Статья:

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Педагогика

Выходные данные
Орлов В.А. ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120413 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА КОГНИТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ

Орлов Владимир Александрович
студент, Астраханский Государственный Технический Университет, РФ, г. Астрахань
Небратенко Сергей Владимирович
научный руководитель, доцент, Астраханский Государственный Технический Университет, РФ, г. Астрахань

 

Аннотация. В данной статье обозревается взаимосвязь между физическими упражнениями и то, каким образом они оказывают влияние на когнитивные способности; прослеживается последовательность процессов в организме, способствующих развитию умственных способностей.

В статье рассматриваются основные моменты влияния физических нагрузок, а именно аэробных упражнений, на умственные способности; описываются механизмы, опосредующие положительное влияние упражнений на мозг; а также проводится параллель с тем, каким образом это выражается на практике.

Статья опирается как на первоисточники – эмпирические исследования, так и на аналитические данные – метаанализы, обобщающие множество исследований.

 

Ключевые слова: физические упражнения; когнитивные способности; нейротрофический фактор; BDNF; нейропластичность, мозг.

 

Введение. Ни для кого не секрет, что физические упражнения полезны для здоровья и внешнего вида. Однако, не все принимают во внимание то, насколько важную роль играют занятия спортом для мозга и его высших психических функций, что особенно актуально в современном мире, с его постоянно увеличивающимся темпом.

Цель данной статьи заключается в том, чтобы показать основные моменты влияния физических упражнений на когнитивные способности.

Когнитивные способности – это умения, способствующие усвоению и обработке ежедневно поступающей информации. К ним относят речь, мышление, рассуждение, способность к обучению, память, внимание и воображение.

Последовательность, оказываемого благоприятного влияния физических упражнений на мозг, следующая:

  • Усиленное потребление организмом кислорода, в следствии тренировок.
  • Улучшение кровоснабжения в мозге, соответственно поступление к нему большего количества кислорода и питательных веществ.
  • Значительный прирост нейротрофического фактора (BDNF) в крови, являющегося ключевым белком, непосредственно влияющим на познавательные способности.
  • Повышенная концентрация BDNF усиливает такой процесс как нейропластичность, что сказывается положительным образом на нейронных клетках, а также их ветвистости.
  • Нейропластичность, в свою очередь, выражается в том, что благоприятствует усвоению, восприятию нового опыта и знаний, а также их закреплению. Иначе говоря, происходит процесс образования новых нейронов – нейрогенез.

Аэробные упражнения, как эффективный способ развития когнитивных способностей:

Наилучшей эффективностью по снабжению организма кислородом обладают аэробные тренировки, которые являются физическими упражнениями низкой интенсивности, где имеет место продолжительное сокращение многих групп мышц и усиленное потребление ими кислорода. Как следствие, отмечается его повышенное и непрерывное поступление в мозг. Это способствует его более эффективной работе.

Аэробные упражнения (бег, быстрая ходьба, плавание, езда на велосипеде) улучшают кровоснабжение в передней поясной коре головного мозга, ответственной за целенаправленное поведение, а также гиппокампа, который участвует в переводе кратковременной памяти в долговременную. Таким образом, повышение притока крови в этих частях мозга оказывает положительное влияние на способности к обучению, восприятию, обработке и усвоению информации.

Основные моменты в организме, обусловленные физическими упражнениями:

Усиленное кровоснабжение в мозге. Благодаря физическим упражнениям улучшается кровоток в мозге, за счёт чего он насыщается кислородом и питательными веществами.

В исследовании, проводимом на здоровых пожилых людях, выполняющих аэробные упражнения, выявлено позитивное влияние на такие показатели как двигательная функция, скорость восприятия, долгосрочная память, слуховое и зрительное внимание. [1]

Увеличение объёма гиппокампа. Исследование из Университета Британской Колумбии обнаруживает, что аэробные упражнения способны увеличить размер гиппокампа. Это обусловлено процессом нейропластичности, оказывающим влияние на гиппокамп, участок мозга, который непосредственно вовлечён в процессы учения и запоминания. К его функциям относятся формирование визуально – пространственных представлений, ориентирование и запоминание положения, консолидация памяти и управление эмоциями. [2]

Увеличенное содержание нейротрофического фактора в крови. Многочисленные исследования деятельности мозга на молекулярном уровне раскрыли важный механизм влияния физических упражнений на познавательные способности. Так, согласно последним исследованиям, нейротрофический фактор является ключевой молекулой, непосредственно влияющей на обучение и запоминание.

Один из механизмов, благодаря которому физические упражнения оказывают пользу как для умственных способностей, так и для настроения - увеличение концентрации нейротрофического фактора в крови.

