Статья:

Санкции как институт международно-правовой ответственности

Конференция: XXVIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Баринов В.А., Мартынов И.Е. Санкции как институт международно-правовой ответственности // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. XXVIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 27(28). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/27(28).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Санкции как институт международно-правовой ответственности

Баринов Владимир Александрович
студент Красноярского ГАУ, РФ, г. Красноярск
Мартынов Игорь Евгеньевич
студент Красноярского ГАУ, РФ, г. Красноярск
Шитова Татьяна Викторовна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, РФ, г. Красноярск

 

Аннотация. В своей работе мы характеризуем санкцию в международном праве, как определённый институт международно-правовой ответственности, используя для этого признаки, характерные для международно-правовых санкций и конкретные примеры применения санкций в международном праве.

Abstract. In our work, we characterize sanctions in international law as a specific institution of international legal responsibility, using for this purpose signs characteristic of international legal sanctions and concrete examples of the application of sanctions in international law.

 

Ключевые слова: санкция, ответственность, международное право.

Keywords: sanction, responsibility, internationallaw.

 

Для того что бы определить место санкции в системемеждународно-правовой ответственности, необходимо дать определение понятию санкции. Санкции в международном праве – система принудительных мероприятий военного, экономического и политического характера, применяемых по отношению к государству, нарушающему международные соглашения. [6] Дав определение международной санкции, необходимо понять, что на практике является международной санкцией?

Существует множество мнений касательно того, что может являться международно-правовой санкцией. Так, Комиссия международного права ООН еще с 1970-х годов настаивает на том, что термин «санкции» используется лишь относительно мер, принимаемых Советом Безопасности ООН на основании главы VII Устава ООН «действия в отношении угрозы миру, нарушений мира и актов агрессии» [3] С другой стороны, по мнению К.А. Багиняна санкциями в международном праве именуются меры принудительного характера, осуществляемые Организацией Объединенных Наций в целях поддержания или восстановления международного мира и безопасности [1] Однако, не все были согласны с точкой зрения Багиняна и настаивали на приравнивании международно-правовой санкции к мерам ответственности по гражданскому национальному праву. Позже появилась точка зрения, объединяющая две предыдущие концепции и определении международной санкции как всего спектра негативных последствий для государства-правонарушителя, включая как ресторации и реституции, так и сатисфакций и репараций, в качестве принудительных мер с целью принуждения к отказу от противоправного поведения и несению реальных последствий (реторсии, репрессалии, разрыв дипломатических отношений, лишение привилегий и прав членства в международных организациях, санкции осуществляемые с помощью международных организаций).

Санкция в международном праве, как и любой элемент международного права, обладает характерными только для него признаками. Можно выделить следующие из них:

  1. Санкции всегда являются действиями потерпевшего субъекта международного права, применяемыми по отношению к правонарушителю.
  2. Санкции применяются до наступления международно-правовой ответственности, как её предпосылка. В тоже время целью санкции является прекращение международного  правонарушения, устранение его материальных и нематериальных последствий и обеспечение неизбежности наступления ответственности для правонарушителя.
  3. Санкции присущ определённый процессуальный порядок применения, который несколько отличается от общего порядка осуществления международно-правовой ответственности.
  4. Санкция применяется лишь в случае отказа прекращения правонарушителем противоправной деятельности, выполнения законных интересов потерпевшего, в независимости от воли правонарушителя как волеизлияние потерпевшего субъекта международного права.

Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующее. Санкция является специфическим институтом  международно-правовой ответственности, применяемым до наступления самой ответственности и в специфическом процессуальном порядке  лишь в случае отказа от возмещения вреда, причинённого в ходе правонарушения.

В связи с неоднозначностью характера санкции, трудно как-то однозначно характеризовать конкретную форму осуществления международно-правовой санкции. В связи с этим можно выделить несколько проявлений санкций в международном праве.

Реторсия – один из способов защиты субъектом международного права своих законных интересов, выражающийся в форме ответных действий(санкций). Примером реторсии в международном праве может служить «Закон Димы Яковлева», являющийся ответной мерой на введение международных санкций со стороны США по отношению к отдельным гражданам РФ и устанавливающий законодательный запрет гражданам США на усыновление российских детей. Данный запрет получил выражение в Федеральном законе от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [5]

Репрессалии – меры, принудительного характера, направленные на ограничение прав субъекта международного права, совершившего международное правонарушение. Подразделяются на мирные (разрыв дипломатических отношений, прекращение торговли, задержание судов в портах, запрещение ввоза и вывоза товаров с территории государства правонарушителя) и военные (являются формой защиты государства в ситуации самообороны и ответа на нарушение законов и обычаев войны в ходе вооруженного конфликта). Примером репрессалии является бомбардировка территории Югославии в 1999 г. странами-членами НАТО в ответ на нарушение прав человека.

Самооборона – применение силы государством в ответ на преступное вооружённое нападение со стороны другого государства. Особенности применения самообороны в международном праве закреплены в ст. 51 Устава ООН  и предусматривают допустимость самообороны государством, на которое было совершено нападение, до принятия мер со стороны Совета Безопасности ООН для восстановления международного мира и безопасности. Так, например, инцидент, произошедший в Керченском проливе 25 ноября 2018  при участии сил Военно-Морского флота Украины и сил Береговой охраны Российской федерации, закончившийся задержанием Украинских военных кораблей «Бердянск и «Никополь», а также буксира «Яны Капу», со всем личным составом. Это послужило поводом для введения на территории Украины военного положения в областях, непосредственно граничащих с Россией и имеющих выход в акваторию Чёрного и Азовского морей. [2]

Делая вывод из всего вышесказанного можно выделить следующую мысль. Санкция в отличие от видов международной ответственности, ставит своей целью не наказание правонарушителя, а приостановление международного правонарушителя, что обуславливается её признаками.

 

Список литературы:
1. Багинян К.А. Международные санкции по уставам Лиги Наций и ООН и практика их применения. М., 1948.
2. Кирилл Буланов, Алексей Никольский, Ирина Чевтаева. Конфликт между Россией и Украиной в Черном море. Что случилось Архивная копия от 27 ноября 2018 на WaybackMachine//«Ведомости», 26 ноября 2018.
3. Лайтман Владимир Израйлович Международно-правовые санкции как средство правовых ограничений // Юридическая техника. 2018. №12. С. 216-219.
4. Устав Организации Объединенных Наций (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945) // Действующее международное право. Т. 1.- М.: Московский независимый институт международного права, 1996.
5. Федеральный закон от 28.12.2012 N 272-ФЗ (ред. от 23.05.2015) «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» [Электронный ресурс] режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139994/
6. Юридический словарь.  М.: Госюриздат. Главный редактор С.Н. Братусь и др.. 1953.