Статья:

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Мелёхина М.Н. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/118931 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА ЦИФРОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ПОДРОСТКОВ

Мелёхина Майя Николаевна
магистрант ФГБОУ ВО Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти
Козлова Анна Юрьевна
научный руководитель, доцент, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

Аннотация. Актуальность изучения психологической профилактики цифровой зависимости у подростков обусловлена тем, что данный тип зависимости обычно возникает в подростковом возрасте, поэтому выявление причин цифровой зависимости подростков и последствий злоупотребления современными технологиями поможет заложить основы для профилактики и устранения данного типа зависимого поведения. Психологическая профилактика направлена на предупреждение отрицательного воздействия интернета на учащихся. Обозначенное направление деятельности позволяет уменьшить интенсивность влияния неподконтрольного использования гаджетов, интернета и социальных сетей, а, с другой стороны, формирует психологическую устойчивость школьников к отрицательным влияниям Интернет-среды. Во многом эффективность психологической профилактики определяется согласованностью действий образовательного учреждения и семьи. Регулирующая роль в психологической профилактике цифровой зависимости  отводится образовательному учреждению. Данная статья посвящена изучению психологической профилактики цифровой зависимости у подростков. Проведены теоретические исследования цифровой зависимости и специфики ее психологической профилактики у подростков. В результате проведенного анализа установлено, что цифровая зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств, что может иметь негативные последствия. Психологическая профилактика цифровой зависимости у подростков направлена на повышение их знаний по осуществлению умения контролировать использование Интернета, а также цифровых гаджетов. В рамках организации психологической профилактики реализуется повышение информированности подростков о механизмах защиты от интернет-рисков, о правилах безопасной работы в Интернет. По этому направлению работы реализуются разнообразные психолого-педагогические методы и формы работы: информационные сообщения, наглядные материалы (стенды, памятки), информационные рассылки и т.п.

 

Ключевые слова: психологическая профилактика; цифровая зависимость; подростки; аддикция; гаджеты; социальные сети.

 

Введение. Важность проблемы цифровой зависимости подтверждена специалистами разного профиля (психологами, психиатрами, педагогами). Обострение данной проблемы обусловлено технологическим прогрессом и внедрением цифровой техники и информационных технологий в жизнь современного человека. Они позволяют получить всю необходимую информацию в нужное время. Однако активное вовлечение людей во взаимодействие посредством использования цифровых устройств может быть и негативным, если эти технологии используются для создания иллюзии общения вместо реального общения. С точки зрения экспертов, цифровая зависимость может быть определена как бесконтрольное использование цифровых устройств, приводящие к ухудшению состояния физического и психологического здоровья, особенно у подростков в силу их внушаемости и неустойчивости психики к различным внешним воздействиям.

Предупредить формирование интернет-зависимости гораздо легче, чем преодолеть ее. Поэтому для решения этой глобальной проблемы необходима профилактическая работа. Для предотвращения развития интернет-зависимости можно порекомендовать повысить информированность молодежи о различных видах зависимостей и их опасностях, расширить возможности молодежи проводить свободное время с некоторыми видами деятельности, такими как социальное – участие в общественной жизни, спорт – посещение спортивных клубов.

В связи с актуальностью проблемы была сформулирована следующая цель работы: провести теоретический анализ проблемы психологической профилактики цифровой зависимости у подростков.

Результаты теоретического исследования.

Зависимость от гаджетов (зависимость от телефона, проблемное использование телефона, навязчивое его использование) – это дезадаптивное поведение, которое характеризуется повышенным увлечением гаджетами, плохим контролем и патологиям в повседневной работе. Чрезмерное использование цифровых технологий относится и к интернет-зависимости, и к зависимости от гаджетов.

Зависимое поведение определяется как «непреодолимая потребность человека взаимодействовать с кем-либо для собственного удовлетворения. В психологии такой акт является саморазрушающим, поскольку возникающая в результате взаимозависимость или использование того или иного элемента с целью изменения психологического состояния столь же ощутима, как и непреодолимое желание субъекта к зависимости и по этой причине представить себе жизнедеятельность без этого объекта нереально» [1, с. 8].

Цифровая или технологическая зависимость понимается как чрезмерное использование цифровых устройств, которая может иметь негативные последствия, особенно для подростков.

Существует три различных типа цифровой зависимости: «зависимость от телефона, интернет-, зависимость от социальных сетей» [2, с. 21].

Одним из негативных последствий бесконтрольного использования интернет-технологий является интернет-зависимость – психологическая зависимость человека от интернета, когда «виртуальный мир становится настолько близким, что человек не может полноценно функционировать в реальном мире» [3, с. 22]. Интернет-зависимость может возникнуть уже в подростковом возрасте, поэтому выявление причин интернет-зависимости подростков и последствий злоупотребления современными технологиями поможет заложить основы для профилактики и устранения интернет-зависимого поведения.

