Статья:

Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №1(22)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Кабаева Т.А. Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 1(22). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/22/29771 (дата обращения: 24.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики

Кабаева Татьяна Александровна
студент, Оренбургский государственный педагогический университет, РФ, г. Оренбург

 

Школа в последние годы переживает серьезные изменения, связанные с изменением почти всех сфер общественной жизни. Такое общество предъявляет все новые и новые требования в становлении личности в системе образования, которые могут подходить со стороны личной соприкосновенности к решению задач. Решение различных системных задач может предположить модернизация школы. Такой задачей является качество современного образования в наше время.

Самым важным показателем такого уровня математического усвоения учебного материала становится умение решать задачи любого уровня. Такого рода решение задач нужно рассматривать не только как обучение, но и как средство развития общеучебного умения, а так, же как цель средств формирования математических знаний в системе образования.

Главной идеей системы обучения при решении текстовых математических задач заключается в том, чтобы младший школьник не только усваивал готовые знания, изложенные учителем, а «открывал» для себя все новые и новые знания в процессе собственной деятельности.

Огромное значение имеет проблема по осознанию обобщенного умения решать математические задачи младших школьников. Это можно объяснить. Вол-первых, активным развитием общества и науки. Можно представить себе, с какими проблемами каждый раз сталкивается младший школьник. Все это связано с целым рядом причин: стремление родителей как можно раньше научить ребенка решать задачи; огромным количеством информации, высоким вниманием к компьютерам и интернету. Также есть одна главная цель: научить младших школьников ориентироваться в разных областях знаний, тем что их окружает, а также научится принимать самостоятельные решения и правильно оценивать себя в различных ситуациях.

Обучая младших школьников учитель учит как решать задачи, чтобы их заинтересовать, и им было интересно в этой области знаний. Моделирование является одной из важнейших форм обучения, которым должны владеть младшие школьники в начальном звене. Все это тесно связано с высоким и необходимым повышением уровня знаний как практического, так и теоретического, которые формируются на разных этапах обучения.

Такие этапы обучения относятся к области экспериментальных методик, хотя довольно много существует исследований, которые посвящены вопросам моделирования в системе обучения математики. Такой способ моделирования в практике уже давно не применяется как отдельная учебная задача. Если подумать, то зачем нам нужно моделирование в системе интерпретации различных знаковых моделей, так как сама интерпретация, существует в самом огромном количестве мнений среди ученных и исследователей. Они считают, что «математика – это абстрактная наука и некоторые вещи дети должны просто принять и запомнить?».

Когда мы решаем задачи, то нам нужно моделирование, так как ход решения всегда зависит от выстраивания цепочки рассуждений от вопроса к задачи, не зависимо от поставленной задачи.

Определение «модель» и «моделирование» можно посмотреть у разных авторов, и оно всегда неоднозначно. Давайте рассмотрим некоторые из них.

«Модель» - это средство научного познания; это представитель, заместитель оригинала в познании или на практике; система со структурными свойствами и определенными отношениями; она охватывает существенные свойства прототипа, которые в данный момент являются объектом исследования, и соответствует оригиналу.

«Моделирование» - это способ познания какого-либо явления или объекта, универсальное учебное действие, овладение которым необходимо при обучении младших школьников обобщенному умению решать текстовые задачи.

«Моделирование» - это один из ведущих методов обучения решению задач и важное средство познания действительности.

В начальной школе в системе обучения можно увидеть, что учащиеся сталкиваются с различными моделями и моделированием в процессе изучения предметов. Теоретические знания в системе моделирования можно рассмотреть у таких ученых как, П.Я.Гальперин, Н.Ф.Талызина. Согласно их мнению у учащихся должны формироваться знания, умения и навыки моделирования в различных ситуациях, а ход работа с моделями даваемые учителем для решения арифметических задач является самым важным.

