Статья:

Проблемы трудоустройства молодежи

Конференция: XLV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Дубакина И.В., Пискова К.Ю. Проблемы трудоустройства молодежи // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XLV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(45). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(45).pdf (дата обращения: 26.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Проблемы трудоустройства молодежи

Дубакина Ирина Вадимовна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Пискова Кристина Юрьевна
студент, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград
Кургина Татьяна Викторовна
научный руководитель, преподаватель, Волгоградский государственный университет, РФ, г. Волгоград

 

В статье авторами рассматриваются проблемы трудоустройства молодежи в современной России, а также предлагаются пути их решения.

В Конституции Российской Федерации закреплено: «Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию» [1].

На современном этапе развития одна из наиболее острых и актуальных социальных проблем является проблема трудоустройства молодежи. На указанном рынке хорошо прослеживаются негативные тенденции, такие как рост как регистрируемой и нерегистрируемой безработицы, так и увеличение ее продолжительности.

Под молодежью следует понимать социально-демографическую группу, которая выделяется на основе обусловленных возрастом особенностей социального положения молодых людей, а также функций и места в социальной структуре общества; их определенных ценностей и интересов. Обычно молодежью признают лиц в возрасте от четырнадцати до тридцати лет.

Молодежь – это один из факторов развития любого современного государства.

Однако, поскольку отсутствует четко отлаженная система трудоустройства указанной категории лиц, по этой причине молодые люди стараются уехать за границу, получить там образование с перспективой на трудоустройство. Также, стоит отметить, что подрывается значимость получения высшего профессионального образования, поскольку люди считают, что даже получив хорошее образование, перспектива трудоустройства по специальности маловероятна.

Согласно официальной статистике по безработице на 2016 год в России, количество нетрудоустроенной молодежи составляет сорок три процента.

Следует обратить внимание на то, что безработица среди молодежи по сравнению с 2013 и 2015 годами, выросла на целых 7 процентов [5].

Некоторые авторы считают, что не стоит доверять статистике, поскольку молодежь обращается к официальным структурам гораздо реже, нежели другие категории населения. Однако, по нашему мнению, такая позиция не совсем правильная, поскольку меньше количество «необращений» связана не с тем, что молодежь трудоустроена, а с тем, что устроиться на работу неофициально оказывается на практике гораздо легче, нежели официально путем обращения в структуры. Также, еще одной из проблем, по которой молодежь не обращается в центр занятости населения, считается распространенное мнение о том, что центр занятности производит поиск низкоквалифицированной работы. Данная проблема связана с тем, что работодатели стараются искать высококвалифицированных специалистов через специализированные частные агентства, либо по объявлению. Следовательно, для решения указанной проблемы следует налаживать связи центру занятности с работодателями, что поможет решить вышеуказанную проблему [3].

Можно выделить несколько причин проблемы трудоустройства молодежи на современном рынке.

Во-первых, это несоответствие уровню квалификации, который требует работодатель при приеме на работу, таких как отсутствие опыта работы в определенной сфере, способности принимать правильные самостоятельные решения, недостаточность необходимых знаний.

Во-вторых, большинство студентов при поступлении в вузы не учитывают уровень необходимости специалистов в определенной сфере, что приводит к отсутствию свободных вакансий при попытке трудоустройства [2].

В-третьих, большинство студентов стараются поступить на гуманитарные специальности, что приводит к избытку специалистов в одной сфере и недостатку в другой. В последние годы наблюдалось достаточно сильное снижение абитуриентов на поступление в техническую сферу.

В-четвертых, это переход российских вузов на европейскую систему. Европейская система образования предполагает первую ступень выпуска-это бакалавриат, а не специалитет, как это было ранее в России. Работодатели при приеме на работу осознают, что бакалавриат хоть и считается оконченным высшим образованием, однако освоение профессии за урезанное количество часов, по сравнению со специалитетом, сильно сказывается на профессиональных навыках работника.

В-пятых, отсутствие знаний, либо игнорирование норм Трудового кодекса самими кандидатами.

Следует обратить внимание на то, что большое количество работодателей отдают предпочтение таким работникам, которые заканчивали именно государственные вузы, а не частные. Работодатели считают, что выпускники государственных вузов получают гораздо лучшее образование, в некоторых вузах даже навыки и опыт.

Трудоустройство также во многом зависит от того, насколько хорошо вуз умеет наладить связи с работодателями и трудоустроить выпускника. Многие вузы не стремятся налаживать такие связи, тем самым практически лишая студента после окончания вуза сразу же получить работу в соответствии со полученной специальностью.

Не смотря на указанную проблему, широкая судебная практика по ней не сложилась, поскольку, практически во всех случаях, обращаясь к работодателям, лицо не оставляет письменного заявления о приеме на работу, а обходится обычным устным диалогом.

Также, одной из причин указанной проблемы является то, что, лицо, получив отказ в приеме на работу, не интересуется причиной, не требует письменного обоснованного отказа работодателя с указанием конкретной причины, хотя данное право закреплено в статье 64 ТК РФ, тем самым, не защищая свои права.

Проведенное исследование существующей системы занятости молодежи в России и стран, с разными экономическими политиками, позволило получить следующие выводы теоретического и прикладного характера.

1.  Молодежь является активной и импульсивной частью населения, поэтому она менее защищенная. В зависимости от предпочтений, молодежь объединяется в движения или группы. Выделяют: агрессивную самодеятельность, эпатажную самодеятельность, альтернативную самодеятельность, социальную самодеятельность, политическую самодеятельность.

2.  Ситуация занятости молодежи в 90-х годах в России, с переходом на рыночные отношения, имела кризис и требовала новых реформ.

3.  На практике ни одно государство не может обеспечить полное равенство стартовых возможностей молодых людей, но расцветающая демократия предполагает выравнивание прав различных группах молодежи.

4.  Направления государственной молодежной политики в современном российском обществе-это трудоустройство молодежи, ее адаптация и подготовка к профессиональной деятельности.

По-нашему мнению, законодательство достаточно хорошо разработано в сфере трудоустройства молодежи, проблема кроется не в нем, а в кандидатах на работу, поскольку они, не считая нужным прибегать в установленным нормам, игнорируют их, что дает возможность работодателю необоснованно отказывать таким лицам, что запрещается статьей 64 ТК РФ.

Учитывая все вышесказанное, следует сделать вывод о том, что для решения указанной проблемы необходима не только поддержка государства, как на региональном уровне, так и на уровне местного самоуправления; проведение социальной политики по трудоустройству молодежи; налаживание связи вуза с возможными работодателями, уменьшение требований при приеме на работу, но и также правовая грамотность тех лиц, которые желают устроиться на работу, не игнорирование ими норм трудового законодательства.

 

Список литературы:
1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Трудоустройство и социальная адаптация молодежи в современных условиях. Харченко А.А., Бочанов М.А., Заслонкина О.В., Санькова О.А., Чернухина Е.Е. 2015.
3. Проблема молодежной занятности и безработицы в контексте несоответствия рынка образовательных услуг и рынка труда. Магера И.В. 2012.
4. Рахманова Ольга Васильевна. Трудоустройство молодежи. 2015 ФГАОУ ВПО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики».
5. Статистика: http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/isswww.exe/stg/d06/168.htm.