ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКИХ БАНКОВ ДАННЫХ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №40(219)
ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ДАКТИЛОСКОПИЧЕСКИХ БАНКОВ ДАННЫХ
Информационные технологии и их внедрение в различные сферы деятельности человека, определило тот факт, что основанные на них методы все чаще применяются в судебной экспертизе, а в частности в дактилоскопии.
Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий строение кожных узоров внутренних (ладонных) поверхностей ногтевых фаланг пальцев рук для распознания личности, а также уголовной регистрации и розыска преступника [1]. Основаная на идеях англичанина Уильяма Гершеля, выдвинувшего в 1877 году гипотезу о неизменности папиллярного рисунка ладонных поверхностей кожи человека дактилоскопия и по сей день остается одной самых востребованных институтов криминалистики. Например, по информации Министерства внутренних дел Республики Беларусь, на данный момент в Беларуси находится в розыске около 2,5 тысячи человек и соответсвенно дактилоскопия является важнейшим инструментом их идентифицировании.
На современном этапе дактилоскопическая информация, представляет собой сведения об особенностях строения папиллярных узоров рук человека, зафиксированные на материальных носителях, полученные в соответствии с Законом Республики Беларусь от 4 ноября 2003 г. № 236-З «О государственной дактилоскопической регистрации» (далее – Закон) и в обобщеном виде представляют собой биометрические персональные данные об особенностях строения папиллярных узоров пальцев, позволяющие установить личность субъекта, хранится на электронных носителях в виде банка данных [2]. Подобные банки данных способствуют разрешению таких значимых проблем как:
- розыск физических лиц, пропавших без вести;
- установления по неопознанным трупам личности человека;
- установления личности физических лиц, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о себе;
- предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений;
- подтверждения личности граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства.
То есть эффективность разрешения вышеуказанных проблем непосредственно зависит от масштабности дактилоскопической информации в банке данных. В соответствии с Законом основная цель государственной дактилоскопической регистрации – установление или подтверждение личности человека путем создания банка данных дактилоскопической информации о гражданах Республики Беларусь, иностранных гражданах, лицах без гражданства [2]. На данный момент банк данных дактилоскопической информации пополняется за счет обязательных и добровольных государственных дактилоскопических регистраций. Имеется в виду о проведении дактилоскопической экспертизы в отношении отдельных категорий лиц, указанных в ст. 7 Закона, например, военнообязанных, граждан Республики Беларусь, проходящих службу в органах внутренних дел, членах экипажей воздушных, морских и речных судов Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации или высылке из Республики Беларусь и др. На основании этого, банк данных дактилоскопической информации обладает большим количеством материалов, но не характеризуется эффективностью.
При наличии дактилоскопической информации всех лиц, проживающих в Республике Беларусь вопросы о раскрытии и расследовании преступлений, розыске лиц, пропавших без вести или установления по неопознанным трупам личности человека разрешались бы в разы быстрее и экономнее. В ближайшей перспективе это станет возможным в связи с принятием Указ Президента Республики Беларусь от 16 марта 2021 г. № 107 «О биометрических документах» (далее – Указ).
Указом предусматривается введение биометрических документов, удостоверяющих личность (в виде идентификационной карты), и биометрических документов для выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь (в виде паспортной книжки).
С учетом тщательного анализа зарубежного опыта для максимальной безопасности основных документов гражданина Республики Беларусь было принято решение, что в них будет встроена интегральная микросхема (чип), которая содержит электронное средство биометрической идентификации с персональными данными владельца биометрических документов в соответствии с требованиями международной организации по гражданской авиации (ICAO) [3].
Идентификационная карта представляет собой удостоверение личности со встроенными микро-чипами, которое будет использоваться внутри Республики Беларусь. Она так же, как и паспорт старого образца, будет содержать цветное фото; фамилию, имя, отчество; число, месяц, год рождения; пол; гражданство (при его наличии); идентификационные номер; вид и номер документа; число, месяц и год окончания срока действия документа; изображение подписи владельца (при условии, что ему исполнилось 14 лет) [4]. Особенностью идентификационной карты является наличие двух чипов: 1) идентификационного чипа с базовыми данными (фамилия, имя, отчество; число, месяц, год рождения; пол; гражданство и т.д.); 2) ключ доступа (криптографический чип), который будет использоваться для проверки электронной цифровой подписи владельца карты, а также для идентификации владельца данной карты в случае оказания ему дистанционных банковских услуг, подачи лицом заявлений в государственные учреждения без личного присутствия, заказа им справок и подписи документов.
На сегодняшний день наличие идентификационной карты позволяет воспользоваться пятью административными процедурами, а также пятью электронными услугами. В дальнейшем предполагается, что все услуги и административные процедуры будут переведены в электронную форму.
Биометрический паспорт, в свою очередь, представляет собой документ, удостоверяющий гражданство Республики Беларусь и личность лица для выезда и въезда за пределы Республики Беларусь, а также для пребывания и проживания за пределами Республики Беларусь, содержащий фотографию владельца, фамилию, имя, отчество; дату рождения; номер паспорта и даты его выдачи и окончания срока действия; дополнительные биометрические сведения о владельце – цифровое фото и отпечатки пальцев (собираются при помощи стационарных комплексов для изготовления биометрических документов и передаются в единый центр обработки персональных данных бюро паспортизации для изготовления самих документов).
Таким образом, в связи с тем, что обязательный одновременный переход на биометрические документы не установлен, то переход на них может произойти в течение 10 лет, то есть по истечении срока действия паспортов старого образца. Развитие электронных сервисов и возможности биометрических документов являются основой для цифрового общества и должны ускорить данный переход у основной массы населения.
В связи с высокой степенью как визуальной, так и персональной защиты с использованием отпечатков пальцев, в ближайшем будущем считаем целесообразным создание единой базы данных, содержащей все необходимые данные о лице для использования идентификационной карты как свидетельства о рождении, водительского удостоверения, военного билета и других документов. Подобная база данных позволит обеспечить электронную коммуникацию государства и населения, а также сформировать единую систему идентификации личности в Республике Беларусь.