Моделирование в системе образования можно рассмотреть под рядом особенностей, которые проистекают в содержаниях и способах использования таких видов моделей. В работах А.У.Варданяна, В.В.Давыдова, Н.Г.Салминой, Л.М.Фридмана, Д.Б.Эльконина можно выделить ряд таких особенностей учебных моделей:

· знаковый характер учебных моделей – они всегда представляют собой искусственные образования, которые используются как орудия деятельности; им присуща наглядность, фиксирующая общие отношения ряда явлений;

· образный характер учебных моделей. В процессе познания знак и образ не только не исключают друг друга, но и дополняют;

· оперативная роль моделей, указывающих способ организации действий детей, направленных на выяснение основных свойств изучаемого материала;

· внешний вид учебной модели зависти от того, какие стороны оригинала становятся объектом действий ребенка, в какой мере они обобщены;

· эвристическая функция учебных моделей, т.е. при работе с моделями учащиеся получают новое значение, которое невозможно или трудно получить при работе с реальным объектом;

· учебные модели (для решения задач) могут выполнять функции средства анализа и решения при условии четкого отнесения элементов модели и ее структуры в целом к реальности или тексту, описывающему ее.

Таким образом, моделирование является одним из важных способов познания при выявлении и фиксации в наглядной форме тех всеобщих отношений. Такая знаково-символическая деятельность, заключающаяся в получении новой информации в процессе различных средств.

Одной из важнейших проблем в обучении математики является умение развить самостоятельность у учащихся во время решения текстовых задач, поскольку решение задач является одной из основных уровней математического развития младших школьников, и глубины усвоения ими учебного материала. Каждый ученик должен научиться кратко, записывать условия задачи, пользуясь рисунком, схемами или чертежами, продумывая каждый шаг в процессе решения задачи, а также проверить ход решения и качество его выполнения по пятибалльной шкале. Однако на практике все предъявляемые требования выполняются далеко не полностью, потому что все это приводит к серьезным пробелам в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Во время устранения различных недочетов нужно, прежде всего, нужно улучшить методику организации первичного восприятия и анализа задачи, для того, чтобы обеспечить четкий выбор математического действия всех учащихся.

Для того, чтобы каждый ученик на разных этапах решения понял задачу, то есть уяснил, о чем эта задача, что в ней известно, что нужно найти, как все это связано между собой данные, каковы отношения между данными и искомыми, то есть абстрагироваться – перейти от конкретных реальных объектов к существующим между ними отношениями.

Чтобы помочь ученикам в разных ситуациях, обычно используют наглядность: сначала предметно-аналитическую (предметы, картинки), а затем более абстрактным ее вариантом (вместо зайцев или яблок используют кружочки или квадраты). Но использование наглядности тоже имеет отрицательные последствия: школьники могут привыкнуть к постоянной внешней опоре в виде наглядности или картинке, и потом может не в силах справиться с построением мысленной модели без этой опоры. При переходе в среднее звено младшие школьники сталкиваются с более сложным материалом, который на их языке не всегда удается понять, и тогда учебный материал не усваивается совсем.

Но можно и найти другой вид модели, такая как словесная модель, когда учитель показывает использование краткой записи задачи. Но и такой вид деятельности не всегда предстает отличным для младших школьников. Так как с точки зрения психологии такой вид модели не может выполнить всех своих функций в системе абстрагирования и перевода ученика на более высокую ступеньку знаний в различных предметах. Но такая краткая запись имеет тот, же самый словесный характер, что и текст условия, поэтому абстрагированию, увы, не помогает.

Можно сказать, что моделирование это один из наглядно-практических методов обучения. Такой вид деятельности представляет собой обобщенный образ каких-то свойств моделируемого объекта (план комнаты, географическая карта, глобус и т.д.).

Метод моделирования, который был разработан рядом ученых, таких как, Д.Б.Эльконин, Л.А.Венгер, Н.А.Ветлугина, Н.Н.Подьяков, заключается в том, что интеллект ребенка можно развить с помощью различных схем, моделей, которые в наглядной форме воспроизводят скрытые свойства и связи того или иного объекта.

В системе моделирования лежит главный принцип замещения, это когда реальный предмет ребенок может заменить другим предметом, его изображением, или каким-либо условным знаком.

Способность к замещению формируется у детей в игре (камешек становится конфеткой, песок – кашкой для куклы, а он сам – папой, шофером, космонавтом). Опыт замещения накапливается также при освоении речи, в изобразительной деятельности.

Можно сделать вывод, что важным назначением модели нужно облегчить ребенку познание, показать и направить младшего школьника к доступу в непостижимом.

В заключении можно сказать, что моделирование как средство обучения решению арифметических задач младших школьников на уроках математики является одним из важных компонентов в системе образования на уроках математики не только в младшем, но и в среднем и старших звеньях, так как с помощью системы моделирования учащиеся могут правильно научиться и выстроить ход действий и решений, которые могут им пригодиться не только в решение математических задач, но и в обычной жизни.