ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №21(288)
ПРОБЛЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗАНЯТОСТИ МОЛОДЕЖИ: ПРАВОВОЙ АСПЕКТ
Занятость населения – один из ключевых факторов экономического развития страны. Ведь сколько бы ни уповали на замену труда людей роботизированными системами, человеческий ресурс по-прежнему остаётся приоритетным для большинства сфер производства товаров и услуг. Особо важно уделять внимание занятости тех категорий населения, которые больше всего подвержены безработице в силу целого комплекса причин и проблем. Пожалуй, главной подверженной безработице категорией является молодёжь. Тем временем, она является локомотивом прогресса государства. Именно молодёжь определяет вектор развития инноваций, технологий и нововведений во всех сферах жизни общества.
Соответственно существует ряд нормативно-правовых актов, регулирующих сферу занятости населения и устанавливающих права и гарантии при трудоустройстве молодёжи. Приведём наиболее значимые из них. Во-первых, это Декларация Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда», принятая в Женеве в 1998 году. Во-вторых, это Конституция Российской Федерации (в частности статья 37). В-третьих, это Трудовой Кодекс Российской Федерации, а также федеральный закон №565 от 12.12.2023 «О занятости населения в Российской Федерации».
Чем же вызвано особое положение молодёжи в сфере занятости? Прежде всего, это нежелание работодателей принимать на работу молодых людей, которые не имеют опыта работы, в силу возраста не понимают всех аспектов работы компании и имеют лишь теоретические знания, полученные в ВУЗе. Другой проблемой является неопределённость молодого поколения с тем, какую профессию/область работы выбрать. Наконец, это неравномерное распределение между специалистами гуманитарных и точных наук, где явно преобладают первые.
По этим и некоторым другим причинам молодёжь относят к категории с высоким риском безработицы. Соответственно государством принимаются определённые меры, направленные на сокращение уровня безработицы среди молодёжи. И если несколько лет назад повсюду говорили об их малой эффективности, то по состоянию на 2024 год показатели поменялись в противоположную сторону. Так, по заявлению вице-премьера России Татьяны Голиковой, в 2024 году, по сравнению с 2019 годом, уровень безработицы молодёжи сократился почти на 2% [1]. Кроме того, по словам Министра труда и социальной защиты РФ Антона Котякова, улучшилась ситуация с трудоустройством в самой сложной возрастной группе - среди граждан до 24 лет [2]. В данной категории наблюдается снижение безработицы более чем на треть.
Рассмотрим, какие меры содействия занятости молодёжи уже эффективно действуют сегодня и какие проблемы ещё предстоит решить.
Во-первых, проведение работы в данном направлении можно заметить при анализе изменений действующего законодательства. Одним из значительных нововведений является внесение изменения в статью 63 Трудового кодекса РФ. С июня 2023 года стало не нужно получать согласие органов опеки и попечительства для заключения трудового договора с детьми, достигшими возраста четырнадцати лет. Заместитель Председателя Комитета по молодежной политике Михаил Киселев подчеркнул, что по данным Минтруда в России ежегодно трудоустраиваются 520 тыс. человек в возрасте до 18 лет, однако спрос в этой категории по‑прежнему превышает предложение, поэтому статья требовала корректировки с учётом тенденций на рынке труда [3]. В то же время, многие учёные-юристы высказали своё отрицательное мнение по поводу исключения институтов опеки и попечительства из данной статьи, так как данное изменение нарушает установленный в Декларации Международной организации труда «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» принцип действенного запрещения детского труда.
Во-вторых, для достижения поставленных целей, государственными органами и должностными лицами принимаются новые нормативные акты. Так, важнейшим документом в этой области является Федеральный закон от 30.12.2020 N 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации», который закрепляет такие положения, как: 1) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи, содействие трудоустройству молодых граждан, в том числе посредством студенческих отрядов, профессиональному развитию молодых специалистов; 2) поддержка и содействие предпринимательской деятельности молодежи.
Важно обратить внимание и на положения, содержащиеся в Распоряжении Правительства РФ от 14.12.2021 № 3581-р «Об утверждении Долгосрочной программы содействия занятости молодёжи на период до 2030 года». В данном документе приводится понятие молодёжи как социально-демографической группы, перечислены основные проблемы трудоустройства молодёжи, выделены основные задачи Программы, этапы её реализации и ожидаемые результаты. Конкретные меры содействия занятости молодёжи приведены в Приложении №1 к данному Распоряжению.
