Порядок признания недействительной сделки оспоримой
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(94)
Порядок признания недействительной сделки оспоримой
В отличии от ничтожной сделки, которая не порождает юридических последствий с момента её исполнения, оспоримая сделка является действительной до того момента, пока суд не признает её недействительной. Для этого заинтересованная сторона должна обратиться в суд с соответствующим заявлением и указать на основание недействительности. Закон устанавливает ограничение на оспаривание сделки. В случае если из поведения стороны сделки явствует ее воля сохранить силу сделки, то она не вправе оспаривать сделку по основанию, о котором эта сторона знала или должна была знать при проявлении ее воли.
По моменту признания оспоримой сделки недействительной закон выделяет сделки недействительные с момента совершения и сделки, прекращаемые судом на будущее время. В пункте 3 статьи 167 говорится: «Если из существа оспоримой сделки вытекает, что она может быть лишь прекращена на будущее время, суд, признавая сделку недействительной, прекращает ее действие на будущее время.» Отнесения сделок к тому или иному типу зависит от содержания самой сделки. Так правоотношения с длящимся исполнением, например договор аренды, можно приостановить только на будущее время. В отношении исполненной и сохраненной части сделки остаются в силе взаимные права и обязанности сторон.
К недействительным сделкам как общее правило применяется двусторонняя реституция как мера регулятивного характера, которая возвращает стороны сделок в положение, существовавшее до возникновения правоотношения.
В отдельных случаях к недействительным сделкам может применяться односторонняя реституция. О.С. Иоффе писал: «При односторонней реституции другая сторона подвергается карательной санкции». ГК РФ устанавливает одностороннюю реституцию в качестве последствия недействительности оспоримых сделок, совершенных под влиянием обмана, насилия, угрозы, злонамеренного соглашения представителя одной стороны с другой стороной или стечения тяжелых обстоятельств.
При недействительной сделке дополнительным последствием является компенсация вреда, причиненного недобросовестным поведением. Так в абзаце 3 пункта 1 статьи 171 закреплено правило, согласно которому при заключении сделки с гражданином, признанным недееспособным, дееспособная сторона обязана возместить другой стороне понесенный ею реальный ущерб, если дееспособная сторона знала или должна была знать о недееспособности другой стороны.
По российскому законодательству недействительной может являться не только сделка целиком, но и часть сделки. Например, судом может быть признан недействительным отдельный пункт договора, в то время как все иные положения сохраняют свое действие и влекут правовые последствия для сторон.
Однако признание сделки недействительной лишь в части возможно при определенных условиях. Так, в соответствии со статьей 180 ГК РФ недействительность части сделки не влечет недействительности прочих её частей, если можно предположить, что сделка была бы совершена и без включения недействительной её части.
Вместе с тем закон не устанавливает критериев, в соответствии с которыми суду надлежит определить, была бы совершена сделка без включения недействительной части или нет.
В литературе для определения возможности признания части сделки недействительной обращаются к таким критериям как объективная и субъективная делимость сделки.
Объективная делимость сделки подразумевает юридическую возможность существования сделки целиком без недействительной части. Так, не может быть признана недействительной часть сделки, если она содержит в себе существенное условие договора. Недействительность существенного условия договора влечет недействительность сделки в целом.
Субъективная делимость сделки подразумевает гипотетическую волю сторон на сохранение сделки без недействительного условия.
Для судебной практики критерии, в соответствии с которыми суду надлежит определить, была бы совершена сделка без включения недействительной части или нет, формируются на основании позиций высших судов.
Прежде всего, следует отметить определение Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 490-О-О, в соответствии с которым положение статьи 180 ГК РФ наделяет суд необходимыми для осуществления правосудия дискреционными полномочиями по определению того, была бы сделка совершена и без включения недействительной ее части, исходя из фактических обстоятельств дела. По мнению Конституционного Суда РФ такое регулирование направлено на сохранение стабильности гражданского оборота,
а также баланса частных и публичных интересов. Иными словами, Конституционный Суд РФ выступал за сохранение сделки в целом в случае недействительности её отдельной части.
Противоположная позиция содержится в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 25). В соответствии с пунктом 100 указанного Постановления, признавая сделку недействительной в части, суд в решении приводит мотивы, исходя из которых им был сделан вывод о том, что сделка была бы совершена сторонами и без включения ее недействительной части (статья 180 ГК РФ). При этом в силу пунктов 1 и 4 статьи 421 ГК РФ признание судом недействительной части сделки не должно привести к тому, что сторонам будет навязан договор, который они не намеревались заключать. В связи с этим при решении вопроса о признании недействительной части сделки или сделки в целом суду следует вынести указанный вопрос на обсуждение сторон (статья 56 ГПК РФ, статья 65 АПК РФ).
Таким образом, в соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 25, суд при решении вопроса о субъективной делимости сделки исходит не из гипотетической воли сторон на сохранение сделки (принимая во внимание принцип разумности и обычную практику), а из сделанных в судебном заседании заявлений сторон о готовности совершить сделку без недействительного условия.
Представляется, что такой подход создает возможность для злоупотребления стороны, которая объективно совершила бы сделку без недействительного условия, но на момент решения вопроса о признании недействительной части сделки имеет интерес в признании недействительной сделки в целом.
В теории гражданского права существует множество подходов к пониманию природы недействительной сделки. Сделка является распространённым способом возникновения гражданских правоотношений. Основанием для признания сделки недействительной является содержащийся в ней порок, который может содержаться в субъекте сделки, в воле и волеизъявлении, в форме сделки или в её содержании.