Статья:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №5(272)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Николаева Д.А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2024. № 5(272). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/272/144824 (дата обращения: 27.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНО-РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Николаева Диана Александровна
студент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга
Галич Татьяна Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального университета, РФ, г. Елабуга

 

Сущность понятия коммуникативно-речевых умений рассматривается во многих психолого-педагогических научных работах как инструмент по реализации эффективных стратегий обучения. Однако, несмотря на широту изучения данного понятия, авторы не пришли к единому мнению по отношению к формулировке данного понятия.

Н.Н. Галигузова уточняет, что формы коммуникативно-речевых умений представляют взаимодействие дошкольников на основе объединения с целью наиболее эффективного изучения материала, формирования процесса оценки своей деятельности. Автор считает, что объединение в формы коммуникативно-речевых умений является фундаментальный платформой взаимного обучения дошкольников, для реализации которого материал для обучения разделяется на фрагменты по количеству групп [4, с.133].

Рассматривая позицию Н.В. Аникина, можно отметить, что автор рассматривает понятие коммуникативно-речевых умений через их структуру организации и уточняет, что они могут быть комбинированными и включать следующие формы, представленной на рисунке 1 [1, с. 22].

 

Рисунок 1. Формы коммуникативно-речевых умений

 

 Из данных рисунка видно, что автор рассматривает как формы коммуникативно-речевых умений непосредственно групповую форму, парную форму и даже индивидуальную форму работы («воспитатель  – ребенок»). При этом автор уточняет, что доминирующая роль на занятиях с дошкольниками  должна иметь групповая форма организации работы.

Р.Ф. Березина, рассматривая сущность понятие  коммуникативно-речевой активности, активно разбирает состав  активности  по численности и выявляет наиболее эффективные формы численности и наименее эффективные формы численности. Так, по мнению автора, наиболее эффективным численным составом малой коммуникативно-речевых умений является состав от пяти до семи дошкольников. Максимально эффективной группой являются коммуникативно-речевая активность группы, состоящая от трех до пяти дошкольников, так как степень организации данной активности выше, как и эффективность управления ею [9, с.136].

По нашему мнению, наиболее удачным является определение С.В. Морозова, который считает, что под коммуникативно-речевой активностью следует понимать объединение дошкольников, численностью от трёх до пяти человек. Данное  объединение было сформировано по инициативе воспитателя либо по собственной инициативе дошкольников  для достижения единой цели, а именно выполнения задания на основе функционирования единой структуры [10, с.102].

Е.В. Леонова считает, что коммуникативно-речевая активность представляет организацию когнитивной деятельности  с опознавательными целями в течение занятия, которая позволяет повысить степень плодотворности и коммуникативно-речевого подхода при выполнении заданий [8, с.55].

Сущность  коммуникативно-речевой  активности  через ее отличительные признаки от традиционной модели учебно-познавательной деятельности представлена в таблице 1.

Таблица 1.

Сущность коммуникативно-речевой активности через ее отличительные признаки от традиционной модели учебно-познавательной деятельности

Признак классификации

Традиционная модель учебно-познавательной деятельности

Модель коммуникативно-речевых умений  учебно-познавательной деятельности

Модель формирования знаний

Передача знаний

Конструирование знаний

Форма взаимодействия

Заданные формы взаимодействия

Социальные формы взаимодействия

Характер работы

Индивидуальная работа

Командная работа

 

Коммуникативно-речевая активность представляет трансформацию традиционной модели учебно-познавательной деятельности, которая основана на алгоритме передачи знаний в модель, основанную на конструировании знаний, где доминируют социальные формы взаимодействия, а индивидуализм переходит в командную работу.

В. В. Кузнецов уточняет, что для  коммуникативно-речевой  активности характерна определённая технология преподавания, которая представляет алгоритм действий, имеющий целенаправленный последовательный характер. Данный алгоритм должен быть нацелен на достижение определённого результата. Алгоритм должен быть построен на определённых технологиях, в соответствии  с которым организуется групповая работа в коммуникативно-речевой группе на каждом из сформированных этапов занятия в течение занятия [6, с.56].

В развитии коммуникативно-речевой активности играют роль психологические особенности развития психики дошкольника, которые рассматриваются во многих научно-практических работах, посвящённых развитию способностей дошкольника.

