Статья:

Психологизм в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №3(24)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Льянова З.М., Долгиева М.Б. Психологизм в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 3(24). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/24/31863 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Психологизм в повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом»

Льянова Зарема Магометовна
студент Ингушского государственного университета, РФ, г. Магас
Долгиева Мадина Борисовна
преподаватель Ингушского государственного университета, РФ, г. Магас

 

Павел Санаев – современный российский писатель, публицист, переводчик и актер. Он написал сценарии ко многим фильмам, но наибольшую популярность ему принесла повесть «Похороните меня за плинтусом». Она была опубликована в 1996 году в журнале «Октябрь» и в этом же году получила награду журнала и номинацию на Букеровскую премию и до сих пор пользуется актуальностью и вызывает интерес у публики.

В повести Санаев изображает современную реальность, указывая на искаженное духовное состояние общества и уделяя особенное внимание проблеме изображения внутреннего мира человека , затрагивает актуальные для любой литературы идеи, связанные с достоинством человека, его нравственным «самостояньем», с его местом в мире. [3, с.89].

Санаев - приемный сын известного режиссера Ролана Быкова. Однако до 12 лет он жил вместе с бабушкой и дедом. Это время для него было тяжелым периодом в жизни, о котором он и рассказывает в своей книге. Книга «Похороните меня за плинтусом» носит очень личное содержание, так как имеет автобиографическую основу. Повесть Санаева посвящена его бабушке. Он называл любовь и опеку бабушки, которые ему пришлось испытывать на протяжении 6 лет, «тиранической», «неистовой» и «разгромной». В основу повести легла память о бабушке, о той тирании и безумной атмосфере, которые царили в доме. Книга состоит из небольших рассказов, объединяющихся в цельный сюжет.

Повесть рассмотрена в литературе зачастую лишь фрагментарно. Предметом изучения в произведении чаще всего выступает проблема детства, хронотопа и автобиографизма. Особенным предметом привлечения критиков является образ главного героя Саши Савельева. Актуальность исследования именно психологизма заключается в стремлении многих писателей понять внутренний мир человека с присущей ему противоречивой сложностью.

Эта книга является небывалым источником знаний для детского психолога, потому что она содержит в себе все, что содержит и жизнь. Описанные ситуации могут иметь характер преувеличения, но тем не менее за пределы реальной жизни они не уходят.

Главная тема повести – тема детства. Повествование ведется от имени Саши Савельева. Маленький мальчик делится рассказами о собственных поступках. Картины детства даются глазами ребенка, в чем отражается его собственное восприятие жизни.

Окружающий мир ребенка – это та обстановка, в которой ему доводится жить. Ему не с чем ее сравнивать. Только взрослый, основываясь на жизненном опыте, может реконструировать описанные ребенком жизненные ситуации и дать им оценку с моральной точки зрения. [4, с. 49]. Однако Санаеву великолепно удается передать ощущения мальчика.

Мать главного героя Саши Савельева по причине нужды оставляет его жить у своих родителей. Сыну удается видеть маму только во время недолгих свиданий, которые постоянно сопровождаются ссорами бабушки и мамы. Скандалы настолько постоянны, что становятся неотъемлемой частью жизни ребенка. Конфликты и скандалы давно вошли в повседневную жизнь многих семей, как способ разрешения проблем и выявления лидера в семье. [4, с. 25] Ситуация складывается так, что мать не может забрать сына, а бабушка и не собирается его отдавать. Саша выступает в роли размеренной монеты.

Глазами Саши изображен мир взрослых. Мальчик любит свою мать, но к бабушке испытывает непонятные чувства. Ему бы хотелось быть с матерью, к чему он и стремится всеми силами, но есть одна большая преграда на этом пути – бабушка. Бабушка со своей деспотичной, слепой и эгоистичной любовью вызывает ненависть у внука. Из-за ее тиранической любви мальчик даже не понимает, что бабушка его тоже любит. У бабушки очень сложный характер, который дает право прозвать ее домашним деспотом и тираном. Нина Антоновна, привыкшая во всех неудачах винить окружающих, пребывает вечно всем недовольной. Своего внука она привыкла обзывать сволочью, гадом и прочей бранью, которая выливается на каждого члена семьи и непроизвольно становится нормальной манерой общения.

Ребенок вынужден находиться в подчинении у бабушки, которая вызывает у него страх, и предавать мать. Сложнейшая ситуация для ребенка, он вынужден быть виноватым перед каким-либо членом семьи, что разрушает его неокрепшую психику.[4, с. 27 ].

Маленький Саша лишен практически всех детских увлечений. Бабушка запрещает ему играть с друзьями во дворе, есть мороженое и быстро бегать, совершенно искренне считая, что метод ее воспитания абсолютно верен, так как мальчик болен и его нужно оберегать. В результате такого воспитания можно породить развитие каких-либо фобий, травмировать детскую психику.

