Статья:

ИТ-СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №36(215)

Рубрика: Экономика

Выходные данные
Павленко Е.А., Гайдукова А.А. ИТ-СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 36(215). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/215/118775 (дата обращения: 22.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИТ-СТРАТЕГИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА

Павленко Елена Александровна
студент, Институт инженерной экономики и предпринимательства, «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - Каи», РФ, г. Казань
Гайдукова Анастасия Александровна
студент, Институт инженерной экономики и предпринимательства, «Казанский национальный исследовательский технический университет им. А. Н. Туполева - Каи», РФ, г. Казань

 

IT STRATEGY AS A FEEDBACK TOOL IN BUSINESS DEVELOPMENT

 

Elena Pavlenko

Student, Kazan National Research University, Russia, Kazan

Anastasia Gaidukova

Student, Kazan National Research University, Russia, Kazan

 

Аннотация. В статье рассмотрена проблема стратегического планирования внедрения информационных технологий на предприятии.  На основании анализа данного вопроса ИТ-стратегия понимается как способ обратной связи при ведении бизнеса. В результате научной статьи выдвинуто предложение включить в модель жизненного цикла информационной системы этап стратегического планирования.

Abstract. The article considers the problem of strategic planning of the introduction of information technologies at the enterprise. Based on the analysis of this issue, the IT strategy is understood as a way of feedback when doing business. As a result of the scientific article, a proposal was put forward to include a strategic planning stage in the information system life cycle model.

 

Ключевые слова: ИТ-стратегия, бизнес, информационная система, стратегическое планирование, жизненный цикл информационной системы.

Keywords: IT strategy, business, information system, strategic planning, information system life cycle.

 

Для начала стоит разобраться, какую функцию в бизнесе выполняет информационная система (ИС)? Это функция посредника между объектом и субъектом управления. То есть информационные технологии в менеджменте носят сервисный характер, обеспечивая бизнес-проекты информацией и упрощая их реализацию. ИТ-стратегию многие понимают по-разному. Наиболее популярным определением является: «годовой или долговременный план действий по обеспечению предприятия, приобретению конкретных ИТ (ИС) (без учета стратегии менеджмента предприятия)» [1]. В работе [2] раскрывается смысл понятия «жизненный цикл развития системы», а также отмечается, что ни в одном стандарте жизненного цикла систем не учитываются:

  • ожидания бизнеса, что ИТ будет нести частичную ответственность за достижение выгод, ради которых ее создавали;
  • текущее изменение состояния бизнес-процессов;
  • совершенствование параметров оценки результативности бизнеса;
  • информационный контакт;
  • как ИС проецируется на будущее.

В современном мире не все предприятия уделяют достаточное внимание ИТ-стратегии, несмотря на то, что именно она позволяет компании добиться преимущества среди конкурентов за счет использования ИС, которые, в свою очередь, способны решить весь спектр задач на различных уровнях  управления, учитывая цели, особенности и перспективу развития компании. Существует несколько подходов к разработке ИТ-стратегий. Рассмотрим типологию А. Михайлова, в которой он распределил подходы на шесть групп:

  • Отсутствие стратегии, следование моде, специфические ИТ-стратегии.
  • Методики стратегического планирования ИТ, разработанные международными компаниями для планирования ИТ в больших компаниях, все работы требуют очень высокой квалификации.;
  • Методики стратегического планирования бизнеса (в т.ч. по книгам Стрикленда и Минцберга);
  • Методики планирования отдельных элементов ИТ, в т.ч. ITIL как подход к планированию ИТ-услуг;
  • Методика «Основные 15 слайдов ИТ-стратегии»;
  • Методика «Пирамида Михайлова» [3].

Более прогрессивным и результативным является «Методики стратегического планирования бизнеса». Данный подход направлен на поддержание уже имеющейся и развитие дальнейшей эффективности предприятия, сохранение и создание новых преимуществ в конкурентной борьбе на рынке. В рамках этой программы создание ИТ-стратегии подразумевает определение главных направлений для развития бизнеса и постановку задач на ближайшие 2-4 года.

Однако стоит обратить внимание, что универсального подхода к созданию ИТ-стратегии и продвижению проекта нет, поэтому важно анализировать особенности каждой компании и подбирать индивидуальный способ. Также необходимо понимать, что «чем больше масштаб и/или сложность ИТ, тем более сложные методики разработки ИТ-стратегий целесообразно применять» [3].

ИТ-стратегия при верном использовании в управлении бизнесом может выступать как регулятор решения проблем и достижения поставленных целей, а также стратегическое планирование в ИС в сфере менеджмента позволяет создать новые возможности для совершенствования. Исходя из этого, следует понимать, что стандартизация жизненного цикла должна учитывать этап стратегического планирования ИС, который влияет на развитие бизнес-проекта.

 

Список литературы:
1. Михайлов А. Семь подходов к разработке ИТ-стратегии // ДИС. 2004. №2 (http://www.i-teco.ru/ article44.html).
2. Терри У. Чего хочет бизнес от IT: Стратегия эффективного сотрудничества руководителей бизнеса и IT-директоров /пер. с англ. М.: Гревцов Паблишер, 2007.
3. Михайлов А. ИТ-стратегия и стратегия цифровой трансформации бизнеса: что это такое, варианты разработки, основные разделы//  ДИС. 2021. (http://www.info-strategy.ru/contacts/).