли, который приспособил идеи Античности к ситуации позднего Ренессанса и раннего Нового времени. Прежде всего Макиавелли разделил общественную и личную жизнь, подчинив вторую первой. Индивид, и прежде всего политический лидер, должен действовать исключительно в рамках государственных интересов, ощущая себя частью своего Отечества. При этом не имеет значения государственное устройство отчества [1].

«Этническое значение происшедшего в 1380 г. на Куликовом поле оказалось колоссальным. Суздальцы, владимирцы, ростовцы, псковичи пошли сражаться на Куликово поле как представители своих княжеств, но вернулись оттуда русскими, хотя и живущими в разных городах» [2].

Именно во время правления Петра I зародилось понятие патриотизма. Появление термина связано с рождением нового государства, Российской империи, в 1721 году. Одной из главных задач государства в тот исторический момент было объединить российские народы и показать Европе, что новое государство ничем не хуже ее.

В эпоху Петра I государственный патриотизм становится выше многих нравственных ценностей. Базой патриотического воспитания являлась национальная идея преданности и верности своему Отечеству и народу. Служба России и полная отдача себя делу, вот что ценилось превыше всего и было упомянуто в «Табелях о рангах» в качестве обязательного условия для получения чинов, наград и званий. По наставлениям Петра I в процессе обучения и воспитания у будущих защитников Отечества вырабатывались чувства государственной ответственности за судьбу Родины, патриотизма, воинского долга, преданности и любви к «государевой службе» [3]. Таким образом, к концу XVIII века термин «патриотизм» начинает свою демократизацию, и тогда даже в известном произведении «О любви к отечеству и народной гордости» встречаем следующее: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Он требует рассуждения – и потому не все люди имеют его» [4]. С развитием общества и появлением новых политических партий понятие патриотизма претерпело идеологическую трансформацию: до революции 1917 года лексема "патриот" был антонимом "демократа" или синонимом "монархиста", но во время Октябрьской революции он приобрел иной социальный оттенок. 1917 год. Революция, патриотизм считался устаревшей буржуазной ценностью.

Фундаментом развития патриотизма в Советском Союзе в XX веке стали: достижения Советского Союза в различных сферах общественной жизни; советский человек выступал как как образ труда; уверенность в превосходстве собственной модели социального устройства общества; воспитание в людях преданности к Родине как гарантия построения коммунистического будущего; существование идеи построения социализма во всем мире [5].

Сегодня понимание термина "патриотизм" характеризуется разнообразием, неоднозначностью и многогранностью. В основном это связано со сложностью явления и разнообразием его содержания, структуры и признаков. Сегодня патриотизм становится одним из важнейших качеств, востребованных обществом и государством в нашей стране. Поэтому его формирование должно происходить в рамках трансформации советской системы образования с учетом различных мировоззренческих позиций.

Именно в таких обстоятельствах, в условиях современной России, можно поставить вопрос о значимости феномена патриотизма и его важности для общества, государства, различных институтов и отдельного человека.

В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1493, в качестве целей развития и совершенствования системы патриотического воспитания определены следующие: «Создание условий для повышения гражданской ответственности за судьбу страны, повышение уровня консолидации общества для решения задач обеспечения национальной безопасности и устойчивого развития Российской Федерации, укрепление чувства сопричастности граждан к великой истории и культуре России, обеспечение преемственности поколений россиян, воспитания гражданина, любящего свою Родину и семью, имеющего активную жизненную позицию» [7].

Согласно данной Программе основными задачами патриотического воспитания являются:

1. Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан;

2. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию;

3. Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах;

4. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

5. Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации.

В современной России патриотическое воспитание населения является важной государственной задачей. Проект патриотического воспитания направлен на формирование и укрепление чувства гордости за свою Родину. Его главная цель - воспитание любви и уважения к своим давним традициям и истокам. В то же время патриотизм и история - понятия неразделимые.