В Ставропольском крае содействие занятости молодёжи реализуется также в рамках мер, определённых Постановлением Правительства Ставропольского края №337-п от 14.06.2022 «Об утверждении Долгосрочной программой содействия занятости молодёжи, проживающей на территории Ставропольского края, на период до 2030 года». Они включают в себя: содействие в обеспечении занятости молодёжи в свободное от учёбы время; осуществление организации и прохождения производственной практики на единой цифровой платформе «Работа в России»; проведение открытых уроков и семинаров по профориентации обучающихся. Таким образом, данная программа закрепляет основные направления молодёжной политики на рынке труда, что выражается в создании условий, способствующих эффективному трудоустройству молодёжи края.
В-третьих, это субсидии для компаний, которые принимают работников в возрасте до тридцати лет. Согласно Постановлению Правительства РФ от 18.03.2022 г. № 398, такой работодатель, вне зависимости от организационно-правовой формы предприятия, за каждого работника получает сумму, равную МРОТ, причём выплата осуществляется три раза (3 месяца работодатель получает субсидию, равную МРОТ).
Для достижения поставленных целей в Российской Федерации разрабатываются специальные цифровые платформы и реализуются федеральные проекты. Так, большие возможности перед молодыми работниками открывает Общероссийская база вакансий и резюме «Работа в России». Данная платформа имеет раздел «Кадровый центр для молодёжи», в котором можно найти подходящую работу, составить резюме, получить помощь карьерного специалиста, пройти тесты на профориентацию, а также получить возможность бесплатного переобучения, практик и стажировок. Данная платформа выгодно отличается от других тем, что она весьма распространена среди всех категорий населения, уделяется должное внимание её продвижению среди молодёжи, что является, пожалуй, главным фактором её использования. Кроме того, молодёжь может воспользоваться государственным информационным ресурсом «Справочник профессий», содержащим информацию о востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессиях.
С какими проблемами занятости населения молодёжи ещё приходится сталкиваться и над чем стоит работать?
Прежде всего, это нежелание молодёжи пользоваться услугами Службы занятости населения. Многие молодые люди считают, что, обращаясь туда, они лишь теряют время: практически всегда работа, которую предлагает Служба занятости, имеет так называемый «остаточный характер» и молодым специалистам малоинтересна. Поэтому важно предпринять меры для популяризации данного института среди молодёжи путём его реформирования.
Ещё одной проблемой является отсутствие реального механизма квотирования рабочих мест для молодёжи. В случае введения обязанности работодателя выделать соответствующие квоты, заметно увеличится количество доступных для молодёжи рабочих мест и, следовательно, с увеличением выбора мест работы снизится уровень безработицы.
Стоит поработать и над порядком целевого обучения студентов. Эксперты говорят, что в 70% случаев зарплата при трудоустройстве в организацию после целевого обучения заметно меньше, чем в корпоративной сфере [4]. Мешают и большие риски, которые существуют как у компании, так и у студента-целевика и его семьи. Но положительные сдвиги в этой сфере мы уже можем наблюдать: так, во второй половине 2024 года в рамках приёмной кампании 2024/2025, компании-заказчики целевого обучения должны будут публиковать предложения о целевом обучении на платформе «Работа в России», что однозначно повысит популярность такого вида обучения среди абитуриентов [5].
Также можно отметить, что в переполненном различного рода информацией мире молодёжь может просто не знать о тех или иных программах и проектах. Поэтому стоит позаботиться не только об удобстве пользования различными платформами, но и об их продвижении, популяризации среди молодёжи. И здесь снова выделяется платформа «Работа в России». По нашему мнению, именно она должна стать особой «молодёжной экосистемой», в которой можно будет легко найти информацию обо всех аспектах трудоустройства молодых специалистов и развитии молодёжного предпринимательства.
Таким образом, молодёжь – это социально-демографическая группа, для которой характерны свои особенности. Но не нужно воспринимать эти особенности только с точки зрения их негативного влияния на качество знаний и умения работников. Как говорилось в начале, молодёжь выходит на передний план развития государства, движения прогресса. Одни поколения сменяют другие, и для того, чтобы сохранить и преумножить достояние нашей Родины, необходимо заботиться о качественном трудоустройстве молодых кадров. Поэтому важным шагом в укреплении нашего государственного могущества является создание таких условий, при которых наибольшее количество граждан смогло бы в полной мере реализовать себя в профессиональной деятельности.