АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №39(218)
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Аннотация. На фоне современного развития рыночных отношений в России, особенно в период времени с конца 90-х и по конец 2021 года, каждый предприниматель осознавал и во многом лично имел тесное взаимодействие и представление о таком подотраслевом институте финансового права, как налоговый контроль. Его механизмы влияния на экономику, на государственную безопасность, на поддержание работоспособности всех отраслей хозяйственного комплекса страны не имеют альтернатив в целях обеспечения стабильности и благосостояния всех жителей страны. Необходимость в развитии системы налогового контроля является неоспоримым фактом для всех граждан, также, как и справедливая уплата налогов, отведенная каждому отдельно взятому субъекту налогообложения в рамках закона.
В данной статье оценивается уровень налогового контроля в России, его эффективность, значение и перспективы дальнейшего развития в условиях действующих внешнеэкономических санкций и нестабильных рыночных отношений.
Ключевые слова: контроль, налоговый контроль, камеральные проверки, выездные проверки, налоговые органы, налоговая эффективность, анализ.
Как гласит пункт 1 статьи 82 Налогового Кодекса РФ, Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.
Основной формой налогового контроля является проверка. Налоговые проверки делятся на два основных вида – это камеральные налоговые проверки и выездные (определено ст. 87 НК РФ). Главное отличие камеральной от выездной налоговой проверки является то, что камеральная проверка проходит по месту нахождения налогового органа, а выездная на территории налогоплательщика. Об их эффективности можно судить по-разному, так как сами по себе они имеют разные цели и проводимые мероприятия у них отличаются соответственно. Выездные налоговые проверки не могут охватить такое огромное количество проверяемых, как камеральные, поэтому включение организации в выездную проверку налоговым органом является крайней мерой, позволяющей охватить более масштабно и оценить финансово-хозяйственную деятельность субъекта, т.е. налогоплательщика.
На сегодняшний день преобладающей формой по количеству единиц использования таких проверок отдается в пользу камеральных проверок, а число выездных раз за разом уменьшается. Это связано с более крупными финансовыми и временными затратами по реализации выездных проверок. Меры, проводимые налоговыми органами при камеральных проверках, смогли обязать организации вести свой бухгалтерский и налоговый учет более осознанно, верно и не допускать искажений, прекращения отражений хозяйственных операций и иных действий или бездействий, связанных с уходом от уплаты налогов. Тем самым в обществе с годами сложилась перед государством необходимая ответственность к своевременной уплате налогов и вовлеченность каждого индивида к данному процессу, что уже может охарактеризовать данное явление, как растущую культуру налогоплательщиков среди населения, а также у подрастающего поколения.
Когда общество задумывается о будущем, то, наверное, каждый старается представить его не чуть не хуже таким, каким его наделил мир по сегодняшний день. Все развитые технологии, которые необходимы каждому развивающемуся институту в современных реалиях, находят свои места применения, если подобный результат оправдан. Налоговый контроль – не исключение.
Ежегодно перед ФНС РФ стоят задачи по повышению текущего уровня эффективности контроля по уплате налогов и сборов в бюджет государства. И одним из инструментов данного решения выступают интегрированные компьютерные технологии, программы и различный «Soft», необходимый специализированным сотрудникам налоговых служб для повышения своей результативности в ходе выполнения задач. К примерам таких информационных компьютерных систем, применяемых сегодня налоговыми органами, можно отнести: ПК «ВАИ» (визуальный анализатор информации), ПИК «Однодневка» (база данных «технических» компаний), ФИР («федеральный информационный ресурс» - база допросов и осмотра справок 2-НДФЛ), АСК НДС-3 (позволяет установить «налоговый разрыв» в цепочке по НДС) и другие. Также запросы, проводимые через банки, ФТС, МВД, Росимущество и другими учреждениями, на наш взгляд, должны проходить по закрытым каналам связи и в одной объединенной информационно-ресурсной среде. Необходимо это для исключения угроз и посягательства на получение коммерческих тайн об организациях и дальнейших противоправных деяний со стороны киберпреступности.
В настоящее время активно ведутся рассуждения о внедрении компьютеризованного ИИ (искусственного интеллекта) в различные сферы деятельности людей, в том числе и в работу проводимую по своду аналитических данных и ее анализу. Разработки и исследования данных проектов еще не нашли своего внедрения повсеместно, но также можно полагать, что их применение – это вопрос времени. Особенно в перспективе это допустимо в использовании к такому важному рычагу контроля над экономикой страны, как налоговый контроль.
Одной из затруднительных проблем для государства сегодня является проблема информационной изолированности граждан и компаний от своих обязательств и должного информирования. Учитывая, что налоги физ. лиц и юр. лиц могут быть разбиты по различным видам, и иметь разные КБК, то данные требования в осуществлении платежей могут вызывать трудности у налогоплательщиков, а следовательно, это может привести к потере желания в процессе платежей, и ко всему прочему к потере позитивного мышления в этот момент времени к данному процессу в целом. На наш взгляд, необходимо усовершенствовать систему информирования налогоплательщиков (граждан), доведя ее до уровня проверки своего денежного баланса в телефоне. Чтобы данная операция не отбирала у человека более одной-двух минут, а уплата налогов могла проводиться одним платежом также быстро, как процесс оплаты за сотовую связь. При этом, каждому налогоплательщику интересно получить отчет об отчислениях и иметь возможность подавать запрос по интересующей его проблеме, связанной с выполнением своих налоговых обязательств.
Для упрощения проводимых операций в рамках налогового администрирования у крупных компаний, необходимо развивать направление налогового мониторинга. Содержащиеся данные о налогоплательщиках, хранимую переписку, аналитику и прочую конфиденциальную информацию необходимо также уберечь от посягательств к ней от возможных кибератак.
Описанные проблемы, идеи и пути в решении такой важной задачи, как развитие общей системы налогового контроля в России, остаются и будут реализовываться в соответствии с программой развития от Минфина в исполнении ФНС РФ.
В заключении хочется отметить, что описанные идеи, проблемы, пути решений направленные на больший потенциал развития и совершенствования системы налогового контроля в современном обществе должны идти в ногу со временем. Также, затратная их часть на развитие и достижение целей не должны создавать помех перед федеральным бюджетом, особенно в период внешнеполитических разногласий и возможного экономического кризиса.