ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА СРОЧНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН, ПРИЗВАННЫХ НА СРОЧНУЮ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Административно-деликатное право Республики Беларусь в настоящее время представляют собой самостоятельную отрасль белорусского права. Особое место в системе общественных отношений занимает административная ответственность. Она распространятся на физические и юридические лица, укрепляет охранительную и регулятивную функции государственного управления. Проблемам административной ответственности, в том числе вопросам, касающимся административных взысканий, в юридической литературе уделялось постоянное внимание. Как правило, в законодательстве выделяют следующие цели административной ответственности: воспитание физического лица, совершившего правонарушение, предупреждение совершения новых правонарушений этим лицом, а также другими лицами.
В настоящее время вопрос процессуальных особенностей привлечения к административной ответственности граждан, призванных на срочную военную службу, как с научной, так и с практической точки зрения имеет большое значение.
В главе 26 КоАП Республики Беларусь содержится три нормы, посвященные административной ответственности за правонарушения против порядка приписки граждан к призывным участкам, призыва на воинскую службу и воинского учета (ст. 26.1 – ст. 26.3). Следует отметить, что привлечение лица к административной отвественности по данным статьям повышает возраст административной ответственности с 16 до 18 лет.
На основании Закона Республики Беларусь от 5 ноября 1992 г. № 1914-XII «О воинской обязанности и воинской службе» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 декабря 2003 г. № 1662 все организации обязаны вести воинский учет. На практике это реализуется следующим образом:
1) граждане обязаны являться в установленное время и место по призыву (повестке) военного комиссариата по месту жительства или иного органа, осуществляющего воинский учет;
2) при условии неявки гражданина без уважительной причины в место и срок, указанные в повестке иди направлениях военного комиссариата, лицо привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь [1], [2].
Статьей 10 Закона Республики Беларусь «О воинской обязанности и воинской службе» содержит ряд уважительных причин при условии неявки на мероприятие призыва на воинскую службу:
1) увечье (ранение, травма, контузия) или заболевание гражданина, связанные с утратой им трудоспособности;
2) тяжелое состояние здоровья близких родственников либо участие в похоронах данных лиц; препятствие, возникшие в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство независящее от воли гражданина.
Перечень причин является открытым, и подлежит расширению согласно решению призывной комиссии.
В таком случае, согласно ст. 39 Закона, гражданин, подлежащий призыву на воинскую службу, обязан в течение пяти рабочих дней со дня окончания обстоятельств, препятствующих его явке на указанные мероприятия, прибыть в военный комиссариат либо управление Комитета государственной безопасности по области, в котором он состоит на воинском учете, и представить документы, подтверждающие причины неявки.
При условии уклонения граждан от мероприятий по призыву на военную службу по мобилизации военный комиссар района (города), начальник управления Комитета государственной безопасности по области вправе принять решение о направлении соответствующих материалов в территориальные органы внутренних дел по месту жительства этих граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности.
В судебной практике Республики Беларусь имеют место привлечения призывников к уголовной ответственности по причине уклонений от мероприятий призыва на воинскую службу. Так, приведем пример, в феврале 2017 года в суде Железнодорожного района г. Витебска рассматривалось уголовное дело по обвинению гражданина Хуцкого (фамилия изменена автором) по ч. 1 ст. 435 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее УК) – уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу.
В зале суда гражданин Хуцкий вину признал полностью, в содеянном раскаялся, и показал, что, будучи надлежаще извещенным, в сентябре 2016 года намеренно не явился в военный комиссариат, уклонившись, таким образом, от призыва на воинскую службу. Исследовав материалы уголовного дела, суд признал виновным Хуцкого в уклонении от призыва на воинскую службу и приговорил его к 1 году ограничения свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа. В данном случае призывник осужден за уклонение от мероприятий призыва на воинскую службу по ч. 1 ст. 435 УК, то есть при отсутствии таких квалифицирующих признаков уклонения, как совершение его путем причинения себе телесного повреждения, симуляции заболевания, подлога документов или иного обмана. При наличии же таких признаков строгость наказания за совершенное преступление существенно возрастает (по ч. 2 ст. 435 УК предусмотрено наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет) [3]. При этом существует возможность ограничиться административной ответственностью. Добровольно явившись в военный комиссариат до окончания призыва, уклонявшийся от мероприятий призыва молодой человек может быть подвергнут административной ответственности по ст. 26.1 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях.
В норме ч.1 ст. 26.1 КоАП имеется важная оговорка о том, что «если данная неявка не воспрепятствовала принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности». То есть в случае если гражданин не явился на мероприятия по призыву без уважительных причин, но явился в военкомат до окончания срока призыва (и тем самым не воспрепятствовал принятию и (или) реализации решения призывной комиссии (военного комиссара) об исполнении гражданином воинской обязанности, он подлежит административной ответственности.
Таким образом, анализируя нормативные правовые акты и практику привлечения к административной и уголовной ответственности граждан, призванных на срочную военную службу в Вооруженные силы Республики Беларусь, а также статистику увеличения числа административных правонарушений, следует сделать вывод, о том, что необходимо повышать правовую культуру потенциальных призывников, совершенствовать меры воспитательного воздействия, и, как следствие, количество административных правонарушений, связанных с уклонением от воинской службы будет снижаться.