СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НОРМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Вопросы совершенствования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) [1] являются очень актуальными и требуют самого пристального внимания и изучения. В постоянном, всестороннем и объективном анализе нуждаются как направления и перспективы, так и предпосылки и последствия возможных изменений нормативного регулирования административной ответственности.
В настоящее время идет подготовка проекта нового КоАП РФ и связанных с ним проектов федеральных законов. По сравнению с версией, представленной для общественного обсуждения в мае 2020 года, все части проекта нового КоАП РФ подверглись переработке.
Основными направлениями реформирования института административной ответственности юридических лиц выступают: достижение компромисса между публичной властью и бизнес-сообществом в вопросах определения мер ответственности за нарушение норм и положений законодательства; снижение уровня административной нагрузки на бизнес-субъекты; повышение эффективности предупредительных мероприятий в отношении правонарушений юридических лиц; классификация правонарушений, подразумевающих административную ответственность, по степени тяжести.
Стоит поддержать идею ученых о том, что «категория «административная ответственность» должна быть одной из ключевых (определяющих), наряду с административным правонарушением и административным наказанием, для формирования всего понятийного аппарата соответствующей отрасли российского законодательства» [6, с. 119]. Но полагаем, следует главу 2 КоАП РФ дополнить статьей, определяющей административную ответственность как вид государственного принуждения, реализуемого в предусмотренной КоАП РФ процессуальной форме и отражающего такое правовое состояние лица, при котором оно претерпевает неблагоприятные правовые последствия морального, личного, имущественного либо организационного характера в результате государственного осуждения совершенного им административного правонарушения.
Итак, законодательство об административных правонарушениях юридических лиц нуждается в существенном реформировании, одним из основных направлений которого должна быть дифференциация оснований и порядка привлечения к административной ответственности.
Прежде всего, необходимо сделать подробный анализ предусмотренных КоАП РФ составов административных правонарушений, за которые наступает ответственность юридических лиц. Те составы правонарушений, которые по своему характеру не соответствуют природе административных проступков и административной ответственности, должны быть исключены из КоАП РФ.
В том случае, когда нарушаются нормы отраслевого законодательства, а применение санкций является частью механизма правового регулирования в этой отрасли права, то такие санкции должны устанавливаться в соответствующем отраслевом законодательстве. При этом вид и характер таких санкций, а также процессуальный порядок их применения должны соответствовать характеру норм и правоотношений данной отрасли права.
Процессуальный порядок реализации мер ответственности в отношении хозяйствующих субъектов и применения санкций, включенных в соответствующее отраслевое законодательство, должен быть дифференцирован в зависимости от тяжести правонарушения и строгости применяемой санкции. Привлечение к ответственности юридических лиц, осуществляющих экономическую деятельность, за менее тяжкие правонарушения должно осуществляться в основном во внесудебном (административном) порядке с возможностью последующего обжалования решения о применении санкций в вышестоящий орган управления, а затем в арбитражный суд. Для этого необходимо предусмотреть в главе 25 АПК РФ специальную процедуру рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о взыскании обязательных платежей и санкций.
Что касается порядка привлечения к административной ответственности юридических лиц за правонарушения, предусмотренные КоАП РФ, то здесь также целесообразно диверсифицировать процедуры рассмотрения административных дел и пересмотра принятых постановлений в зависимости от тяжести административного проступка и применяемых санкций.
Рассмотрение дел об административных правонарушениях, за совершение которых к хозяйствующему субъекту могут быть применены наиболее строгие санкции, то есть санкции фактически уголовно-правового типа (штраф большого размера, конфискация имущества, приостановление деятельности), должно осуществляться в судебном порядке. При этом стоит сохранить полномочия по рассмотрению этих дел за арбитражными судами. Указанный порядок должен обладать большей степенью регламентации и содержать больше процессуальных гарантий защиты прав лиц, участвующих в деле, чем это имеет место в действующих КоАП РФ и АПК РФ.
