Статья:

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №38(217)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Сакалова З.М. СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 38(217). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/217/119368 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЗДАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В СРЕДНИХ КЛАССАХ

Сакалова Зарета Малсаговна
студент Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки
Шульженко Вячеслав Иванович
научный руководитель, профессор, д--р филол. наук, профессор кафедры теории и методики преподавания филологических дисциплин Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Ессентуки, РФ, г. Ессентуки

 

Аннотация. В статье рассматривается анализ путей и средств активизации познавательной деятельности обучающихся в средних классах. Освещается применение творческих способов организации обучения при котором возникает интерес к учебе обучающихся средних классов.

Исключительно важной проблемой в решении задачи повышения эффективности образовательного процесса является активизация обучения школьников средних классов. «Особое ее восприятие заключается в том, что обучение, являясь рефлексивно-преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие воспринимаемого материала, но и на формирование отношения учащегося к познавательной деятельности» [2, 54]. В образовательном учреждении установлены такие формы занятий, которые активно влияют на каждого учащегося, повышают авторитет знаний и их индивидуальную ответственность за результаты воспитательной работы. Данные задачи можно успешно разрешать через технологию применения активных форм обучения.

В работе анализируется выявление психолого-педагогических особенностей активизации обучающихся в средних классах.

 

Ключевые слова: познавательный интерес, учащийся, познавательная деятельность, активный метод обучения, урок, интерес.

 

Анализ психолого- педагогических условий, целей и средств для проявления активизации познавательной деятельности показывает, что система взаимодействия различных путей активизации познавательной деятельности находится в процессе становления. Одновременно, обнаруживаются пробелы теоретического и практического характера. Поиск практических работников, использующих психологические условия, приводит к тому, что не в полной мере применяются разнообразные пути активизации познавательной деятельности учащихся в средней школе, так и каждый путь в отдельности. Таким образом, возникают противоречия между назревшими потребностями общества в разработке инструмента, условий, механизмов активизации познавательной деятельности школьников средних классов и недостаточностью исследований по их методологическому обоснованию.

Образование – это самый важный и надежный способ получить систематическое образование. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единое содержательное и процессуальное время сторон), обучение в то же время имеет специфические качественные отличия.

Будучи сложным и многогранным, специально организованный процесс отражения в учащемся впечатляющего реального опыта, обучение это  специфический процесс познания, контролируемый учителем. Именно руководящая роль ученика оказывается востребованной школьниками знаниями, умениями и навыками, развитием их душевных сил и творческих способностей.

Познавательная деятельность представляет собой единый смысл восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Осуществляется каждый раз на жизненном этапе, во всех видах деятельности и конкретных учащихся (производственной и общественно-полезной, ценностно-ориентированной и художественно-эстетической деятельности, общении), а также последовательно выполняет различные предметно-практические действия в учебном процессе. (экспериментирование, внедрение), решение проблем и исследование и т. д.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

Обучение всегда происходит в общении и происходит на словесно-деятельностном подходе. Слово является одновременно употребительным выражением и познанием сущности изучаемого явления, орудием общения и организации практической познавательной деятельности учащихся.

Активность (обучение, усвоение, содержание и т. д.) достигает степени (интенсивности, устойчивости) «контакта» учащегося с проявлениями его деятельности. В структуре активности выделяются следующие компоненты: готовность выполнять рабочие задачи, стремление к самостоятельной деятельности, отчет  о выполнении задач, систематическое обучение, желание повысить свой личностный уровень и другие.

С активностью связан другой важный аспект мотивации обучения школьников самостоятельности, который связан с определением предмета, средств деятельности, её осуществлением самими учащимися без помощи педагогов. «Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности» [1, 154].

В педагогической практике применяются различные способы активизации познавательной деятельности, в основном среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор комбинаций, которые в определенных целях стимулируют активность и самостоятельность школьников.

