Статья:

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Каримова К.Т. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 39(218). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/218/119643 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ КОРРУПЦИИ

Каримова Камилла Тагировна
магистрант Института права Башкирский государственный университет РФ, г. Уфа
Галиев Фарит Хатипович
научный руководитель, д-р юрид. наук, доцент кафедры теории государства и права, Башкирский государственный университет, РФ, г. Уфа

 

PROSECUTOR'S SUPERVISION OVER THE IMPLEMENTATION OF THE ANTI-CORRUPTION LEGISLATION

 

Kamilla Karimova

Graduate student of the Institute of Law Bashkir State University, Russia, Ufa,

Farit Galiev

Scientific director, Doctor of Law, Associate Professor of the Department of Theory of State and Law Bashkir State University, Russia, Ufa

 

Аннотация. Актуальной задачей любого государства является признание, соблюдение прав и свобод личности. В Российской Федерации одним из специализированных органов, которые осуществляют в этих целях надзорную деятельность, является прокуратура. Одной из ключевых проблем, которая на сегодняшний день существует на территории нашего государства – большое количество правонарушений и преступлений, совершенных должностными лицами в ходе злоупотребления своими полномочиями. Цель: анализ проблем современного законодательства в области противодействия коррупции и мер прокурорского реагирования. Методы: эмпирические методы сравнения, описания, интерпретации; теоретические методы формальной и диалектической логики. Применялись частнонаучные методы: юридико-догматический и метод толкования правовых норм. Результаты: для разрешения вопросов эффективности прокурорской деятельности в этой сфере существует необходимость принятия мер по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти и правоохранительных органов, а также усилению контроля со стороны уполномоченного органа, который несет ответственность за реализацию антикоррупционной политики.

Abstract. The actual task of any state is the recognition, observance of the rights and freedoms of the individual. In the Russian Federation, one of the specialized bodies that carry out supervisory activities for this purpose is the prosecutor's office. One of the key problems that today exists on the territory of our state is a large number of offenses and crimes committed by officials in the course of abusing their powers. Purpose: analysis of the problems of modern legislation in the field of combating corruption and prosecutorial response measures. Methods: empirical methods of comparison, description, interpretation; theoretical methods of formal and dialectical logic. Private scientific methods were used: legal-dogmatic and the method of interpretation of legal norms. Results: in order to resolve issues of the effectiveness of prosecutorial activities in this area, there is a need to take measures to increase the level of interaction between state authorities and law enforcement agencies, as well as to strengthen control by the authorized body, which is responsible for the implementation of anti-corruption policy.

 

Ключевые слова: органы прокуратуры, функции прокуратуры, прокурорский надзор, меры прокурорского реагирования, коррупция, антикоррупционная деятельность.

Keywords: prosecutor's office, functions of the prosecutor's office, prosecutor's supervision, prosecutor's response measures, corruption, anti-corruption activities.

 

Конституцией Российской Федерации закрепляется верховенство прав и свобод человека, а их признание, соблюдение и защита является одной из первостепенных задач государства. Соответственно, для осуществления этой деятельности существует специализированный орган государственной власти, осуществляющий надзорную функцию – прокуратура [5]. Ее целями являются: обеспечение верховенства закона и его единства, охрана интересов общества и государства, надзор за исполнением закона органами государственной власти и управлениями, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами, и иные направления деятельности, определенные Федеральным законом [6].

По мнению Воронина О.В., прокурорский надзор следует отграничивать от иных форм контрольной деятельности по ряду критериев, среди которых:

1) Прокуратура РФ осуществляет надзорную деятельность от имени нашего государства, при этом оставаясь независимым органом власти, в то время как органы контроля являются либо частью органа государственной власти, либо создаются по специальному распоряжению;

2) Прокуратура РФ не вмешивается в оперативно-хозяйственную деятельность иных органов государственной власти, а прокурорский надзор всегда предполагает внешний характер контроля;

3) Надзорные органы в случае обнаружения отдельных составов тех или иных правонарушений вправе лишь инициировать вопрос о привлечении к ответственности [1, с. 45].

Перечисленные выше отличительные признаки в доктрине также принято называть пределами прокурорского надзора. То есть сущность надзорной деятельности не предполагает тотального контроля, основным императивом осуществления такого рода деятельности является полное исключение подмены функций других контрольных ведомств.  

