Статья:

ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №37(216)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Щеголькова Н.С. ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 37(216). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/216/119024 (дата обращения: 29.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ЭКСТРЕМИЗМ: ПОНЯТИЕ И МЕРЫ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ

Щеголькова Надежда Сергеевна
студент, Волгоградский государственный университет РФ, г. Волгоград

 

Экстремистская деятельность в Российской Федерации запрещена, соблюдение запрета - под строгим контролем государства. Указанное обусловлено в первую очередь обширным многонациональным и многоконфессиональным составом нашего государства. Данное явление требует пристального внимания и необходимости быстрого реагирования на попытки посеять рознь между народами и различными группами населения Российской Федерации. Противодействие экстремизму осуществляется на федеральном, региональном и местном уровнях.

В современных научных трудах вопросам противодействия экстремизму и самому понятию "экстремизм" уделяется особое внимание.

Впервые понятие «экстремизм» в российском законодательстве появилось вследствие подписания и ратификации Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 года «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом».

Экстремизм, согласно Конвенции - «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооружённых формирований или участие в них».

Российское законодательство содержит конкретные нормы, позволяющие бороться с проявлениями экстремизма.

Так нормативному регулированию борьбы с таким явлением, как экстремизм, посвящен, в частности, Федеральный закон от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности».

В статье 1 Федерального закона от 25.07.2002 N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержится перечень признаков, входящих в понятие экстремизма. Так, к экстремизму (экстремистской деятельности) относятся:

-насильственное изменение основ конституционного строя и (или) нарушение территориальной целостности Российской Федерации (в том числе отчуждение части территории Российской Федерации), за исключением делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы Российской Федерации с сопредельными государствами;

-публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность;

-возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни;

-пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

-воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения;

-воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

-совершение преступлений по мотивам, указанным в пункте "е" части первой статьи 63 Уголовного кодекса Российской Федерации;

-использование нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, за исключением случаев использования нацистской атрибутики или символики, либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, либо атрибутики или символики экстремистских организаций, при которых формируется негативное отношение к идеологии нацизма и экстремизма и отсутствуют признаки пропаганды или оправдания нацистской и экстремистской идеологии;

-публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения;

-публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

-организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

-финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг;

В примечании 2 ст. 282.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации содержится более лаконичное определение понятия, для целей привлечения к уголовной ответственности за соответствующие преступления.

Под преступлениями экстремистской направленности в Уголовном Кодексе РФ понимаются преступления, совершенные по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы, предусмотренные соответствующими статьями Особенной части УК РФ (например, ст. ст. 280, 280.1, 282, 282.1, 282.2, 282.3, 282.4 УК РФ, п. "л" ч. 2 ст. 105, п. "е" ч. 2 ст. 111, п. "б" ч. 1 ст. 213 УК РФ), а также иные преступления, совершенные по указанным мотивам, которые в соответствии с п. "е" ч. 1 ст. 63 УК РФ признаются обстоятельством, отягчающим наказание (см. также п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2011 N 11 «О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности». Преступления экстремистской направленности, связанные с распространением материалов в сети Интернет, представляют собой обособленную категорию. По делам экстремистской направленности имеется необходимость изучения виртуальных следов деяния в сети Интернет, выявления и фиксации обстоятельств взаимодействия преступников, совершающих преступления. Увеличение объема законодательного регулирования в области информационно-сетевой коммуникации является тенденцией российского правового развития, в рамках которой значительно расширен круг критериев отнесения информации, выраженной публично в Интернете к противоправной.

В связи со стремительным распространением преступлений экстремистской направленности, совершенных с использованием сети Интернет, был создан Единый реестр доменных имен и универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов, которые содержат информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 5 декабря 2016 г. N 646 "Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации" первоочередным направлением обеспечения информационной безопасности в области государственной и общественной безопасности является "противодействие использованию информационных технологий для пропаганды экстремистской идеологии в целях подрыва суверенитета, политической и социальной стабильности, насильственного изменения конституционного строя, нарушения территориальной целостности Российской Федерации".

Как указано в абз. 2 п. 2.1 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности с учетом содержания диспозиции ст. ст. 280, 280.1, 282 УК РФ к данным, указывающим на признаки соответствующих преступлений, относится, например, не только сам факт размещения в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети текста, изображения, аудио- или видеофайла, содержащего признаки призывов к осуществлению экстремистской деятельности или действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, возбуждения ненависти либо вражды, унижения достоинства человека либо группы лиц, но и иные сведения, указывающие на общественную опасность деяния, в том числе на направленность умысла, мотив совершения соответствующих действий.