Для развития психики дошкольника характерны следующие компоненты, которые представлены в таблице 2.

Таблица 2.

Компоненты развития психики дошкольника

Наименование компонента

Содержание компонента

Эрудиция

 

Сумма знаний из области науки и искусства

Способность к мыслительным операциям

Анализ и синтез (их производные: творчество и абстрагирование)

 Способность к логическому мышлению

Умение устанавливать причинно-следственные связи в окружающем мире

Внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления

Наглядно-действенные элементы, наглядно-образные элементы, словесно-логические элементы, речь

 

Из таблицы видно, что компоненты развития психики дошкольника включают эрудицию, способность к мыслительным операциям, способность к логическому мышлению, а также внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления.

В большинстве научно-практических изданий функции психического аспекта, включая коммуникативно-речевые функции, закладываются у дошкольника ещё в течение первого года жизни. Многие авторы утверждают о том, что особенным периодом в развитии психики дошкольника является период с 4 до 5 лет. Также многие авторы считают, что в возрасте шесть лет развитие психики дошкольника реализовано на одну треть. С учётом данных аспектов по развитию психики дошкольника можно отметить, что ребенок дошкольного возраста находится в возрастном диапазоне интенсивного коммуникативно-речевого  развития (теория Пиаже, исследования Терстоуна в 1955 г. и Бейли в 1970г.).

В младшем школьном возрасте также реализуется фундаментальная основа развития психики дошкольника и аспекты сферы духовного характера. В связи с этим педагог начальной школы должен поставить перед собой задачу динамичного развития ребёнка, формирование способности коммуникативно-речевого характера и в целом его как личности.

Необходимо отметить, что развитие психики дошкольника не происходит самостоятельно. Основной причиной  развития психики дошкольника является взаимодействие индивида с другими людьми по различным направлениям. Взаимодействие необходимо обеспечить в общении, в результате деятельности, включая учебную деятельность.

Способности дошкольников выражаются, в том числе, в способности реализовывать  умения  коммуникативно-речевого характера.

В исследованиях, посвященных способностям психологического характера, приводится определение развития способностей как процесса усвоения навыка владения своими способностями.

О.Н. Артеменко, А.Д. Ложечкина считают, что развитие психики дошкольника у дошкольников является одним из базовых факторов развития способностей. Это связано с тем, что при формировании системы способностей дошкольника необходимо использовать набор методов, позволяющих  сформировать оценку того, каким образом индивид создает данные способности. Использование данного инструментария формирования способностей основывается на операциях коммуникативно-речевого характера [2, с.33].

Коммуникативно-речевые умения являются инструментарием операционных механизмов и позволяют охарактеризовать дошкольника как субъекта деятельности.

Г.И.  Куцебо и Н.С. Пономарева утверждают, что умения будут считаться творческими, если они используют такие инструменты, которые соответствуют реализации задач в конкретной объективной ситуации [5, с.33].

В.В. Лукашевич в монографии «Коммуникативно-речевые умения» приводит следующую взаимосвязь функциональных и операционных механизмов через коммуникативно-речевые умения (рис. 2) [7, с.114].

 

Рисунок 2. Взаимосвязь функциональных и операционных механизмов через коммуникативно-речевых умения

 

Из данных рисунка видно, что коммуникативно-речевые умения проявляются через процесс познания и решения задач в форме познавательных процессов. Познавательные процессы реализуются через функциональный и операционный механизмы.

Если рассмотреть функциональный механизм, то познавательный процесс реализуется в форме функциональных физиологических систем.

Если рассматривать операционной механизмы через познавательный процесс, то он реализуется через систему приобретенных операций. Коммуникативно-речевые умения путём реализации познавательных процессов является интегрирующей технологией, которая объединяют функциональный и операционный механизм в единое целое [3, с.78].

Ю.А. Подкохо в психологии способностей выделяет базовые коммуникативно-речевые умения у дошкольников (табл.). [11, с.35].

Таблица 3.

