Статья:

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И СФЕРА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Горелова В.М. ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И СФЕРА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119625 (дата обращения: 02.03.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОШЛИНЫ И СФЕРА ЕЕ ПРИМЕНЕНИЯ

Горелова Виктория Михайловна
студент, Приволжский филиал Российского государственного университета правосудия, РФ, г. Нижний Новгород

 

LEGAL NATURE OF THE STATE DUTY AND THE SCOPE OF ITS APPLICATION

 

Viktoriya Gorelova

Student, Privolzhsky branch of the Russian State University of Justice, Russia, Nizhny Novgorod

 

Аннотация. В настоящей статье автором исследуется такое понятия, как государственная пошлина, с юридической точки зрения. Представляются этапы становления этого понятия. Выявляется ряд проблем в реформировании и совершенствовании оплаты госпошлины в настоящее время, затрагивается тема развития и становления госпошлины в судах по гражданским делам. На основе проведенного исследования предлагаются перспективы улучшения судебной системы.

Abstract. Abstract: in this article, the author explores such concepts as state duty from a legal point of view. The stages of the formation of this concept are presented. A number of problems in reforming and improving the payment of state duty at the present time are identified, the topic of the development and formation of state duty in civil courts is touched upon. Based on the conducted research, prospects for improving the judicial system are proposed.

 

Ключевые слова: судебные расходы, государственная пошлина, бюджет, гражданский суд, доход, иск, гражданский процесс, гражданское производство, предпринимательский сбор.

Keywords: court costs, state duty, budget, civil court, income, lawsuit, civil procedure, civil proceedings, business fee.

 

В истории России государственная пошлина в гражданском процессе подвергалась значительным изменениям, пошлины как таковые различались по судебным инстанциям и взимались за оказание судом правосудия. Исключением, пожалуй, была мировая юстиция, которая первоначально была бесплатна для всех, но в начале XX в. в ней стали предусматриваться незначительные сборы в пользу государства.

В то время пошлины делились на несколько видов:

1) гербовый сбор, включающий в себя соответствующие марки, прикрепляемые к прошениям, документам и т.п.;

2) судебные взносы со стороны лиц, участвующих в деле, своеобразный аналог цене иска;

3) канцелярские пошлины – на содержание канцелярии;

4) сборы по производству дел, включающие в себя публикацию, зарплату судебному персоналу и вознаграждение свидетелям и экспертам.

Система госпошлин в ее ныне существующем в России виде берет свое начало с реформы 1930 г., осуществленной еще в СССР, хотя она и претерпела с тех пор ряд изменений, в том числе и в период налоговых реформ в ходе перехода к рыночной экономике.

Напомним, что единая государственная пошлина была предусмотрена Положением о ней, утвержденным ЦИК и СНК СССР 02.09.1930. Этот документ и Приложение к нему создавали совершенно новые условия в сфере пошлинного обложения, так как отменяли следующие виды пошлин и сборов: нотариальный сбор; судебные пошлины; гербовый сбор; сбор за действия судебных исполнителей; сбор за регистрацию актов гражданского состояния; канцелярский сбор и др. Если ранее при подаче искового заявления в судебное учреждение взималось пять разных пошлин - гербовая, судебная, надбавка к судебной пошлине, повесточная, канцелярская, - исчисляемых по совершенно разным признакам, то Положение о единой государственной пошлине, устраняя множественность платежей, имевших место при совершении государственными учреждениями юридически значимых действий, обеспечивало плательщикам более удобные условия для осуществления своих прав [1].

В современном гражданском судопроизводстве пошлина представляет собой разновидность судебных расходов, а если более точно – это денежные суммы, взыскиваемые с лиц, участвующих в гражданском деле в связи с рассмотрением и разрешением гражданского спора или вопроса. Процессуальные действия, например подача исковых заявлений, жалоб, направленных на возбуждение гражданского производства в суде первой инстанции или производства по пересмотру судебных постановлений, заявлений о выдаче исполнительных листов на принудительное исполнение решений третейских судов, в обязательном порядке подлежат оплате государственной пошлиной.

Итак, современная государственная пошлина представлена судебной, нотариальной, регистрационной и административной пошлинами. Вот их основные особенности:

1) судебные пошлины уплачиваются:

- при обращении в суды общей юрисдикции, к мировым судьям;

- при обращении в арбитражные суды;

- при обращении в Конституционный Суд Российской Федерации и конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

2) нотариальные пошлины уплачиваются:

- при совершении нотариальных действий (таковыми служат юридически значимые действия, совершаемые нотариусами, должностными лицами местных органов исполнительной власти, а также уполномоченными должностными лицами консульских учреждений);

3) регистрационные пошлины уплачиваются:

- при действиях, связанных с регистрацией актов гражданского состояния;

- при официальной регистрации программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем;

- при действиях уполномоченного органа исполнительной власти при осуществлении государственной регистрации лекарственных препаратов;

- при госрегистрации им же медицинских изделий;

- при госрегистрации юридических лиц, политических партий, средств массовой информации, выпусков ценных бумаг, прав собственности, транспортных средств и проч.;

4) административные пошлины уплачиваются:

- при осуществлении федерального пробирного надзора;

- при действиях, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также с въездом в РФ или выездом из РФ [2].

