ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ
Аннотация. Актуальность изучения психологической профилактики цифровой зависимости у подростков обусловлена тем, что данный тип зависимости обычно возникает в подростковом возрасте, поэтому выявление причин цифровой зависимости подростков и последствий злоупотребления современными технологиями поможет заложить основы для профилактики и устранения данного типа зависимого поведения. Психологическая профилактика направлена на предупреждение отрицательного воздействия интернета на учащихся. Обозначенное направление деятельности позволяет уменьшить интенсивность влияния неподконтрольного использования гаджетов, интернета и социальных сетей, а, с другой стороны, формирует психологическую устойчивость школьников к отрицательным влияниям Интернет-среды. Во многом эффективность психологической профилактики определяется согласованностью действий образовательного учреждения и семьи. Регулирующая роль в психологической профилактике цифровой зависимости отводится образовательному учреждению. Данная статья посвящена изучению психологической профилактики цифровой зависимости у подростков. Проведены теоретические исследования цифровой зависимости и специфики ее психологической профилактики у подростков. В результате проведенного анализа установлено, что цифровая зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств, что может иметь негативные последствия. Психологическая профилактика цифровой зависимости у подростков направлена на повышение их знаний по осуществлению умения контролировать использование Интернета, а также цифровых гаджетов. В рамках организации психологической профилактики реализуется повышение информированности подростков о механизмах защиты от интернет-рисков, о правилах безопасной работы в Интернет. По этому направлению работы реализуются разнообразные психолого-педагогические методы и формы работы: информационные сообщения, наглядные материалы (стенды, памятки), информационные рассылки и т.п.
Ключевые слова: психологическая профилактика; цифровая зависимость; подростки; аддикция; гаджеты; социальные сети.
Введение. Важность проблемы цифровой зависимости подтверждена специалистами разного профиля (психологами, психиатрами, педагогами). Обострение данной проблемы обусловлено технологическим прогрессом и внедрением цифровой техники и информационных технологий в жизнь современного человека. Они позволяют получить всю необходимую информацию в нужное время. Однако активное вовлечение людей во взаимодействие посредством использования цифровых устройств может быть и негативным, если эти технологии используются для создания иллюзии общения вместо реального общения. С точки зрения экспертов, цифровая зависимость может быть определена как бесконтрольное использование цифровых устройств, приводящие к ухудшению состояния физического и психологического здоровья, особенно у подростков в силу их внушаемости и неустойчивости психики к различным внешним воздействиям.
Предупредить формирование интернет-зависимости гораздо легче, чем преодолеть ее. Поэтому для решения этой глобальной проблемы необходима профилактическая работа. Для предотвращения развития интернет-зависимости можно порекомендовать повысить информированность молодежи о различных видах зависимостей и их опасностях, расширить возможности молодежи проводить свободное время с некоторыми видами деятельности, такими как социальное – участие в общественной жизни, спорт – посещение спортивных клубов.
В связи с актуальностью проблемы была сформулирована следующая цель работы: провести теоретический анализ проблемы психологической профилактики цифровой зависимости у подростков.
Результаты теоретического исследования.
Зависимость от гаджетов (зависимость от телефона, проблемное использование телефона, навязчивое его использование) – это дезадаптивное поведение, которое характеризуется повышенным увлечением гаджетами, плохим контролем и патологиям в повседневной работе. Чрезмерное использование цифровых технологий относится и к интернет-зависимости, и к зависимости от гаджетов.
Зависимое поведение определяется как «непреодолимая потребность человека взаимодействовать с кем-либо для собственного удовлетворения. В психологии такой акт является саморазрушающим, поскольку возникающая в результате взаимозависимость или использование того или иного элемента с целью изменения психологического состояния столь же ощутима, как и непреодолимое желание субъекта к зависимости и по этой причине представить себе жизнедеятельность без этого объекта нереально» [1, с. 8].
Цифровая или технологическая зависимость понимается как чрезмерное использование цифровых устройств, которая может иметь негативные последствия, особенно для подростков.
Существует три различных типа цифровой зависимости: «зависимость от телефона, интернет-, зависимость от социальных сетей» [2, с. 21].
Одним из негативных последствий бесконтрольного использования интернет-технологий является интернет-зависимость – психологическая зависимость человека от интернета, когда «виртуальный мир становится настолько близким, что человек не может полноценно функционировать в реальном мире» [3, с. 22]. Интернет-зависимость может возникнуть уже в подростковом возрасте, поэтому выявление причин интернет-зависимости подростков и последствий злоупотребления современными технологиями поможет заложить основы для профилактики и устранения интернет-зависимого поведения.
Зависимость от Интернета определяется как «непреодолимое навязчивое желание выйти в онлайн, несмотря на отсутствие свободного времени и реальную необходимость подключиться к Интернету в течение этого времени, но, более того, невозможность вовремя покинуть эту сеть» [4, с. 18].
Зависимость от Интернета подразумевает непреодолимое желание пользоваться Интернетом, что отрицательно сказывается на обществе, работе, образовании и других сферах.
Если предположить, что природа коммуникационной сети Интернет от химических соединений имеет отличия, тем, что физический элемент не доступен, а психологический выражен очень четко, можно построить определение взаимозависимости в Интернете, как нехимическую зависимость – «непреодолимое желание пользоваться интернетом» [5, с. 91].
«Мобильная зависимость – сравнительно новая психологическая зависимость, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги. Все большее количество людей не представляет свою жизнь без мобильного телефона, многие не выпускают его из рук практически на протяжении всего дня» [6, c. 31].
