Статья:

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Чуев Д.Д. ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/118909 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ МЕР АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ

Чуев Дмитрий Дмитриевич
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва
Маркина Марианна Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

Процессуальной формой назначения административного наказания является производство по делу об административном правонарушении. Данное производство является самостоятельным структурным элементом административного процесса (административное производство).

В рамках этого административного производства применяются меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, предусмотренные главой 27 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [2], подавляющее большинство которых являются мерами административно-процессуального обеспечения.

Процессуальный порядок реализации принудительных мер административного предупреждения, способы принудительного воздействия которых являются санкциями норм права, устанавливающих данные меры принуждения, включает следующие процессуальные действия, выступающие в качестве его стадий:

- документальная фиксация индивидуально-конкретной ситуации, являющейся основанием для применения принудительной меры административного предупреждения и направление материалов на рассмотрение в уполномоченный орган к уполномоченному должностному лицу (возбуждение индивидуального конкретного дела);

- рассмотрение уполномоченным должностным лицом (органом) данного индивидуального конкретного дела и принятие по нему решения (юрисдикционного акта управления о применении принудительной меры административного предупреждения);

- исполнение принятого по делу юрисдикционного акта, то есть обеспечение реализации предусмотренного санкцией правовой нормы принудительного способа воздействия.

Необходимо также отметить, что действующее административно-процессуальное законодательство предусматривает как административный, так и судебный порядок рассмотрения дел о применении принудительных мер административного предупреждения (в зависимости от субъекта, рассматривающего дело).

Порядок применения принудительных мер административного предупреждения целесообразно рассматривать в качестве комплексного (административно-судебного) производства, включающего следующие основные стадии: 1) возбуждения дела, 2) рассмотрения дела и принятия по нему решения, 3) исполнения принятого решения [7, с. 345].

Рассмотрим порядок применения отдельных принудительных мер административного предупреждения на примере производства по делам об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, поскольку важнейшая правовая форма деятельности полиции - это административный надзор, осуществляемый органами внутренних дел РФ. Особое место в нем занимает именно надзор за поведением и образом жизни отдельных категорий граждан, ранее судимых и освобожденных из мест лишения свободы. На органы внутренних дел возложена одна из ключевых функций - профилактика рецидивной преступности, уровень развития которой в настоящее время принимает угрожающие размеры.

Данное производство включает процессуальные формы деятельности уполномоченных субъектов исполнительной власти (на стадиях возбуждения дела и исполнения принятого решения) и процессуальные формы деятельности суда (на стадиях рассмотрения административного дела судом первой инстанции и апелляционного обжалования или пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений).

1. Возбуждение дела об административном надзоре. Дело об установлении административного надзора может быть возбуждено в отношении лиц: 1) при их освобождении из мест лишения свободы, либо 2) уже после освобождения из мест лишения свободы.

Органом внутренних дел готовится заключение о заведении дела административного надзора. На стадии возбуждения дела готовится административное исковое заявление об установлении административного надзора.

2. Рассмотрение административного дела об административном надзоре. Порядок, в котором происходит разбирательство по административному делу об административном надзоре, регламентируется статьей 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) [1]. По общему правилу, согласно части 1 данной статьи, исковое заявление в незамедлительном порядке принимается к рассмотрению суда. Мотивированное решение суда, то есть содержащее необходимые доказательства и доводы, необходимо выпустить в тот же день, когда было принято решение. Копии судебного решения лично вручаются лицам, принимающим участие в данном деле, либо отправляются им в незамедлительном порядке.

Заметим, что КАС РФ не раскрывает, в какой процессуальной форме суд возлагает на орган внутренних дел обязанность обеспечить участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора. Для исполнения органом внутренних дел обязанности обеспечения участия в судебном заседании лица, освобожденного из места лишения свободы, в большей степени соответствует применение такой меры процессуального обеспечения как привод.

Отметим, что пункт 12 статьи 12 ФЗ «О полиции» [5] дополнен обязанностью полиции «обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений в случае подачи административного искового заявления территориальным органом» [3]. Между тем право полиции «подвергать приводу» лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову в суд, в отношении которых ведется производство по делу об административном надзоре, ни в Законе о полиции, ни в Законе об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, не закреплено.

Для устранения в законодательстве данного пробела предлагается статью 6 ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» [4] дополнить частью 2 следующего содержания:

«2. В случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, предусмотренных частью 1 статьи 272 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, применяется привод лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном надзоре. Привод осуществляется органом внутренних дел (полицией) на основании определения суда, рассматривающего административное дело об административном надзоре в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области внутренних дел».

Соответственно в пункте 3 части 1 статьи 12 ФЗ «О полиции» после слов «подвергать приводу в полицию» добавить слова «или в суд».

Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.

Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд.

3. Пересмотр решения суда первой инстанции по делу об административном надзоре. Решения суда первой инстанции, не вступившие в законнуюсилу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке в соответствии с правилами, установленными главой 34 КАС РФ.

Согласно части 5 статьи 298 КАС РФ апелляционные жалобы, представление на решение суда по административному делу об административном надзоре могут быть поданы в течение десяти дней со дня принятия судом решения, а рассматриваются судом апелляционной инстанции в соответствии с частью 9 статьи 305 КАС РФ в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.

4. Исполнение принятого судом решения по делу об административном надзоре. Решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу (статья 187 КАС РФ).

Решение суда по административному делу об административном надзоре исполняется путем осуществления административного надзора в течение срока, установленного в решении.

В процессе осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, основными причинами нарушений законодательства, считаем, являются: присутствие формального подхода у сотрудников полиции, на которых возложены обязанности по осуществлению административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, заключающееся в ненадлежащем осуществлении профилактической работы с поднадзорными лицами; большая доля малоинформативных, недостоверных сведений, предоставляемых по результатам проведения проверочных мероприятий в отношении поднадзорных лиц; отсутствие четкой, налаженной и сплоченной системы взаимодействия по вопросам совместного осуществления административного надзора между структурными подразделениями территориального органа внутренних дел.

Стоит обратить внимание на судебную статистику по вопросу установления административного надзора. В 2021 году судами Республики Крым рассмотрено 2111 административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. При этом подавляющее количество таких дел составили административные исковые заявления об установлении административного надзора и  административных ограничений - 1349 дела.

По результатам рассмотрения указанных административных исковых заявлений судами вынесено 1152 решений об удовлетворении требований в полном объеме, 119 решений о частичном удовлетворении требований, 49 решений об отказе в удовлетворении требований, по 18 административным делам производство прекращено, по 11 делам административные исковые заявления оставлены без рассмотрения [8].

Судами не всегда соблюдаются нормы материального права при определении оснований для установления административного надзора и срока, на который устанавливается административный надзор, а также порядок его исчисления.

К наиболее значимым проблемам исполнения законодательства об административном надзоре необходимо отнести отсутствие отлаженной системы межведомственного взаимодействия, вместе с тем специализированного программного обеспечения между территориальными учреждениями МВД России и территориальными органами УФСИН России, при реализации административного надзора за лицами, которые были освобождены из мест лишения свободы; слабая результативность норм современного законодательства, ориентированного на оказание индивидуального превентивного влияния на граждан, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих неснятую или непогашенную судимость, подпадающих под действие указанного в данной статье закона, в целях защиты интересов государства и общества [6, с. 48].

Проведенный анализ процессуального порядка применения мер административного предупреждения позволяет утверждать, что процессуальная деятельность по реализации способа принудительного воздействия, характеризующего содержание принудительных мер административного предупреждения, должна рассматриваться не только через призму стадии, на которой принимается решение о применении данных мер принуждения, но и стадий возбуждения дела и исполнения принятого по делу решения, поскольку они имеют очень важное значение для достижения желаемого юридического результата, обусловленного реализацией санкции нормы, устанавливающей конкретную меру предупреждения. Как показывает анализ материалов судебной практики, недостатки процессуальной деятельности уполномоченных органов и учреждений на стадии возбуждения дела при сборе и закреплении юридически значимых фактов, необходимых для принятия судом решения о применении меры принуждения, приводят к отказу в удовлетворении заявлений (исковых заявлений), либо отмене принятых судебных решений о применении меры принуждения.

 

Список литературы:
1. Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ (ред. от 20.06.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1391. 
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.09.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1. 
3. Федеральный закон от 08.03.2015 № 23-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 10. - Ст. 1393. 
4. Федеральный закон от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (ред. от 01.10.2019) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 15. - Ст. 2037. 
5. Федеральный закон от 07.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» (ред. от 21.12.2021) // Собрание законодательства РФ. - 2011. - № 7. - Ст. 900.
6. Вележев С.И., Жнейкина В.О. Проблемы осуществления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы // Альманах научных трудов Самарского юридического института ФСИН России. - 2019. - С. 46-48.
7. Кикоть В.Я., Лебедев С.Я. Предупреждение преступлений и административных правонарушений органами внутренних дел: Учебник. - 3-е изд. -М.: Юнити-Дана, 2019. - 639 с.
8. Справка о проблемах, возникающих при рассмотрении административных дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы за 2021 год // Официальный сайт Верховного Суда Республики Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://vs.krm.sudrf.ru/ (дата обращения: 07.10.2022).