ПРИБЫЛЬ, КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Экономика
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
ПРИБЫЛЬ, КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВЫМИ РЕЗУЛЬТАТАМИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Актуальность проблемы прибыльности работы предприятий любой организационно-правовой формы не вызывает сомнений, так как получение прибыли в интересах собственников, трудового коллектива является целью работы любой коммерческой компании.
Цель исследования: исследование прибыли как инструмента управления финансовыми результатами.
Прибыль предприятия является конечным и самым главным результатом деятельности любого коммерческого предприятия. Так как коммерческие предприятия создаются именно с целью получения и максимализации прибыли.
Прибыль как экономическая категория изучалась в составе разных экономических учений. Так, представители классической экономической мысли (А.Смит, К.Маркс) считали прибыль как результат обращения капитала, результат торговли, рентабельный результат экономической и хозяйственной коммерческой деятельности предприятия [1, с. 51].
С финансовой точки зрения прибыль рассматривается как положительная разница между доходами и всеми расходами, включая обязательства по налогообложению.
Существует три подхода к сущности и понимаю прибыли:
– Экономический подход воспринимает прибыль как положительную разницу между притоком и оттоком денежных потоков на предприятии.
Данная положительная разница или прибыль образуется как результат прибавочной стоимости к продукции, товарам или услугам и является непременно денежным выражением результата коммерческой деятельности предприятия.
– Правовой подход рассматривает прибыль как результат полученного в собственность дохода от предпринимательской деятельности на собственный или заемный капитал.
Правовой подход рассматривает прибыль предпринимателя как источник пополнения бюджета, так как прибыль, как часть дохода, входит в налогооблагаемую базу, с нее также платятся налоги, которые, в свою очередь, являются платежами, пополняющими бюджет.
– Управленческий подход рассматривает прибыль предприятия как объект формирования, управления и распределения.
В классификации прибыли различают классификацию по структуре и классификацию по типу формирования прибыли.
По типу формирования прибыли существует экономическая и бухгалтерская прибыль.
Экономическая прибыль является результатом продажи продукции, товаров и услуг.
Бухгалтерская прибыль формируется в результате обращения капитала, рассматривается как результат успешного вложения капитала.
При вложении капитала происходит его движение и обращение, таким образом материальное состояние предприятия можно фиксировать на конкретную учетную дату.
Полученные результаты по бухгалтерской прибыли на определенные учетные периоды можно сравнивать между собой, тем самым можно выявить динамику прибыли за определенный временной период.
По структуре формирования прибыли выделяют несколько видов: валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения и чистая прибыль [2, с. 105].
Валовая прибыль или, как ее еще называют, маржинальная прибыль представляет собой разницу полученной выручки и себестоимости продукции, работ, услуг. То есть разницу между полученным доходом и прямыми затратами на производство продукции, работ, услуг.
(1)
где Пмж – маржинальная прибыль
В – выручка предприятия
S – себестоимость продукции, работ, услуг
Маржинальная прибыль не включает в себя управленческие и коммерческие расходы.
Следующий показатель прибыли – прибыль от продаж более популярен для расчетов и представляет собой разницу между полученными доходами и прямыми и косвенными расходами, включая управленческие и коммерческие расходы.
(2)
где Ппр – прибыль от продаж
Пмж – маржинальная прибыль
УР – управленческие расходы
КР – коммерческие расходы
Прибыль от продажи отличается от валовой (маржинальной) прибыли на сумму затрат по организации сбыта продукции, т.е. на себестоимость продаж. Зная это, можно видоизменить формулу расчета прибыли от продаж:
(3)
где Ппр – прибыль от продаж
В – выручка от продаж
Ст – себестоимость технологическая
Следующий вид прибыли – это налогооблагаемая прибыль. Данный вид прибыли является разницей между прибылью от продаж и сальдо прочих доходов и расходов, доходами от участия в других организациях, сальдо процентов к получению и уплате. В соответствии со ст. 251 Налогового кодекса РФ, в сумму прибыли, облагаемой налогом, не включаются доходы организации, полученные в качестве авансовых платежей, задатка, залога, вклада в уставной капитал и т.д.
(4)
где Пдн – прибыль до налогообложения
Ппр – прибыль от продаж
Сдх – сальдо прочих доходов и расходов
Сп – сальдо процентов к уплате и получению
Ду – доходы от участия в других организациях
Показатель чистой прибыли представляет собой разницу между налогооблагаемой прибылью и суммой налоговых отчислений. В состав налоговых отчислений входят налог на прибыль, сальдо отложенных налоговых обязательств и активов [3, с. 115]:
(5)
где Пч – чистая прибыль
Пдн – прибыль до налогообложения
Н – налог на прибыль
Вышерассмотренные показатели прибыль входят в состав Отчета о финансовых результатах.
В финансовой практике существует также показатель балансовой прибыли, которая объединяет финансовые результаты от продажи продукции, работ, услуг, а также доходы от прочей финансовой инвестиционной деятельности и уменьшает их на сумму прочих расходов:
(6)
где Пб – балансовая прибыль
Ппр – прибыль от продаж
Сдх – сальдо прочих доходов и расходов
Ду – доходы от участия в других организациях
Д.Р.Нигматулина отмечает, что «показатель балансовой прибыли не входит в состав Отчета о финансовых результатах» [3, с. 116].
Рассмотренные показатели прибыли каждый по своему показывает эффективность деятельности предприятия на определенных этапах.
Показатель чистой прибыли является ключевым показателем, характеризующим эффективность коммерческой деятельности предприятия.
Анализ показателя прибыли позволяет получить точную информацию о финансовом состоянии предприятия.
В отечественной практике существует несколько учетных политик, каждая из которых основана на своем методе расчета показателей прибыли.
Например, в зависимости от учета имущества предприятия как основных средств или как оборотных активов будут формироваться текущие затраты и, соответственно, доходы, что, в свою очередь, обусловит различный финансовый результат. Таким образом, имея расчетные и прогнозные показатели прибыли за отчетный и плановый период работы, руководство предприятия может регулировать деятельность предприятия и своевременно принимать определение управленческие решения.
Так как прибыль является источником фонда оплаты труда, затрат на обновление и содержание материально-технических ресурсов коммерческого предприятия, А.В.Немцев считает, что «эти затраты можно регулировать в зависимости от ситуации, которая складывается на производстве или в экономике в текущий период» [4, с. 14].
Значение прибыли проявляется во всех направлениях деятельности организации, а именно:
– Финансы: Прибыль – это ключевой экономический показатель, отражающий результаты использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов организации; прибыль увеличивает активы и стоимость предприятия.
– Управление: Прибыль отражает качество управленческой деятельности, правильность принятых решений.
– Организация: Положительная динамика прибыли свидетельствует об уровне работы предприятия, эффективности взаимодействий элементов организационной структуры.
– Производство: Для достижения плановых показателей прибыли необходимо обеспечивать бесперебойную работу производственных линий, соблюдать технологию производства.
Таким образом, прибыль, наряду с другими финансовыми результатами, такими как выручка, себестоимость, прочие доходы и расходы, является инструментом в руках опытного финансового эксперта.