Статья:

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №8(231)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Лихтаренко М.В. ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2023. № 8(231). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/231/124033 (дата обращения: 27.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТДЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ОБЛАСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Лихтаренко Максим Викторович
магистрант, Московский финансово-юридический университет МФЮА, РФ, г. Москва

 

В настоящее время пристальное внимание уделяется обеспечению безопасности дорожного движения в РФ на всех уровнях власти. В этом процессе важная роль принадлежит специализированному подразделению в системе органов внутренних дел - Государственной инспекции безопасности дорожного движения (далее – ГИБДД). Одной из основных обязанностей ее является осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения [3].

Так, например, по статистическим данным по Республике Крым в 2022 г. на 5,4% снизилось количество совершенных дорожно-транспортных происшествий, а также на 8,3% снизилось количество погибших и на 5,2% получивших ранения в ДТП. Тяжесть последствий ДТП сократилась с 9,6 до 9,4 погибших на 100 пострадавших. В рамках обеспечения безопасности дорожного движения выявлено 2983163 (+14,6%) нарушения ПДД, в том числе 7762 факта управления транспортом в состоянии опьянения [6].

По видовым особенностям административные правонарушения в области дорожного движения можно систематизировать на:

а) правонарушения в области регистрации и эксплуатации транспортных средств;

б) правонарушения в области эксплуатации транспортных средств;

в) нарушение участниками дорожного движения Правил дорожного движения;

г) правонарушения в области содержания дорог и дорожного строительства;

д) посягательства на установленный порядок управления транспортными средствами.

По мнению опрошенных сотрудников ГИБДД, чаще всего ДТП совершаются водителями со стажем вождения не свыше 3-х лет - 29,3%, водителями, находящимися в состоянии опьянения – 26%[1].

Обычно в юридической литературе указывается 3 вида наиболее часто совершаемых водителями правонарушений: управление транспортным средством в состоянии опьянения, выезд на полосу встречного движения, превышение скорости [5, с. 49]. Обобщив административную практику (изучено 200 дел) [4] можно утверждать, что самыми распространенными правонарушениями, совершаемыми водителями, выступают:

- управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке (ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ [1]) - 7 дел или 3,5%;

- управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения (ст. 12.3 КоАП РФ) - 6 дел или 3%;

- управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством (ст. 12.7 КоАП РФ) - 20 дел или 10%;

- управление транспортным средством в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ) - 42 дела или 21%;

- превышение установленной скорости движения (ст. 12.9 КоАП РФ) - 38 дел или 19%;

- нарушения правил проезда железнодорожных путей (ст. 12.10 КоАП РФ) - 17 дел или 8,5%;

- нарушение правил расположения транспортных средств на проезжей части, встречного разъезда или обгона (ст. 12.15 КоАП РФ) - 19 дел или 9,5%;

- несоблюдение требований, установленных дорожными знаками или разметкой проезжей части дороги (ст. 12.16 КоАП РФ) - 22 дела или 11%;

- нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспорта, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (ст. 12.24 КоАП РФ) - 9 дел или 4,5%;

- невыполнение требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 12.26 КоАП РФ) - 12 дел или 6%;

- невыполнение водителем обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием (ст. 12.27 КоАП РФ) - 8 дел или 4%.

Стоит отметить, что на вопрос, что чаще всего выступает причинами ДТП, сотрудники ГИБДД отметили помимо противоправного поведения водителей (40,6 %) еще и состояние дорожного покрытия (42 %).

Существенное значение о привлечении к административной ответственности за правонарушения в сфере дорожного движения имеет определение вида транспортного средства, при управлении которым водитель нарушает ПДД. В соответствии с ПДД выделяются механические ТС, которые подлежат государственной регистрации и на управление которыми необходимо специальное право; и другие ТС, к примеру, велосипеды. Так, подлежит квалификации по ст. 12.8 КоАП РФ управление водителем в состоянии опьянения механическим ТС. Однако аналогичное правонарушение, но совершенное водителем велосипеда либо другого ТС, на управление которым не надо специального права, квалификацируется по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ.

Согласно изменениям с 2013 года управлять мопедом может физическое лицо, достигшее 16-летнего возраста, имеющее специальное право на управление ТС категории «М» либо водительское удостоверение на управление другим ТС любой категории, зафиксированной в ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» [2]. Можно констатировать, что водители мопедов, квадроциклов не могут быть субъектами ответственности по ст. 12.29 КоАП РФ (нарушение ПДД пешеходом либо другим лицом, участвующим в процессе дорожного движения). Законодатель приравнил водителей мопедов к водителям механических ТС и создал условия, при которых последние должны выполнять все обязанности, установленные п. 2.1 ПДД.

Так, например, по данным Управления ГИБДД по Республике Крым по итогам 2022 г., 302 водителя мопедов были привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ [7].

Ряд административных правонарушений могут быть совершены пешеходами, пассажирами ТС, велосипедистами либо другими участниками дорожного движения (возчиками, лицами, управляющими мопедами).

Законодатель для данных групп лиц установил ответственность за 2 вида нарушений: 1) повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью (ст. 12.30 КоАП РФ); 2) не повлекших этих последствий (ст. 12.29 КоАП РФ).