Зависимость от Интернета определяется как «непреодолимое навязчивое желание выйти в онлайн, несмотря на отсутствие свободного времени и реальную необходимость подключиться к Интернету в течение этого времени, но, более того, невозможность вовремя покинуть эту сеть» [4, с. 18].

Зависимость от Интернета подразумевает непреодолимое желание пользоваться Интернетом, что отрицательно сказывается на обществе, работе, образовании и других сферах.

Если предположить, что природа коммуникационной сети Интернет от химических соединений имеет отличия, тем, что физический элемент не доступен, а психологический выражен очень четко, можно построить определение взаимозависимости в Интернете, как нехимическую зависимость – «непреодолимое желание пользоваться интернетом» [5, с. 91].

«Мобильная зависимость – сравнительно новая психологическая зависимость, о которой всё чаще и чаще говорят психологи и педагоги. Все большее количество людей не представляет свою жизнь без мобильного телефона, многие не выпускают его из рук практически на протяжении всего дня» [6, c. 31].

Для подросткового возраста характерна в качестве ведущей деятельности – коммуникативная. Цифровые технологии и гаджеты служат средством для установления коммуникации для современных подростков. Поэтому возрастает риск формирования психологической зависимости от цифровых технологий и гаджетов. Бесконтрольное их использование приводит по данным врачей разного профиля к нарушениям в деятельности различных систем организма, ухудшают психологическое состояние подростка.

Впервые проблема зависимости от мобильных устройств (номофобия) начала рассматриваться в качестве самостоятельного нарушения не более десяти лет назад. Наличие мобильного телефона стало неотъемлемой частью жизни человека. При наличии номофобии «человек совершает действия с мобильным телефоном без видимой причины и отводит большую часть своего времени  именно этому процессу» [7, с. 4].

Социальные связи представляют собой значительную проблему в наши дни. Они имеют как свои положительные, так и отрицательные стороны.  В последний период специалисты серьезно озабочены тем или иным количеством времени, которое современный человек проводит в социальных сетях, определяя проблему вероятного расстройства психики.

Ущерб здоровью может нанести чрезмерный интерес к социальным сетям, так как снижается общение с реальными людьми. Негативное общение в социальной сети может отрицательно сказаться на работе иммунной системы организма, гормональном балансе, что в долгосрочной перспективе также увеличивает риск развития заболеваний [8, с. 655].

Особенно опасны социальные сети для подростков, так как они имеют особенность в формировании ошибочных представлений о том, что дружба в сети легко достижима, но также легко разрушается [9, с. 5].

Л.Н. Юрьева, Т.Ю. Больбот описали восемь симптомов интернет-зависимости:

– «озабоченность: сильное желание использовать Интернет и неспособность перестать думать о предыдущих действиях в Сети;

– абстиненция: дисфорическое настроение, тревога, раздражительность и скука после нескольких дней отсутствия активности в Интернете;

– толерантность: рост использования Интернета для достижения того же уровня удовольствия;

– трудность контроля: постоянное желание и/или неспособность контролировать, сокращать или прекращать использование Интернета;

– игнорирование вредных последствий: пренебрежение постоянными или повторяющимися физическими или психологическими проблемами из-за чрезмерного использования Интернета;

– потеря социальных связей и интересов: потеря интереса к предыдущим увлечениям и развлечениям, за исключением желания пользоваться Интернетом;

– ослабление негативных эмоций: использование Интернета для выхода или облегчения дисфорического настроения (например, беспомощности, вины или беспокойства);

– сокрытие: сокрытие от семьи, друзей и родственников, от терапевта правды об использовании Интернета, например о деньгах и времени, потраченных на деятельность в Интернете» [10, c. 84].

Предупредить формирование интернет-зависимости гораздо легче, чем преодолеть ее. Поэтому для решения этой глобальной проблемы необходима профилактическая работа.

Основное содержание профилактической работы с подростками составляет формирование и развитие у них ресурсов устойчивости к различного рода рискам и угрозам. В качестве таких ресурсов выступают личностные качества и социальные умения, «обеспечивающие возможности противодействия интернет угрозам» [11, с. 78].

Развитие устойчивости учащихся к влиянию интернет угроз возможно посредством реализации ряда научных подходов. Одним из них является информационно-просветительский подход. Он включает в себя повышение информационной грамотности обучающихся по использованию цифровых технологий, информирование молодежи об отрицательных последствиях применения гаджетов и интернета без контроля. В рамках данного подхода также происходит информирование молодых людей об их правовой ответственности за действия в Интернет-среде.

