Статья:

Эколого-правовое сопровождение реабилитации водных объектов в Российской Федерации (на примере реки Волга)

Конференция: LII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: Юриспруденция

Выходные данные
Гептинг Ю.А., Агафонов М.Н. Эколого-правовое сопровождение реабилитации водных объектов в Российской Федерации (на примере реки Волга) // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. LII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(52). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(52).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Эколого-правовое сопровождение реабилитации водных объектов в Российской Федерации (на примере реки Волга)

Гептинг Юлия Александровна
студент, Саратовская Государственная Юридическая Академия, Институт законотворчества, РФ, г. Саратов
Агафонов Матвей Николаевич
студент, Саратовская Государственная Юридическая Академия, Институт законотворчества, РФ, г. Саратов
Тарасова Елена Анатольевна
научный руководитель, старший преподаватель кафедры земельного и экологического права, Саратовская Государственная Юридическая Академия, Институт законотворчества, РФ, г. Саратов

 

Ситуация с качеством воды в водных объектах в настоящее время продолжает оставаться крайне неблагоприятной. Прежде всего, это связано с промышленным и бытовым загрязнением сточных вод, а также с загрязнением поверхностных стоков вод с сельскохозяйственных угодий.

Статистика показывает, что 19 % сточных вод сбрасывается в водные объекты без очистки, 70 % - недостаточно очищенными и только 11 % - очищенными до установленных нормативов допустимых сбросов. Сброс неочищенных и недостаточно очищенных сточных вод является причиной загрязнения поверхностных и подземных вод, накопления загрязняющих веществ в донных отложениях, деградации водных экосистем. Это приводит к тому, что от 30 до 40 % населения РФ пользуются водой, не соответствующей гигиеническим требованиям [4, 98].

Все эти данные говорят о том, что необходимо уделять особое внимание охране и восстановлению водных объектов в РФ.

Охрана водных объектов включает в себя систему мероприятий, направленных на сохранение и восстановление водных объектов [1].

Восстановление водных объектов до экологически благоприятного для жизни населения состояния предполагает решение ряда задач, направленных на снижение антропогенной нагрузки на водные объекты, охрану подземных вод от загрязнения, реабилитацию водных объектов и ликвидацию накопленного экологического вреда.

Экологическая реабилитация водных объектов представляет собой широкий комплекс инженерных, санитарно-гигиенических и ландшафтных мероприятий, направленных на создание сбалансированной водной системы. Проектные работы по экологической реабилитации водных объектов включают такие мероприятия, как очистка акватории от мусора и загрязненных донных отложений, создание мелководной и глубоководной зоны ложи водного объекта, берегоукрепление, организация водосбросной системы и дополнительной очистки воды, комплексное благоустройство территории, создание тропинок и эксплуатационного проезда.

Важная роль в обеспечении охраны водных объектов в регионах РФ принадлежит, прежде всего, мерам по планированию и финансированию их охраны. В наше время формой экологического планирования выступают целевые и комплексные программы. Их задачей является обеспечение устойчивого развития природных территорий при одновременном соблюдении правовых, экологических, водоохранных требований и нормативов в целях решения неотложных и перспективных водоохранных задач [5, 201].

В Российской Федерации распоряжением Правительства от 27 августа 2009 г. была утверждена Водная стратегия России до 2020 года. В ней определены основные направления деятельности по развитию водохозяйственного комплекса РФ, который обеспечивает устойчивое водопользование, охрану водных объектов, а также их защиту от негативного воздействия. В Водной стратегии РФ отмечается, что Российская Федерация принадлежит к числу государств, наиболее обеспеченных водными ресурсами [4, 97].

Постановлением Правительства РФ от 19 апреля 2012 г. № 350 была утверждена федеральная целевая программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах».

В соответствии с данной федеральной целевой программой особого внимания требует решение проблем в низовьях реки Волги [3]. В целом в низовьях реки Волги требуется системное переустройство водохозяйственного комплекса для оптимизации использования водных ресурсов в целях водоснабжения населения, сельскохозяйственного производства, рыбного хозяйства, сокращения холостых сбросов и потерь выработки электроэнергии на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада, а также сохранения уникальной экосистемы Волго-Ахтубинской поймы и дельты реки Волги.

Одна из крупнейших рек мира — Волга (площадь Волжского бассейна составляет 8% территории России, а именно 1 миллион 360 тысяч квадратных километров) – одна из самых грязных в РФ. Согласно различным исследованиям, крупные притоки Волги Ока и Кама были оценены как «очень грязные», а в определенных местах даже как «чрезвычайно грязные» [9].

По результатам исследований ученых Калифорнийского университета в Санта-Барбаре (США), опубликованным в журнале Conservation Letters, устье Волги вошло в первую десятку списка самых загрязненных береговых зон [8].