Система патриотического воспитания основывается на государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации». Программа представляет собой объединенный замыслом и целью комплекс нормативно-правовых, организационных, научно-исследовательских и методических мероприятий, призванных обеспечить решение основных задач в области патриотического воспитания. Программа начала действовать с 2001 года. В 2001–2015 годах реализованы 3 государственные программы патриотического воспитания. Патриотическое воспитание представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти, институтов гражданского общества и семьи по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Реализация этой программы предполагает создание различных клубов, лагерей, центров военно-патриотического воспитания, массовое привлечение подрастающего поколения к занятиям физической культурой и спортом, реализация в образовательных учреждениях программ и мероприятий по патриотическому воспитанию [8].

Данная Программа имеет ряд задач, основными из которых являются:

1. Развитие научного и методического сопровождения системы патриотического воспитания граждан. Оно включает в себя: развитие исследований в области патриотического воспитания; выявление эффективных практик патриотического воспитания; совершенствование методологии в контексте задач национальной безопасности; усовершенствование нормативной базы патриотического воспитания; формирование системы научно обоснованного мониторинга патриотического воспитания у граждан.

2. Совершенствование и развитие успешно зарекомендовавших себя форм и методов работы по патриотическому воспитанию с учетом динамично меняющейся ситуации, возрастных особенностей граждан и необходимости активного межведомственного, межотраслевого взаимодействия и общественно-государственного партнерства;

3. Развитие военно-патриотического воспитания граждан, укрепление престижа службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и правоохранительных органах, совершенствование практики шефства воинских частей над образовательными организациями и шефства трудовых коллективов, бизнес-структур, районов, городов, областей, краев и республик над воинскими частями (кораблями);

4. Создание условий для развития волонтерского движения, являющегося эффективным инструментом гражданско-патриотического воспитания;

5. Информационное обеспечение патриотического воспитания на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, создание условий для освещения событий и явлений патриотической направленности для средств массовой информации [7].

Патриотическое воспитание - тема, которая продолжает привлекать внимание не только в различных образовательных системах, но и в центре национальной политики большинства стран мира. В контексте патриотического воспитания в России рассматривается опыт патриотического воспитания в основных современных мировых державах - США и Китае.

Сегодня роль США в мире весьма сомнительна. С одной стороны, США пытаются занять лидирующую позицию на мировой арене, вовлекая многие страны в международные и военные конфликты. С другой стороны, США - одна из важнейших экономик мира, обеспечивающая процветание и благополучие своих граждан. Уверенность страны выражается в основном в сильном чувстве патриотизма. Многие отмечают, что американский патриотизм характеризуется отсутствием этнической, национальной или языковой основы.

Единой государственной программы национально–патриотического воспитания в США нет (и никогда не было). Тем не менее, элементы государственной политики по воспитанию патриотизма в американском обществе все-таки присутствуют. В ее основе лежат некоторые инвариантные принципы, восприятие которых позволяет американцам не только осознавать свою идентичность, но и достаточно агрессивно ее отстаивать [9].

Основными элементами американского патриотизма являются:

1. Реализация конституционных прав и свобод;

2. Символика (флаги и национальные гимны), признанные всеми жителями США;

3. Участие в выборах и общественной деятельности. Американцы видят патриотизм в возможности влиять на выборы руководителей штата;

4. Академическая сфера, которая свободна от патриотизма. Главной целью данного элемента является сокращение возможности влияния на критическое осмысление фактов и процессов.

Как и в России, в Китае огромное значение придается воспитанию гражданственной позиции, патриотизма и межнациональной терпимости. В основном правовом документе КНР - Конституции КНР (статье 24) говорится: «Государство выступает за общественную мораль, для которой характерна любовь к Родине, народу, труду, науке, социализму, проводит в народе воспитание патриотизма, коллективизма и интернационализма, коммунизма, воспитание на основе диалектического и исторического материализма» [10].