Роль следующего близкого человека Саши достается дедушке. Будучи артистом, он часто отсутствует дома, уезжая на гастроли. Однако и дедушка терпит ругательства от бабушки. Обладая слабым характером, он во всем ей потакает. Непосредственный и детский взгляд умело отмечает все достоинства и недостатки дедушки. Безропотное выполнение обязанностей и отсутствие возражений бабушке говорит мальчику о том, что поддержки от дедушки можно не ждать.

Самый любимый и главный человек в жизни Саши – его мама. Мальчик страдает от нехватки матери и с трудом терпит разлуку с ней. Его мечта – жить с ней. Но жизнь Саши настолько полна разочарований, что осуществление мечты кажется ему неосуществимым. На этом этапе ребенку необходима поддержка любящего человека, ведь сам справиться с ситуацией он зачастую не может. [5, с. 126].

Тяжелая атмосфера, с раннего детства ставшая неотъемлемой частью его жизни, сталкивает его с ненавистью и черствостью и отражается на его психике, что рождает странные мысли в голове ребенка.

Муж матери, отчий, представлен как «карлик-кровопийца», названным так бабушкой. В воображении ребенка он предстает в страшном, пугающем образе, и мальчик начинает его бояться. Саша испытывает страх к отчему, отмечая его «зловещий» смех, хотя знает о нем только из отрицательных отзывов бабушки.

Как часто утрачиваются мечты и не сбываются надежды. Как часто мы не умеем воспользоваться возможностями, обладая ими. В чем же кроется причина? Откуда эта неспособность осчастливить себя? И почему средством решения своих внутренних проблем взрослых выступает ребенок? Ведь именно так происходит в произведении Санаева, где все место повествований мальчика Саши Савельева занимает фигура его бабушки.

Очень важно раскрыть семью, в которой с раннего детства воспитывается Саша. Этот брак, к сожалению, не был результатом любви. Дедушка-актер женился «назло» женщине, которую он любил, полагая, что «она еще пожалеет, прибежит». Причина брака - банальная обида, которая в результате сыграла свою роковую роль.

Бабушка, заинтересовавшаяся симпатичным лицом актера, не испытывала глубоких чувств к избраннику. Ее тянуло в город, который мог предоставить ей возможность покрасоваться в новом обществе. И эта тяга к новизне и предвкушение осуществления возможностей, которые мог обещать брак, тоже сыграли свою роль.

Темпераментная женщина так и не сумела воплотить свои мечты. Не было ничего, что так сулил ей когда-то брак. И не реализовавшаяся персона устраивает каждодневные спектакли дома, невольными участниками которого становится ее семья. Обвинения в адрес мужа и внука – постоянное явление, поводом которого может стать любой пустяк, даже разбитый чайник.

Также нужно отметить, что на характере Нины Антоновны отразилась потеря первого сына Алеши, которого не стало во время войны. Этот страх усугубляет страхи бабушки. Находясь безвылазно в четырех стенах, ей становится тесно в этом доме.

"Она работает. Все время с ребенком, по хозяйству..." - объясняет дедушка врачу-психиатру. "Нет. Ей надо с людьми работать. Библиотекарем, продавцом, кем угодно. Она общительный человек, ей нельзя быть одной" - отвечает врач. Ей нужно реализовать себя за пределами дома. От невозможности она мечется, покрываясь вечными фобиями. В итоге она попадает в психиатрическую больницу.

Живя чужими людьми, дедушка смирился с участью, потому что так сложилось, и плыл по течению. Его привязанность ко всему имевшемуся, к чему он привык, и нежелание новизны и изменений тоже играют свою роль. Можно наблюдать систематическое «тапочки, рыбалка, гараж».

Дочь Нины Антоновны, рожденная в конце войны, так и не становится любимой для матери. Наблюдается абсолютно разное отношение к детям, где сын предпочтительнее дочери. Ощущение «недодали» у матери лишь усугубляет ситуацию. Мама винит дочь в том, что та не оправдала ее надежд, и систематически выплескивает на нее свою злость и боль.

Это отношение матери влияет на дальнейшую жизнь Ольги. Первый брак, который также осуществился не по любви, а из желания вырваться из-под жестокого материнского контроля, тоже распался. Такие ситуации часто бывают в жизни. Проецируя собственный сценарий неудач на детей, мы даем им эти якоря и будучи уже взрослыми они реализовывают эти неудачи родителей в своей жизни.[5, с.157]

После развода дочь оставляет на воспитание своего сына Нине Антоновне. Бабушка говорит, что внук висит на ее шее «тяжкой крестягой», но при этом делает все, чтобы Саша остался жить с ней. Во внуке она видит свою реализацию и, по словам дедушки, даже успокаивается. Ее любовь к внуку принимает уродливые формы, проявляясь в сверхзаботе и обрушивая на него весь свой темперамент.