В настоящее время в бассейне Волги сосредоточено около половины всего промышленного и сельскохозяйственного производства России. Из 100 городов страны с наиболее загрязненной атмосферой 65 расположены в бассейне Волги. Объем загрязненных стоков, сбрасываемых в бассейны региона, составляет 38% от общероссийского.

В свое время экологическая ситуация на Волге была осложнена построением водохранилищ, что привело к изменению естественного режима реки и экологии водоемов. Восемь плотин волжского каскада гидроэлектростанций превратили Волгу в череду стоячих озер-водохранилищ, существенно изменив привычный ход реки. Экспертами было установлено, что самоочищаемость реки с середины XX века снизилась в десятки раз. Если ранее вода в Волге считалась пригодной для питьевого и хозяйственно-бытового потребления, то теперь Волга практически на всём своём протяжении стала антисанитарным водоемом. Также к экологическим проблемам Волги привел и тот факт, что нагрузка на ресурсы реки превышает нагрузку на реки в среднем по России более чем в восемь раз. Из-за ливневых стоков в Волгу попадают масла и нефтепродукты, что тоже подрывает ее экологическую безопасность.

Важная роль в обеспечении охраны реки Волга от загрязнения промышленными предприятиями принадлежит экономическим мерам. Данные меры предусмотрены федеральным и региональным законодательством: планирование и финансирование восстановления и охраны водных объектов; экологический аудит водоохранной деятельности на предприятиях; платность водопользования и загрязнения водных объектов; экономическое стимулирование рационального использования, восстановления и охраны водных объектов [5, 202].

Для реализации вышеназванных мер в Волгограде (08 августа 2017 г.) премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым было проведено выездное совещание, которое было посвящено проблемам сохранения, предотвращения загрязнения и рационального использования реки Волга [7]. Особое внимание было уделено теме очистки реки. По словам премьер-министра, каждый год в Волгу попадают свыше 5,5 кубических километров загрязненных вод, очистку удается производить лишь в отношении десятой части таких стоков. Одной из  наиболее важных причин такой загрязненности Д.А. Медведев объявил физический износ очистных сооружений различных предприятий: как промышленных, так и муниципальных. Река также засорена отходами сельского хозяйства. Вследствие всех перечисленных выше проблем река больше не имеет возможности по самоочищению.

Для решения данной экологической проблемы Правительством РФ был разработан проект по реабилитации Волги до 2025 года - «Оздоровление Волги». На заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам 30.08.2017 был утверждён паспорт приоритетного проекта «Оздоровление Волги».

Данный проект рассчитан на несколько этапов. К 2020 году на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, будут установлены автоматизированные системы контроля сточных вод. Еще одно направление — строительство или реконструкция объектов очистки сточных вод. В целом на осуществление данного проекта планируется выделить свыше 250 миллиардов рублей.

Таким образом, проанализировав законодательство РФ об обеспечении охраны и восстановления водных объектов, мы пришли к выводу, что для реабилитации Волги и ликвидации накопленного вреда необходимо провести следующие мероприятия по: созданию региональных проектов сохранения реки Волга; замене очистных сооружений на промышленных и муниципальных предприятиях; реконструкции водохранилищ и изменению режима их работы; ликвидации наиболее опасных источников загрязнения реки; переводу Волжской ГЭС на максимально благоприятный ритм для осетровых пород рыб; восстановлению естественных нерестилищ и обеспечению безопасного прохода молодняка через все плотины; высадке лесных насаждений по всем берегам Волги и ее притоков.

 

Список литературы: 
1. Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 N 74-ФЗ (ред. от 29.07.2017) // СЗ. 2006 г. N 23. ст. 2381.
2. Указ Президента РФ от 19.04.2017 N 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» // СЗ РФ. N 17. ст. 2546.
3. Постановление Правительства РФ от 19.04.2012 N 350 «О федеральной целевой программе «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012 - 2020 годах» (ред. от 17.08.2017) // СЗ РФ. 2012 г. N 18. ст. 2219.
4. Валеев Р.М. «Программа «Вода для жизни» и ее реализация в РФ» // Lex Russia. N 11 (120). 2016 г.
5. Круглов В.В. «Об экономико-правовых мерах по охране водных объектов от загрязнения промышленными предприятиями в регионах России» // Российский юридический журнал. N 3. Екатеринбург. 2017.
6. Сиваков Д.О. «Водный объект и водный фонд как правовые понятия» // Lex Russia. N 6 (115). 2016 г.
Интернет-ресурсы:
7. http://government.ru/news/28770/ (дата обращения 04.12.2017 г.)
8. http://vkurse.ua/society/spisok-samykh-zagryaznennykh-beregovykh-zon.html (дата обращения 04.12.2017 г.)
9. https://ria.ru/eco/20090714/177327889.html (дата обращения 04.12.2017 г.)