Наконец, рассмотрение дел об административных правонарушениях, за которые предусмотрены менее строгие санкции, должно осуществляться преимущественно в рамках специальной административной процедуры, установленной КоАП РФ. При этом было бы желательно несколько упростить процедуру судебного разбирательства указанных административных дел, освободив ее от избыточного процессуального регламентирования.
Кроме того, очень важно оптимизировать порядок пересмотра судебных решений в вышестоящих судебных инстанциях. По крайней мере, следует исключить возможность неоднократного обжалования или опротестования вступивших в законную силу судебных актов вплоть до Верховного Суда РФ. Для отдельных составов правонарушений вообще может быть введено ограничение на обжалование вступивших в законную силу судебных решений [5, с. 107].
Также целесообразно законодательно закрепить институт малозначительности в тексте КоАП РФ.
Поскольку, характерной особенностью длящихся правонарушений является то, что противоправное деяние продолжается в момент его выявления, именно эта особенность обусловливает иной порядок исчисления давностного срока, так как невозможно определить момент совершения длящегося правонарушения. Представляется необходимым и своевременным осуществить законодательное закрепление соответствующих положений путем внесения изменений в КоАП РФ в части определения понятия «длящееся правонарушение», установления его основных элементов (признаков) и четкого указания на то, что считать днем обнаружения длящегося административного правонарушения.
Также можно согласиться с точкой зрения С.И. Конева, предложившего пункт 11 статьи 2.11 Проекта КоАП РФ [7] сформулировать следующим образом: «Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что этим юридическим лицом не соблюдены нормы и требования законодательства, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и данным лицом не были приняты все меры по их соблюдению. При оценке вины юридического лица судьи, органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, исходят из полноты исполнения норм и требований законодательства, своевременности исполнения норм и требований законодательства, все ли доступные средства были использованы, кратность нарушений и тяжесть последствий» [4, с. 268].
Кроме того, принимая во внимание, что юридические лица и индивидуальные предприниматели привлекаются к административной ответственности, как правило, по итогам проведенных в отношении них мероприятий по государственному контролю (надзору) и муниципальному контролю, необходимо предусмотреть в процессуальной части КоАП РФ (глава 28) специальные основания и правила возбуждения в отношении указанных лиц дел об административных правонарушениях, связав их с нормами действующего Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [3]. А в дальнейшем с нормами проектируемого федерального закона об основах государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, регламентирующими основания и порядок применения мер реагирования на выявленные нарушения обязательных требований.
До последнего времени в административном праве действовал принцип, что назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной либо уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо. Это было закреплено в ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ.
Однако Федеральным законом от 26 марта 2022 г. № 70-ФЗ [2] ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ была изменена, в нее были добавлены слова «... за исключением случаев, предусмотренных частями 4 и 5 настоящей статьи». Этим же Федеральным законом статья 2.1 КоАП РФ дополнена частями 4 и 5.
Так, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо либо другой работник этого юридического лица привлечены к административной ответственности или его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством РФ меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 2.1 КоАП РФ (ч. 4 ст. 2.1 КоАП РФ).
Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается согласно п. 3 или п. 5 ч. 1 ст. 3.5 КоАП РФ, должностное лицо либо другой работник этого юридического лица или его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Эти нововведения позволят упорядочить привлечение как юридических лиц, так и физических лиц и должностных лиц к административной ответственности, будут препятствовать «двойному» привлечению к административной ответственности за совершение одного и того же противоправного деяния, упростят административно-юрисдикционную практику и будут способствовать обеспечению законности в деятельности правоприменительных органов.
Таким образом, разработка нового административно-деликтного законодательства представляется одним из приоритетов законодательной политики государства. Необходимо учесть все положительные и отрицательные стороны действующего КоАП РФ с точки зрения практики его применения и гарантий соблюдения прав и законных интересов привлекаемых к административной ответственности лиц и иных участников производства по делам об административных правонарушениях, а также достижения целей административной ответственности.