Это - настоящий эмоциональный вампиризм. На самом деле кроме отторжения такая любовь ничего не вызывает.[2, с. 378]. Воспитывая так мальчика, бабушка взращивает страхи Саши, тормозит его развитие. Стараясь вызвать у него любовь и привязанность, она растит в нем страхи и манипулирует его болезнями. Находясь с ней, он не ощущает себя в безопасности, что очень важно для ребенка. Не странно, что мальчик не испытывает любви к бабушке.

Вся жизнь Саши ограничивается запретами бабушки. От матери же этих запретов не было. Общение с мамой выводит мальчика из страха в любовь. Он невероятно сильно любит ее, только с ней он чувствует себя защищенным. С мамой у него спасительная эмоциональная связь. Ведь любовь и близость с матерью очень важны для ребенка, они дают ему чувство защищенности и надежности.[1, с.13]. Но бабушка никогда не отпускала Сашу, он вынужден с ней жить, так как слишком мал, чтоб сопротивляться этому давлению. Он начинает думать о смерти.

« Я попрошу маму похоронить меня дома за плинтусом, - придумал я однажды. - Там не будет червей, не будет темноты. Мама будет ходить мимо, я буду смотреть на нее из щели, и мне не так страшно, как если бы меня похоронили на кладбище».

Только благодаря своему большому темпераменту Саша не сломался. Несмотря на негативное давление бабушки, он смог выдержать и преодолеть ее влияние. Да, он боялся, но сумел выстоять и научился любви благодаря маме, ее поддержка давала ему силы.[1, с. 201]

Нина Антоновна при огромном потенциале всю жизнь бьется в рамках собственной неразвитости... Имея от природы большие возможности, она не сумела воспользоваться ими, не сумела прожить счастливую жизнь. Сжигаемая собственными нереализованными желаниями, она страдала сама и была причиной страданий других - печальный итог...[5, с.144]

Внимание читателя, несомненно, привлечет монолог бабушки, где в прямых репликах отображается душевное состояние героини, и диалог деда Саши с товарищем по рыбалке, в котором ушедший после очередного скандала муж рассказывает о своей невыносимой жизни и как невозможно после всего пережитого вот так взять и бросить жену. Сердцем прикипел. Так говорит сам дед. Критик от гильдии психологов может основательно прокомментировать ситуацию психологической зависимости, патологической формы симбиоза, деструктивной семьи. Лечиться, лечиться и лечиться – мог бы быть профессиональный вердикт.

В последнем диалоге бабушки и ее дочери очень трогательно звучат слова любви, смешивающиеся с привычными проклятиями. Слезы примирения, вероятно, должны служить очищению душ семьи бабушки, искренне плачущей на ее похоронах.

В заключительной повести описываются похороны бабушки. Саша будет жить с мамой и отчим, по портрету которого читателю видно, что он сможет заменить отца. В этой семье иная амосфера – счастье, любовь и родство душ. Мальчику только 7 лет, и можно надеяться, что пережитое им минимально отразятся на его дальнейшей жизни.

Повесть Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» - воплощение темы детства. В книге с автобиографическим подтекстом автор изображает окружение ребенка, которое влияет на его жизнь и формирует его личность. Жизнь мальчика без матери, без счастья, без веселых детских проказ заставляет задуматься о взаимоотношениях близких людей, о доброте и о любви.

Можно заставить ребенка уважать себя, принуждая, но результатом таких принуждений будет страх, а не уважение. Можно действовать посредством уговоров, но опыт показывает, что результат таких стремлений кратковремен. Психологи отмечают детское стремление подражать старшим, поэтому единственный верный способ воспитания ребенка – личный пример.

Писателю очень важно суметь передать посредством прямой речи мысли и чувства главных героев, при этом сохранив их внутренние переживания, что способствует глубокому проникновению читателя в их внутренний мир. С помощью анализа различных форм психологизма, представленных в произведении в различной степени, можно открыть нравственное начало в жизни человека. Легко осудить поведение «недостойной геоини», проявить читательское понимание куда сложнее.

 

Список литературы:
1. Гонеев А.Д., Лифенцева Н.И., Ялпаева Н.В. «Основы коррекционной педагогики», М., 2002 – 329 С.
2. Большой психологический словарь/Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков В. Зинченко, - СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003 – 567 С.
3. Семенова О.А. Кошельков Д.А., Мачинская Р.И. Возрастные изменения произвольной регуляции деятельности в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. // Культурно-историческая психология. 2007. №4. – 12-18 С.
4. Сапогова Е.Е. Психология развития человека. - М.: Аспект пресс, 2001– 287 С.
5. Ю.Б. Гиппенрейтер Введение в общую психологию, Курс лекций.- М. «Черо», при участии издательства «Юрайт», 2003 – 413 С.