Согласно абз. 2 п. 8 Постановления Пленума ВС РФ о преступлениях экстремистской направленности размещение лицом в сети Интернет или иной информационно-телекоммуникационной сети, в частности, на своей странице или на страницах других пользователей материала (например, видео-, аудио-, графического или текстового), созданного им самим или другим лицом, включая информацию, ранее признанную судом экстремистским материалом, может быть квалифицировано по ст. ст. 280, 280.1 или 282 УК РФ только в случаях, когда установлено, что лицо, разместившее такой материал, осознавало направленность деяния на нарушение основ конституционного строя, а также имело намерение побудить других лиц к осуществлению экстремистской деятельности, совершению действий, направленных на нарушение территориальной целостности РФ, либо цель возбудить ненависть или вражду, унизить достоинство человека или группы лиц по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии либо принадлежности к какой-либо социальной группе;

Важно отметить, что "экстремистская" информация плохо поддается точной идентификации с точки зрения параметров ее выявления, и тем самым создает основу для большого количества оценочных суждений в практике правоприменителей. Соответственно судебная практика по таким делам складывается неоднородно, в связи с чем становится объектом внимания Конституционного суда Российской Федерации.

В целом уголовно-правовое законодательство в части "экстремистских" преступлений характеризуется как не вполне соответствующее принципу правовой определенности. На мой взгляд данное суждение заслуживает внимания, указанный вопрос изначально требовал особого отношения с учетом его уголовно-правового характера, который предполагает наиболее высокую степень вмешательства со стороны государства в осуществление гарантированных Конституцией прав и свобод.

Распоряжением Правительства РФ от 15.10.2007 N 1420-р "Российская газета" определена в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию перечня организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Законом о противодействии экстремизму, и перечня общественных и религиозных объединений, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

- СМИ (на основании ст. ст. 8, 11 Закона о противодействии экстремизму в случае распространения экстремистских материалов либо выявления фактов, свидетельствующих о наличии в его деятельности признаков экстремизма, либо в случае осуществления экстремистской деятельности, повлекшей за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда личности, здоровью граждан, окружающей среде, общественному порядку, общественной безопасности, собственности, законным экономическим интересам физических и (или) юридических лиц, обществу и государству или создающей реальную угрозу причинения такого вреда, деятельность соответствующего СМИ может быть прекращена по решению суда на основании заявления уполномоченного государственного органа, осуществившего регистрацию данного СМИ, либо федерального органа исполнительной власти в сфере печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций, либо Генерального прокурора РФ или подчиненного ему соответствующего прокурора).

Перечень размещается на официальном сайте Минюста России в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (www.minjust.gov.ru) и направляется для опубликования в федеральное государственное бюджетное учреждение "Редакция "Российской газеты".

С учетом сложившейся практики по уголовным делам экстремистской направленности были приняты дополнительные изменения, как видится, важные в Постановление Пленума ВС РФ от 28 июня 2011 г. N 11 "О судебной практике по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности". Их необходимость обоснована количеством дел и лиц, осужденных по преступлениям экстремистской направленности, которые совершили их онлайн.

Подводя итог, стоит заметить, что влияние цифровой эпохи повлекло соответствующее увеличение масштаба преступной среды в Интернете. Данная позиция актуальна, в связи с наличием большого количества вопросов обеспечения свободы информации в сети Интернет, с учетом увеличения числа критериев отнесения публично выраженной информации к категории противоправной и соответствующих мер ответственности.

 

Список литературы:
1. Афанасьев Н.Н. Идеология терроризма // Социально-гуманитарные знания. 2002. № 
2. Фридинский С.Н. Борьба с экстремизмом (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Автореф. дис. … канд. юрид. наук. Ростов н/Д, 2003. 
3. Верещагин В.Ю. Политический и религиозный экстремизм: размышления по поводу // Юристъправоведъ’98. Ростов н/Д, 1998. 
4. Доклад о целях и средствах противодействия политическому экстремизму в России. М., 1999. 
5. Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 36. Ст. 3577. 17. О противодействии экстремистской деятельности: ФЗ от 25.07.02 г. № 114-ФЗ // Российская газета. 2002. 30 июля.