Фактически нерешаемая с помощью административной ответственности задача стимулирования законопослушного поведения пешеходов. Среди опрошенных сотрудников ГИБДД за увеличение размеров штрафов высказались 54%, иное - 8,7% (установление обязанности в темное время суток носить одежду со светоотражателями, пропаганда в СМИ, приравнивание травмы, полученной в ДТП, происшедшем по вине пешехода, к травме, полученной в состоянии опьянения). К сожалению, условно реалистичным является лишь последний перечень мер.

Среди правонарушений велосипедистов в большей степени имеет место ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ, т.е. ответственность за управление в состоянии опьянения. Судебная практика свидетельствует о том, что законодатель установил 2 обязательных признака, наличие которых нужно для квалификации действий велосипедиста по ч. 3 ст. 12.29 КоАП РФ: а) нарушение лицом, управляющим велосипедом, любого из относящихся к ним требований ПДД РФ; б) нахождение в момент совершения правонарушения соответствующего участника дорожного движения в состоянии опьянения [5, с. 62].

На вопрос о том, какие меры способствовали бы снижению нарушений правил дорожного движения велосипедистами среди опрошенных сотрудников ГИБДД 49,3% высказались за увеличение размеров штрафов, 15,4% (иное) высказались за назначение обязательных работ, установление перечня дорог и улиц, где езда на велосипеде запрещена, введение почасовых ограничений на велосипедную езду, установление ответственности за езду на велосипеде (даже без нарушения ПДД РФ) в состоянии опьянения.

Многие административные правонарушения в области дорожного движения могут быть совершены специальными субъектами, т.е. должностными лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями. Особенность данных составов состоит в том, что они напрямую не связаны с участием в дорожном движении, а совершаются в сопутствующей ему сфере, т.е. при решении вопроса о выпуске на линию ТС, о допуске водителя к управлению ТС, об обеспечении безопасности грузопассажирских перевозок.

Таким образом, административные нарушения, закрепленные в гл. 12 КоАП РФ, во многом связаны и с неисполнением (ненадлежащим исполнением) должностными лицами служебных обязанностей, возникающих в связи с обеспечением безопасности дорожного движения.

Некоторые правонарушения в области дорожного движения могут быть совершены должностными лицами, признаки которых специально указаны в законе. Так, в ст.ст. 12.21.1, 12.21.2 КоАП РФ субъектом административного правонарушения называются должностные лица, которые ответственны за перевозку. В ст.ст. 12.31, 12.32, 12.32.1 КоАП РФ - должностные лица, ответственные за техническое состояние и эксплуатацию ТС. В ст. 12.34 КоАП РФ - должностные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов либо других дорожных сооружений. В иных случаях сфера деятельности должностного лица не указывается в административно-правовой норме, но подразумевается из ее содержания. Например, осуществление перевозок с нарушением требований о проведении предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей ТС (ч. 2 ст. 12.31.1 КоАП РФ) может быть совершено руководителем транспортного предприятия (руководителем соответствующего подразделения) вместе с медицинским работником, ответственным за проведение медицинских осмотров.

В ходе опроса сотрудников ГИБДД было установлено, что 54,6% из них считают санкции, установленные в гл. 12 КоАП РФ по отношению к должностным лицам, достаточными и справедливыми.

Не согласившиеся с этим утверждением выразили другое мнение: увеличение административного штрафа и установление его в размере, сопоставимом со штрафами, взимаемыми с юридических лиц - 36,8%, выдача специальных предписаний, принятие мер прокурорского реагирования (иное) -11,7%. Это говорит о том, что по мнению практических работников санкции, установленные для должностных лиц являются достаточно условно эффективными и требуют корректировки.

В гл. 12 КоАП РФ административная ответственность юридических лиц имеет место в ст.ст. 12.21.1, 12.21.2, 12.31, 12.31.1, 12.32, 12.33, 12.34.

Итак, на 4 группы в зависимости от обстоятельств совершения могут быть разделены правонарушения водителей: 1) при управлении ТС; 2) при игнорировании обязанностей, связанных с наличием у водителя соответствующих документов на право управления ТС; 3) при игнорировании обязанностей в связи с ДТП; 4) при неисполнении законных требований уполномоченных должностных лиц.

Таким образом, считаем, что в целях совершенствования законодательства об административных правонарушениях нужно установить исчерпывающий перечень должностных лиц, которые подлежат ответственности за правонарушения в области дорожного движения. Кроме этого, его оптимизации будет содействовать дифференцированный подход к привлечению к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

 

Список литературы:
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 27.01.2023) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
2. Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (ред. от 27.10.2022) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 50. - Ст. 4873.
3. Указ Президента РФ от 15.06.1998 № 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (вместе с «Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации») (ред. от 11.02.2023) // Собрание законодательства РФ. - 1998. - № 25. - Ст. 2897.
4. Административная практика Управления ГИБДД по Республике Крым // Официальный сайт Управления ГИБДД по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://v2.gibdd.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).
5. Мукабенов М.В. Субъекты административной ответственности за правонарушения в области дорожного движения: Дисс. … канд. юрид. наук. - М., 2015. - 205 с.
6. Официальный сайт МВД России по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://82.xn--b1aew.xn--p1ai/ (дата обращения: 17.02.2023).
7. Официальный сайт Управления ГИБДД по Республике Крым [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://v2.gibdd.ru/ (дата обращения: 17.02.2023).
 

[1] Результаты анкетирования сотрудников ГИБДД по Республике Крым (150 чел.).