Наибольший активизирующий эффект на уроках имеют ситуации, в которых учащиеся сами должны: отстаивать свое мнение, участвовать в дискуссиях, задавать вопросы товарищам и учителям, просматривать ответы товарищей, оценивать ответы и письменные работы товарищей, обучать отстающих, объяснять большему количеству учащихся непонятные ситуации, самостоятельно выбрать посильную задачу, найти несколько вариантов возможных решений познавательной задачи (проблемы), создание ситуации самоанализа, анализа личных познавательных и практических действий, решать познавательные задачи методом комплексного применения на практике.

Принципы активизации учебно-познавательной деятельности учащихся, а также выбор методов способов должны учитывать особенности учебного процесса. «Кроме поисков и методов, которые также относятся к факторам, привлекающим учащихся к деятельности, их можно назвать еще поощрениями учителей, которые бы активизировали деятельность учащихся» [3, 55].

Профессиональный интерес является важным мотивом активизации деятельности учащихся. Данный фактор преподавателю необходимо учитывать уже при подготовке учебного материала. Учащийся никогда не станет изучать конкретную ситуацию, если она надуманна и не отражает реальной действительности и не будет активно обсуждать проблему, которая к нему не имеет никакого отношения. «И наоборот, интерес его резко возрастает, если материал содержит характерные проблемы, которые ему приходится встречать, а порой и решать в повседневной жизни. Тут его познавательная активность будет обусловлена заинтересованностью в исследовании данной проблемы, изучения опыта её решения» [4, 19].

Творческий учебно-познавательный характер деятельности сам по себе является стимулом к познанию. Исследовательский характер учебно-познавательной деятельности приводит к творческому интересу учащихся, а это, в свою очередь, привлекает их к активному самостоятельному и коллективному поиску новых знаний.

Характер игровой деятельности включает в себя как фактор заинтересованности, так и фактор осознания, но независимо от этого она представляет собой естественный мотивационный процесс мыслительной деятельности школьника. Грамотно организованный игровой урок должен был стать «пружиной» для саморазвития.

Эмоциональное воздействие вышеперечисленных факторов на ценность и на сопричастность, и на творчество, и на интерес оказывает игра. Данное  воздействие существует также как самостоятельный фактор и метод, вызывающий стремление активно включиться в коллективный процесс обучения.

Особое значение для успешного осуществления деятельности имеет самостоятельная работа творческого характера. Разновидностями которой являются программированные задания, тесты.

Активизация обучения школьников не связана с деятельностью, а мобилизация учителем интеллектуальных, морально-волевых и физических сил с помощью специальных средств направлена на достижение конкретных целей обучения и воспитания.

Подводя итог, можно свидетельствовать о том, что активизация познавательной деятельности школьников средних классов, это организация на всех занятиях и этапах обучения действий и манипуляций, направленных на понимание и поиск решений конкретных учебных проблем с учетом индивидуального подхода к проведению познавательного процесса. При этом главными условиями являются доброжелательный эмоциональный фон, сочетание индивидуальных и коллективных форм познавательной деятельности, системное повышение познавательной работы, вооружение обучающимися рациональными приемами познавательной деятельности, формирование побуждений к самообразованию. При этом самыми оптимальными средствами активизации познавательной деятельности являются, проблемный подход и самостоятельная работа самых школьников.

 

Список литературы:
1. Менчинская  Н.А. Психологические проблемы формирования научного мировоззрения школьника средних классов/.М.:Педагогика,1968.– С. 173.
2. Шамова Т.И. Активизация обучения школьников.  Педагогика и психология./М.: Знание,1979. - С.96.
3. Коротаева Е.В. Типы учебной активности: педагогическая тактика и стратегия.//Директор школы. – М., 2000. №9. - С.75-80.
4. Лисина М.И. Развитие познавательной активности учашихся в ходе общения со взрослыми и сверстниками.//Вопросы психологии. – М., 1982, №4. - С.18-35.