Базовые коммуникативно-речевые умения у дошкольников

Наименование коммуникативно-речевых операций у дошкольников

Характеристика коммуникативно-речевых умений у дошкольников

Анализ

Операция коммуникативно-речевого  характера, в процессе которой производится расчленении на определённые части либо диагностика ключевых свойств предмета (компонентной части)

Обобщение

Объединение каких-либо предметов либо явлений по ключевым признакам, которые является существенным и общими

Классификация

Операция коммуникативно-речевого  характера, в результате которой производится систематизация понятий, по которой формируется связи между данными понятиями, объединяемыми в классы

 

Из данных таблицы видно, что автор выделяет три ключевые базовые коммуникативно-речевые умения у дошкольников: анализ, обобщение и классификацию.

Таким образом, в результате изучения сущности понятия коммуникативно-речевых умений можно констатировать, что она представляет специфическую педагогическую технологию, реализация которой производится на основе определённого алгоритма и является альтернативным подходом по отношению к традиционной дидактической модели обучения (влияние воспитателя на ребенка). Технология коммуникативно-речевой активности реализуются как интерактивная социальная деятельность по обеспечению активизации дошкольников в рамках процесса обучения. Понятие коммуникативно-речевых умений можно считать совместным обучением, так как она основана на взаимодействии ребенка и воспитателя, а не на одностороннем взаимодействии как при традиционной модели обучения. Коммуникативно-речевая активность является инструментом по развитию социальных компетенций. Это выводит понятие коммуникативно-речевых умений в инструмент раскрытия каждого ребенка, учитывая их специфические, связанные с закрытостью и нежелание выступать перед группой. Проведенное исследование психологических особенностей развития психики дошкольника позволяет сделать вывод о том, что компоненты развития психики дошкольника включают эрудицию, способность к мыслительным операциям, способность к логическому мышлению, а также внимание, память, наблюдательность, сообразительность, различные виды мышления. Авторы выделяют три вида механизмов творческих способностей: функциональные механизмы, операционные механизмы и личностно-регулируемые механизмы. Коммуникативно-речевые умения являются инструментарием операционных механизмов и позволяют охарактеризовать дошкольника как субъекта деятельности.

 

Список литературы:
1. Аникина Н.В. Способы развития коммуникативных навыков у детей младшего школьного возраста. В сборнике: Актуальные аспекты современной науки в сборнике материалов ХV-й международной научно-практической конференции. Научно-исследовательский центр «Аксиома», 2017. – С. 20-24.
2. Артеменко О.Н. Педагогика и психология: учебное пособие (практикум) / Артеменко О.Н., Ложечкина А.Д. — Ставрополь : Северо-Кавказский федеральный университет, 2023. — 106 c. — ISBN 2227-8397. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/99444.html (дата обращения: 16.01.2024). 
3. Березина Р.Ф. Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности младших школьников. В сборнике: Проблемы формирования единого научного пространства. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 4-х частях, 2017. – С. 135-137.
4. Галигузова Л. Н., Мещерякова-Замогильная С. Ю. Дошкольная педагогика /Л. Н. Галигузова, С. Ю. Мещерякова-Замогильная. Учебник и практикум для СПО. – М.: Юрайт, 2023. – 254 с.
5. Колесова С.В. Позитивная педагогика в начальной школе : учебное пособие / Колесова С.В. — Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2015. — 232 c. — ISBN 978-5-88210-781-8. — Текст : электронный // Электронно-библиотечная система IPR BOOKS : [сайт]. — URL: http://www.iprbookshop.ru/102799.html (дата обращения: 16.01.2024). 
6. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата. – М.: Юрайт, 2023.– 156 с.
7. Куцебо Г. И., Пономарева Н. С. Общая и профессиональная педагогика. Учебное пособие для вузов. – М.: Юрайт, 2023. –128 с.
8. Леонова Е.В., Кислова В.В. Психолого-педагогические условия использования дидактической игры в коррекции памяти детей младшего школьного возраста с нарушениями зрения / Е.В. Леонова // Auditorium, 2023, №2 (22). – С.54-58.
9. Лукашевич В. В, Пронина Е.Н. Психология и педагогика. Учебник. – М.: Юрайт, 2023.– 296 с.
10. Морозова С. В. Информационные технологии в дидактических играх на уроках информатики в младших классах / С.В. Морозова // Вестник РУДН. Серия: Информатизация образования, 2023, №1. – С.54-59.
11. Подкохо Ю.А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе. Образование и воспитание /Ю.А. Подкохо, 2017, № 3 (13). – С. 33-36.