Предполагается, что именно данный фактор ответственен за образование новых нейронных клеток; за нейропротекцию – процесс, препятствующий и останавливающий повреждение мозговых тканей; а также за восстановление нейронных клеток и их ветвистости.  Все вышеперечисленные аспекты вместе являются движущей силой, которая содействует процессу обучения.

Исследования показывают, что пик концентрации данного белка обнаруживается сразу после физических нагрузок. Из чего напрашивается вывод о непосредственной связи между тренировками и их положительном влиянии на познавательную способность. [3]

На практике физическая активность содействует следующим процессам:

Стимуляция нейрогенеза. Нейрогенез – процесс, ответственный за образование и рост новых нейронных клеток, а также формирование синапсов. Новые нейронные клетки, в свою очередь, являются следствием нового воспринятого материала. Успешное восприятие и понимание, а также такие когнитивные функции, как мышление, анализ, память и внимание зависят от данного процесса

Стимуляция нейропластичности. Выброс в организм белка – нейротрофина посредством физических упражнений проявляет себя в виде усиления нейронной пластичности в разных мозговых структурах. Поэтому, синаптическая пластичность, многократно усиленная выбросом нейротрофинов в следствии занятий спортом, является фактором, благоприятствующим усвоению и интеграции новых навыков и знаний. [4]

Нейропротекторная функция. Нейропротекция – процесс, препятствующий и останавливающий повреждение мозговых тканей, а также способствующий восстановлению нейронных клеток и их ветвистости.

Так, например, в одном исследовании, проводимом на пожилых людях с несильными ухудшениями познавательной способности, выявлены следующие эффекты: предотвращение дальнейших ухудшений, общее улучшение умственной деятельности, а в частности – улучшение исполнительных функций. [5]

Улучшение качества сна. Также немаловажно то, что физическая активность сказывается положительным образом на качестве сна, а именно – он начинается раньше, длится дольше и возрастает его эффективность.

Это в свою очередь помогает поддержать мозг в здоровом состоянии, ведь во время сна идёт очищение мозговых тканей от токсинов, усиление определённых нейронных связей, что содействует развитию памяти. [6]

Заключение.

Физические упражнения, а именно аэробные, характеризующиеся интенсивным поступлением кислорода в организм, способствуют развитию и поддержанию когнитивных функций. Благоприятное воздействие физической активности опосредовано увеличением концентрации нейротрофического фактора, который ответствен за такие процессы в мозге как нейрогенез, нейропластичность и нейропротекция. Данные процессы являются ключевыми для развития когнитивных способностей, а именно – речи, мышления, кратковременной и долгосрочной памяти, исполнительных функций и скорости восприятия.

 

Список литературы:
1. Angevaren M, Aufdemkampe G, Verhaar HJ, Aleman A, Vanhees L. Physical activity and enhanced fitness to improve cognitive function in older people without known cognitive impairment. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/18425918/ дата обращения (20.11.2022)
2. Lisanne F ten Brinke, Niousha Bolandzadeh, Lindsay S Nagamatsu, Chun Liang Hsu, Jennifer C Davis, Karim Miran-Khan, Teresa Liu-Ambrose. Aerobic exercise increases hippocampal volume in older women with probable mild cognitive impairment: a 6-month randomised controlled trial. [Электронный ресурс]. Режим доступа – https://bjsm.bmj.com/content/49/4/248 дата обращения (20.11.2022)
3. Adam Dinoff, Nathan Herrmann, Walter Swardfager, Krista L Lanctôt. The effect of acute exercise on blood concentrations of brain-derived neurotrophic factor in healthy adults: a meta-analysis. [Электронный ресурс] Режим доступа – https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/28493624/ дата обращения (20.11.2022)
4. S Vaynman, Z Ying, F Gomez-Pinilla. Interplay between brain-derived neurotrophic factor and signal transduction modulators in the regulation of the effects of exercise on synaptic-plasticity. [Электронный ресурс] Режим доступа – https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/14622908/ дата обращения (20.11.2022)
5. E J A Scherder, J Van Paasschen, J-B Deijen, S Van Der Knokke, J F K Orlebeke, I Burgers, P-P Devriese, D F Swaab, J A Sergeant. Physical activity and executive functions in the elderly with mild cognitive impairment. [Электронный ресурс] Режим доступа –https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/16019281/ дата обращения (20.11.2022)
6. Сулейманов Муса Маратович. Связь между физической активностью и сном. [Электронный ресурс] Режим доступа –https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-mezhdu-fizicheskoy-aktivnostyu-i-snom дата обращения (20.11.2022)