Согласно статье 53 Закона о высшем образовании КНР, который вступил в силу 1 января 1999 года, также рассматриваются обязанности студентов высшего образования по отношению к патриотизму, идеологии и нравственности: «Студенты должны соблюдать законы и правила, соблюдать нормы поведения и все правила системы управления учебного заведения, уважать учителей, усердно учиться, повышать уровень физической подготовки, воспитывать в себе патриотизм, коллективизм и социалистическую идеологию, усердно изучать марксизм, ленинизм, идеи Мао Цзэдуна, теории Дэн Сяопина, обладать прекрасной идеологической нравственностью, обладать относительно высоким научным и культурным знанием и профессиональными навыками» [11]. В ноябре 2019 года Центральный комитет Коммунистической партии Китая и Государственный совет Китайской Народной Республики опубликовали План действий по укреплению патриотического воспитания в новую эпоху.

В документе отмечается, что усиление патриотического воспитания в новую эпоху "имеет очень широкое значение для поднятия духа народа и укрепления силы народа в целом". Она нацелена на "решительную победу в строительстве умеренно процветающего общества для всего мира" и "великую победу уникального китайского социализма в новую эпоху".

План предусматривает разработку специфического для Китая патриотического воспитания для новой эпохи на основе марксизма-ленинизма, идей Мао Цзэдуна, теорий Дэн Сяопина, научной концепции развития и идей Си Цзиньпина о социализме.

По мнению экспертов, сегодня теория и практика развития патриотизма у детей находится в критической ситуации. Серьезной проблемой является то, что традиционные представления о целях и функциях развития патриотизма не соответствуют современным представлениям о задачах и функциях развития патриотизма. Необходимо новое, более глубокое методологическое и психологическое понимание фундаментального патриотизма русского народа в 21 веке. Философам, социологам и психологам необходимо понять фундаментальные основы процессов, формирующих у молодых людей опыт служения родине. Это важно для понимания глубины процесса воспитания молодых людей на опыте служения Родине.

 

Список литературы:
1. Павлов А. Патриотизм. Очень краткая история идеи / А. Павлов // Философская антропология. - 2018. - №1. - С.175-191.
2. Яковлев Р.О. Исторические этапы развития патриотического воспитания в России / Р.О. Яковлев // Наука и Школа. - 2017. - №2. - С. 169-174.
3. Кобылкин Р.А. Понятие «патриотизм»: история и современность / Р.А. Кобылкин // Вестник Волгоградской академии МВД России. - 2014. - С. 161-167.
4. Кравченко В.А. Патриотизм как одна из форм самоидентификации личности в России / В.А. Кравченко // Культурная жизнь Юга России. - 2015. - №4. - С. 42-46.
5. Боева О.М. Истоки развития российского патриотизма: история и современность / О.М. Боева, П.Г. Крепков // Вестник науки и образования. - 2020. - №12. - С. 65-70.
6. Вырщиков А.Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе. Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. - с. 172.
7. Программа «Патриотическое воспитание граждан в Российской Федерации на 2016– 2020 годы», утв. Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. No 1493 [Электронный ресурс]:URL: СПС КонсультантПлюс. Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=PNPA;n=9142 (дата обращения: 27.11.2022 г.)
8. Кривошеев В.В. Патриотизм в России / В.В. Кривошеев // Интерактивная наука. - 2018.
9. Новашина М.С. Концепция воспитания чувства патриотизма у студентов США / М.С. Новашина // Культура: теория и практика. - 2017.
10. Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в вузах КНР / Н.Б. Васильева // European research. - 2016.
11. Закон о высшем образовании КНР, принят 29.08.1998 г. (перевод с кит. яз.). [Электронный ресурс]: Байдупедия. Режим доступа: http://baike.baidu.com/link?url=CJ59a O9pP_yB3hhzYCVaTxMuYa0ZHMg8y37vcbeXnmTHORAWyuJCxejIPyCdyw1ZB19OYH_ bRWUkh37XbK/ (дата обращения: 27.11.2022).