Для подросткового возраста характерна в качестве ведущей деятельности – коммуникативная. Цифровые технологии и гаджеты служат средством для установления коммуникации для современных подростков. Поэтому возрастает риск формирования психологической зависимости от цифровых технологий и гаджетов. Бесконтрольное их использование приводит по данным врачей разного профиля к нарушениям в деятельности различных систем организма, ухудшают психологическое состояние подростка.
Впервые проблема зависимости от мобильных устройств (номофобия) начала рассматриваться в качестве самостоятельного нарушения не более десяти лет назад. Наличие мобильного телефона стало неотъемлемой частью жизни человека. При наличии номофобии «человек совершает действия с мобильным телефоном без видимой причины и отводит большую часть своего времени именно этому процессу» [7, с. 4].
Социальные связи представляют собой значительную проблему в наши дни. Они имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны. В последний период специалисты серьезно озабочены тем или иным количеством времени, которое современный человек проводит в социальных сетях, определяя проблему вероятного расстройства психики.
Ущерб здоровью может нанести чрезмерный интерес к социальным сетям, так как снижается общение с реальными людьми. Негативное общение в социальной сети может отрицательно сказаться на работе иммунной системы организма, гормональном балансе, что в долгосрочной перспективе также увеличивает риск развития заболеваний [8, с. 655].
Особенно опасны социальные сети для подростков, так как они имеют особенность в формировании ошибочных представлений о том, что дружба в сети легко достижима, но также легко разрушается [9, с. 5].
Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот описали восемь симптомов интернет-зависимости:
– «озабоченность: сильное желание использовать Интернет и неспособность перестать думать о предыдущих действиях в Сети;
– абстиненция: дисфорическое настроение, тревога, раздражительность и скука после нескольких дней отсутствия активности в Интернете;
– толерантность: рост использования Интернета для достижения того же уровня удовольствия;
– трудность контроля: постоянное желание и/или неспособность контролировать, сокращать или прекращать использование Интернета;
– игнорирование вредных последствий: пренебрежение постоянными или повторяющимися физическими или психологическими проблемами из-за чрезмерного использования Интернета;
– потеря социальных связей и интересов: потеря интереса к предыдущим увлечениям и развлечениям, за исключением желания пользоваться Интернетом;
– ослабление негативных эмоций: использование Интернета для выхода или облегчения дисфорического настроения (например, беспомощности, вины или беспокойства);
– сокрытие: сокрытие от семьи, друзей и родственников, от терапевта правды об использовании Интернета, например о деньгах и времени, потраченных на деятельность в Интернете» [10, c. 84].
Предупредить формирование интернет-зависимости гораздо легче, чем преодолеть ее. Поэтому для решения этой глобальной проблемы необходима профилактическая работа.
Основное содержание профилактической работы с подростками составляет формирование и развитие у них ресурсов устойчивости к различного рода рискам и угрозам. В качестве таких ресурсов выступают личностные качества и социальные умения, «обеспечивающие возможности противодействия интернет угрозам» [11, с. 78].
Развитие устойчивости учащихся к влиянию интернет угроз возможно посредством реализации ряда научных подходов. Одним из них является информационно-просветительский подход. Он включает в себя повышение информационной грамотности обучающихся по использованию цифровых технологий, информирование молодежи об отрицательных последствиях применения гаджетов и интернета без контроля. В рамках данного подхода также происходит информирование молодых людей об их правовой ответственности за действия в Интернет-среде.
Психологическая профилактика также предполагает применение здоровье-ориентированного подхода. В рамках этого подхода происходит пропаганда здорового образа жизни. В связи с этим проводятся мероприятия по повышению уровня психологического здоровья, повышения установок на поддержание ответственности за здоровье, повышение самоконтроля. В рамках этого подхода следует регулярно проводить диагностическую работу по выявлению группы риска, то есть учащихся, которые подвержены формированию цифровой зависимости. С этой группой проводится специально организованная психологическая работа в индивидуальной и групповой форме.
Личностно-ориентированный подход направлен на формирование личностной устойчивости к цифровых угрозам. В рамках этого подхода происходит повышение информационной культуры подростков, их медиаграмотности, а также для повышения устойчивости к аддиктивному поведению в сети Интернет.
Профилактическая работа предполагает: формирование основ осведомленности школьников об особенностях распространения информации в Сети. Включая невозможность контролировать ее достоверность, о возможности воздействия на человека посредством сети интернет и его негативных последствиях, о психологических механизмах распространения рисков, о средствах и способах защиты от них, о правилах общения в Социальных сетях, о защите личной информации в Сети и способах безопасного поведения при использовании сети интернет; формирование установок на безопасное поведение и навыков безопасного поведения при работе в Сети.
Обсуждаемая проблема в перспективе не только не потеряет своей актуальности, но и станет еще более острой, поскольку развитие информационных технологий и распространение их во всех социокультурных сферах в ближайшее время будут только усиливаться. В этих условиях увеличивается ответственность школы, педагогов, родителей, задача которых, начиная с самых ранних этапов социализации создать условия для формирования у детей и подростков базовых ценностей, которые будут способствовать самостоятельному сопротивлению информационным рискам.
Выводы:
1. Зависимое поведение – непреодолимая потребность человека взаимодействовать с кем-либо для собственного удовлетворения.
2. Цифровая зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств и сети Интернет, что может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья.
3. Психологическая профилактика цифровой зависимости у подростков предполагает: формирование цифровой и медиакомпетентности, предполагающих пользовательские умения и установку на эффективную работу с Интернет-ресурсами и гаджетами, а также личное отношение к использованию Интернет-ресурсов и гаджетов, основанное на чувстве ответственности.
*(социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)