Предусмотрены также пошлины:

- за право использования наименований "Россия", "Российская Федерация" и образованных на их основе слов и словосочетаний в наименованиях юридических лиц;

- право вывоза культурных ценностей, предметов коллекционирования по палеонтологии и минералогии;

- выдачу разрешения на трансграничное перемещение опасных отходов;

- выдачу разрешений на вывоз с территории РФ, а также на ввоз на нее видов животных и растений, их частей или дериватов, подпадающих под действие конституции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения.

В настоящее время уплата госпошлины регулируется гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ [3]. В соответствии со ст. 333.16 НК РФ государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, ее субъектов и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, на совершение в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.

Существование института государственной пошлины – явление вполне логичное, поскольку устанавливает «платность» процесса совершения в отношении них юридически значимых действий.

Как справедливо указывается некоторыми авторами, «в законодательстве имеются критерии, позволяющие провести четкую грань между понятиями пошлины, налога и сбора. Именно поэтому важно понимать, что не одинаковым будет и регулирование сборов, пошлин и налогов. В НК РФ при определении основных начал законодательства о сборах и налогах законодатель отталкивается от того, что сборы и налоги имеют различную правовую природу, будучи обязательными платежами в бюджет. Исходя из этого, можно понять, что государственная пошлина, являясь институтом налогового права, обладает свойственной только ей, материально-правовой природой».

Вместе с тем, многие ученые занимаются рассмотрением вопросов разграничения налогов, пошлин и сборов. Так, одни авторы относят пошлины к налогам, вторые - к платежам налогового характера, третьи - к отдельным платежам.

Основателем отделения государственной пошлины от сборов был П.М. Годме, который определил пошлину как денежный сбор, взимаемый в пользу государства, местных органов или административных учреждений путем принуждения, с лиц, пользующихся определенными услугами, связанными с деятельностью государственного органа без установления определенного соотношения со стоимостью предоставляемых услуг. Относительно отделения пошлины от сборов он отмечал, что пошлина не соотносится со стоимостью предоставляемых услуг [4].

В отношении условности государственной пошлины, то есть уплаты её за услугу, следует обратить внимание на мнение С. Пепеляева, который подчеркивает, что государственная пошлина уплачивается не за услугу, а в связи с услугой, которую может осуществить государственный орган, который действует в общих интересах, реализующий свои государственно-властные полномочия [5]. Так, уплата государственной пошлины в суде в связи с подачей иска связана с правом конкретного лица на судебную защиту, но определяется общественно полезной функцией суда - поддержанием режима законности.

Важно отметить, что в определенных случаях размер государственной пошлины зависит от совокупности указанных в законе обстоятельств.

При установлении размера государственной пошлины по имущественным требованиям, подлежащим оценке, необходимо определить цену иска, представляющую собой стоимостное выражение материального объекта иска. Цена иска устанавливается истцом, который указывает ее в своем исковом заявлении. В случае, если подобное требование не выполнено, исковое заявление не подлежит рассмотрению (ст. 136 ГПК [6]). Государственная пошлина уплачивается до подачи соответствующего заявления заинтересованным в этом лицом. Исключением является предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пошлины.

К сказанному можно добавить, что рассматриваются дополнительные льготы и различные методы смягчения негативных последствий повышения государственных пошлин. Мы представляем, что было бы целесообразно дать возможность слабым экономическим субъектам расплатиться за государственную пошлину по частям, т.е. предоставить им рассрочку.

Необходимо понимать, что государственная пошлина не является «платой» за правосудие, она имеет несколько иной характер. Деньги поступают в бюджет, а уже оттуда их направляют на общественные или муниципальные нужды и используют в качестве зарплаты судебному коллективу.

В других правовых семьях, например в семье общего права, подобный интенсивный прирост стоимости пошлины не имеет места. По нашему мнению, это связано с тем, что в семье общего права развит судебный прецедент. Судопроизводство проходит по уже существующим примерам из судебной практики, благодаря чему дело разрешается в относительно короткие сроки. Это позволяет суду к всеобщему благу ускорить процесс рассмотрения и разрешения дела, а участникам процесса сберечь время и деньги [7].

Таким образом, анализ правовой природы государственной пошлины показал, что государственная пошлина относится к платежам со смешанным плательщиком. Плательщиками государственной пошлины могут быть как физические лица, так и организации. Платеж взимается за совершение в интересах этих лиц действий и за выдачу им документов, имеющих юридическое значение.

 

Список литературы:
1. Семкина Т.И., Мастеров А.И., Сорокин А.В. О расширении периметра государственной пошлины // Финансы. 2021. N 10. С. 46 - 50.
2. Аношина Ю.Ф., Авдеева Т.З. Роль и значение государственной пошлины / Ю.Ф. Аношина, Т.З. Авдеева // Актуальные вопросы современной экономики, 2020. № 6.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 26.03.2022) // «Российская газета», № 148-149, 06.08.1998.
4. Бортникова Н.А. Судебные расходы в гражданском судопроизводстве // СПС КонсультантПлюс. 2021.
5. Белозеров, С. А. Финансы: учебник / С. А. Белозеров, Г. М. Бродский, С. Г. Горбушина; отв. ред. В. В. Ковалев. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Проспект, 2018. – 936 с.
6. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ (ред. от 30.12.2021, с изм. от 10.03.2022)
7. Абдусаламова, М. Ш. Государственная пошлина как юридическая категория / М. Ш. Абдусаламова, Т. Ф. Кутуев // Вестник Пензенского государственного университета. – 2020. – № 4 (32). – С. 86‒88.