Что касается законодательства о противодействии коррупции, то в данном случае имеет смысл обратиться к понятийному аппарату и рассмотреть понятие коррупции. Так, согласно Федеральному закону «О противодействии коррупции», под коррупцией понимается злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами [7]. Так, развитие и распространение на территории государства коррупционных действий должностными лицами оказывает влияние на все сферы жизнедеятельности общества ­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ — начиная от пагубного влияние на формирование гражданского общества и заканчивая созданием угрозы национальной безопасности. Рассматривая коррупцию с точки зрения прямого нарушения прав и свобод личности, стоит затронуть вопросы имущественного неравенства среди населения, возрастания социальной напряженности в стране и дискредитацию права как основного регулятора социума.

В ст. 36 Конвенции ООН против коррупции закреплено положение о необходимости создания специализированных органов для борьбы с коррупцией с помощью правоохранительных мер [8]. Согласно статистическим данным, с момента создания такого органа на территории Российской Федерации, было выявлено свыше 3 млн. нарушений законодательства о противодействии коррупции, в приоритете на сегодняшний день находится пресечение наиболее опасных коррупционных проявлений – фактов дачи взяток [2, c. 8].

Так, органы прокуратуры РФ регулярно производят мониторинг сообщений средств массовой информации, в которых содержится информация о коррупционных проявлениях деятельности органов государственной власти. На основании этого назначаются и проводятся поверки, по результатам которых при наличии достаточных оснований применяются меры прокурорского реагирования. Не менее важной в области противодействия коррупции является функция прокуроров по уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления.

В своем исследовании Пономарев А.А. обращает внимание на регулярное реформирование законодательства в области противодействия коррупции, что порождает новые пробелы в законодательстве. По его мнению, меры прокурорского реагирования должны быть направлены единовременно и на формирование антикоррупционной базы субъектов (в частности, муниципалитетов), и на соблюдение должностными лицами органов государственной власти ограничений и запретов. В противном случае реформирование будет не иметь как такового смысла, если меры по пресечению не будут вовремя применены [3, с. 112]. Однако, несмотря на требование, представленное Генеральным прокурором в одном из своих приказов об усилении борьбы с коррупцией и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений, статистические данные по росту проявлений коррупционный правонарушений не подвергаются сильным изменениям [9].

Поэтому для разрешения вопросов эффективности прокурорской деятельности в этой сфере существует необходимость принятия мер по повышению уровня взаимодействия органов государственной власти и правоохранительных органов, а также усилению контроля со стороны уполномоченного органа, который несет ответственность за реализацию антикоррупционной политики. Лаптева А.М. отмечает, что имеет смысл создание системы по регулярному выступлению с докладами и отчетами работников органов прокуратуры на заседаниях по противодействию коррупции, исследованию и анализу актуальных материалов для выполнения установленных планов [4, с.244].

Таким образом, прокурорский надзор является приоритетным направлением в области защиты прав и свобод и свобод личности. Учитывая стремительное развитие законодательства, в частности, в сфере противодействия коррупции, органами прокуратуры задачи регулярно корректировались, а полномочия и функции прокуроров в этой сфере расширялись. В этой связи остро встает проблема слаженного взаимодействия законодательных, правоприменительных и правоохранительных органов, среди которых прокуратура несет ответственность за надзорные функции.

 

Список литературы:
1. Воронин О.В. Прокурорский надзор в Российской Федерации: учебно-методический комплекс / под ред. А.Г. Халиулина. Томск: Издательство Томского государственного университета, 2021. 266 с.
2. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции: сборник методических рекомендаций / под общ. ред. начальника управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации, государственного советника юстиции 3 класса А.Е. Русецкого. М., 2017. 237 с.
3. Пономарев А.А. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в государственных и муниципальных органах: дис. … канд. юрид. наук. Москва, 2016.  261 с.
4. Лаптева А.М. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции // Теоретический и практический потенциал современной науки: сборник статей. 2019. с. 242-244.
5. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 г.) // Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2022).
6. Федеральный закон 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (с посл. изм. и доп. от 30 декабря 2020 г. № 517-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2022).
7. Федеральный закон 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. от 01 апреля 2022 г. № 90-ФЗ) //Официальный интернет-портал правовой информации [Электронный ресурс]. URL:http://www.pravo.gov.ru/ (дата обращения: 27.05.2022).
8. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции. Принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи от 31 октября 2003 г. // Официальный сайт Организации Объединенных Наций [Электронный ресурс]. URL: https://www.un.org/ru/ (дата обращения: 27.05.2022).
9. Приказ Генпрокуратуры России от 29 августа 2014 г. № 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» (с посл. изм. и доп. от 24.08.2021 № 489) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 27.05.2022).