Психологическая профилактика также предполагает применение здоровье-ориентированного подхода. В рамках этого подхода происходит пропаганда здорового образа жизни. В связи с этим проводятся мероприятия по повышению уровня психологического здоровья, повышения установок на поддержание ответственности за здоровье, повышение самоконтроля. В рамках этого подхода следует регулярно проводить диагностическую работу по выявлению группы риска, то есть учащихся, которые подвержены формированию цифровой зависимости. С этой группой проводится специально организованная психологическая работа в индивидуальной и групповой форме.

Личностно-ориентированный подход направлен на формирование личностной устойчивости к цифровых угрозам. В рамках этого подхода происходит повышение информационной культуры подростков, их медиаграмотности, а также для повышения устойчивости к аддиктивному поведению в сети Интернет.

Профилактическая работа предполагает: формирование основ осведомленности школьников об особенностях распространения информации в Сети. Включая невозможность контролировать ее достоверность, о возможности воздействия на человека посредством сети интернет и его негативных последствиях, о психологических механизмах распространения рисков, о средствах и способах защиты от них, о правилах общения в Социальных сетях, о защите личной информации в Сети и способах безопасного поведения при использовании сети интернет; формирование установок на безопасное поведение и навыков безопасного поведения при работе в Сети.

Обсуждаемая проблема в перспективе не только не потеряет своей актуальности, но и станет еще более острой, поскольку развитие информационных технологий и распространение их во всех социокультурных сферах в ближайшее время будут только усиливаться. В этих условиях увеличивается ответственность школы, педагогов, родителей, задача которых, начиная с самых ранних этапов социализации создать условия для формирования у детей и подростков базовых ценностей, которые будут способствовать самостоятельному сопротивлению информационным рискам.

Выводы:

1. Зависимое поведение – непреодолимая потребность человека взаимодействовать с кем-либо для собственного удовлетворения.

2. Цифровая зависимость определяется как чрезмерное использование цифровых устройств и сети Интернет, что может иметь негативные последствия для физического и психологического здоровья.

3. Психологическая профилактика цифровой зависимости у подростков предполагает: формирование цифровой и медиакомпетентности, предполагающих пользовательские умения и установку на эффективную работу с Интернет-ресурсами и гаджетами, а также личное отношение к использованию Интернет-ресурсов и гаджетов, основанное на чувстве ответственности.

*(социальная сеть, запрещенная на территории РФ, как продукт организации Meta, признанной экстремистской – прим.ред.)

Список литературы:
1. Короленко, Ц. П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития / Ц. П. Короленко // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. – 2009. – № 1. – С.8–15 с.
2. Карпова, Е. Е. Теоретический анализ понятия «цифровая зависимость» в зарубежных исследованиях / Е. Е. Карпова // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. – 2017. – №4. – С. 21–35 .
3. Выгонский, С. И. Обратная сторона Интернета. Психология работы с компьютером и сетью / С. И. Выгонский. – М. : Феникс, 2010. – 320 с.
4. Лоскутова, В. А. Интернет-зависимость как форма нехимических аддиктивных расстройств / В. А. Лоскутова. – Новосибирск, 2004. – 42 с.
5. Войскунский, А. Е. Актуальные проблемы зависимости от Интернета / А. Е. Войскунский // Психологический журнал. – 2004. – № 1. – С.90–100.
6. Егоров, А. Ю. Нехимические зависимости / А. Ю. Егоров. – СПб. : Речь, 2007. – 190 с.
7. Вересаева, О. В. Психология и интернет на пороге ХХI века / О. В. Вересаева // Психологическая газета. – №12. – 2016. –  С.4–6.
8. Marker, С. Active on Facebook* and Failing at School? Meta- Analytic Findings on the Relationship Between Online Social Networking Activities and Academic Achievement / С. Marker, T. Gnambs, M. Appel // Educational Psychology Review. – 2018. – Vol. 30. – Issue 3. – P. 651–677.
9. Munn, N. J. The Reality of Friendship Within Immersive Virtual Worlds / N. J. Munn, // Ethics and Information Technology. – Vol. 14. – Issue 1. – Р. 1-10.
10. Юрьева, Л. Н. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика: монография / Л. Н. Юрьева, Т. Ю. Больбот. – Днепропетровск : Пороги, 2006. – 196 с.
11. Бедулина, Г. Ф. Социально-педагогическая профилактика отклоняющегося поведения / Г. Ф. Бедулина, Е. К. Погодина. – Минск : БГПУ, 2013. –  216 с.