МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Филология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА НАД ПОСЛОВИЦАМИ И ПОГОВОРКАМИ В АСПЕКТЕ РАЗВИТИЯ РЕЧИ
Аннотация. Цель исследования- изучить образовательные возможности введения в урок развития речи пословиц и поговорок. Раскрыть специфику пословиц и поговорок, особенности восприятия их младшими школьниками.
Пословицы и поговорки – это распространённый и важный жанр устного народного творчества. На протяжении веков пословицы и поговорки передавались из поколения в поколение. В этих выражениях отражена вся многоаспектная жизнь всего народа с его постоянными столкновениями, печалями и радостью.
Пословица – народное изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народный ум. Она отражает духовный образ народа, старания, суждения о разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней она приобретает свой конкретный смысл. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда дидаетический. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведению. А.М.Горький писал, что «пословицы и песни всегда кратки, а ума и чувства вложено в них на целые книги».
Вместе с пословицами живут и поговорки. Поговорка – это краткое изречение, широко распространённое в народе, образно определяющее предмет и явление по их характерным признакам. Поговорка относится к конкретному житейскому случаю, употребляется к слову, подтверждает мысль, окрашивает речь, вносит в устную речь оживление. Поговорка, как правило, короче пословицы, она не делает вывода, но подразумевает его. В устной речи поговорки часто становятся пословицами, а пословицы поговорками. Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось то ценное, что имело значение и для последующих эпох.
Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, обобщающие социально-исторический опыт народа и вошедшие в разговорную речь.
Интерес представляет то, что пословица - не простое изречение. И для того чтобы заложенный механизм для передачи смысла пословиц был доступен детям младшего школьного возраста, следует создавать такие педагогические условия, содержание которых позволяет мотивированно формировать ценностные ориентации обучающихся начальных классов, так как пословицы способны передавать опыт того или иного народа. Несомненной ценностью данных единиц является то, что пословицы не спорят, не доказывают - они просто утверждают или отрицают. Например: «Что посеешь, то и пожнёшь», «Звонки бубны за горами, а к нам придут, как лукошко», «В чужой монастырь со своим уставом не ходят.»
Поговорки и поговорочные выражения, которые не имеют переносного смысла, выступают в своём обычном, свободном значении, не теряют предметной соотнесённости и отличаются простотой и занимательностью, ясностью идеи, заложенной в них, а потому служат довольно эффективным средством в воспитании ценностных основ младших школьников. Соответствующие поговорки не нуждаются в толковании. Например: «Кончил дело - гуляй смело; Молчание - знак согласия; Не место красит человека, а человек место».
Использование смыслового потенциала пословиц и поговорок в процессе формирования ценностных ориентаций младших школьников способно выполнять функции воспитания нравственно-ценностных основ, причем способно создавать механизмы по обеспечению эффективного воздействия на развитие духовного и интеллектуального уровней личности в поликультурной образовательной среде.
Процесс изучения ценностных основ, заложенных в содержании русских пословиц и поговорок, способствует целенаправленному пониманию и разумному восприятию тех ценностей, которые развивают у обучающихся начальных классов чувство справедливости: Если ты справедлив, то силен; Справедливый находит себе дорогу и др.; уважение к старшим: Там, где почитают старших, там и молодежь в почете; У кого есть старики, у того порядок; Старшего не зовут к себе, а идут к нему и др.; ценностное отношение к дружбе как преодолению любых препятствий, чтобы прийти на помощь: Настоящий друг тот, который остается другом после того, как споткнешься; Дружба - дороже золотой горы; Один человек для другого подмога и др.
В рамках образовательного процесса особого внимания требует формирование конкретных свойств личности, одно из которых - умение общаться. История учит, что отсутствие культуры межнационального общения приводит к осложнению взаимоотношений не только между людьми, но и между народами и государствами. Обладая многовековой культурой межнационального общения, адыгский народ, как и любой другой народ, сохранил в пословицах и поговорках те ценности, которые являются источником и средством формирования толерантных отношений.