Статья:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПЫТАНИЯМИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Физико-математические науки

Выходные данные
Иванов И.В. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПЫТАНИЯМИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120581 (дата обращения: 28.12.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОЗДАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННОЙ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИСПЫТАНИЯМИ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Иванов Иван Владиславович
студент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, РФ, г. Санкт-Петербург
Соколов Олег Аркадьевич
научный руководитель, доцент, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, РФ, г. Санкт-Петербург

 

Трудности направления очередность и основа создания АСУ ИАТ

Основные системотехнические трудности создания АСУ ИАТ определяются:

  • огромной размерностью (многомерностью) информационного пространства, которое должно моделировать и динамически адекватно отображать состояния соответствующих процессов, объектов и связей;
  • отсутствием отечественных стандартизированных методологий и технологий, являющихся до настоящего времени чрезвычайно актуальными направлениями научных исследований и опытно-конструкторских работ;
  • априорной неопределенностью и последующей итерационной конкретизацией (уточнением и развитием) содержательного описания ЕИП предметной области «Разработка и испытания ОАТ».

Анализ состояния проблемы создания АСУ ИАТ позволил сделать следующие выводы:

  • разработку функциональных подсистем целесообразно осуществлять на основе существующего опыта и содержания регламентированной документации успешно завершенных испытаний ОАТ;
  • первоочередные усилия должны быть направлены на создание функциональных подсистем управления летными испытаниями, так как данный вид испытаний является одним из наиболее сложных:
  • по организации и управлению,
  • по использованию технических измерительных и вспомогательных средств и систем,
  • по составу успешно апробированных методов, моделей и алгоритмов проведенных летных экспериментов и оценке их результатов,
  • по составу и квалификации участвующих в испытаниях должностных лиц;
  • в качестве ключевой проблемы необходимо рассматривать разработку АСУ летных экспериментов (ЛЭ), так как именно эксперименты определяют основное содержание летных испытаний ОАТ;
  • разработку функциональных подсистем целесообразно осуществлять при условии применения единой методологии и технологических стандартов.

Концептуальный проект АС должен быть в значительной степени консервативным (устойчивым во времени, редко изменяемым) и инвариантным по отношению к быстрой эволюции технических средств автоматизации и их общего программного обеспечения. Необходимо отметить, что активные зарубежные исследования последних лет в данном направлении уже воплощены в ряде технологических решений.

Модель формирования и применения СБД для АСУ лётными экспериментами.

В общем виде систему управления летными экспериментами и место в ней СБД можно представить схемой (рис. 3), связывающей объект управления (организационно-техническая система, реализующая эксперимент) и орган управления (лица, осуществляющие мониторинг и оценку хода эксперимента) процессами сбора, накопления, обработки данных и выработки управляющих воздействий.

Здесь XX(tt) – вектор состояния объекта управления в каждый момент времени. Орган управления получает информацию о значениях элементов XX(tt) в виде значений вектора измерения YY(tt) = GG(XX(tt)). Векторы XX и YY в общем случае имеют разную размерность. На основе поступающей информации YY(tt) орган управления осуществляет оценку значений элементов вектора XX(tt) и формирует управляющие воздействия в виде вектора управления экспериментом

UU(tt) = LL(XX(tt)). Кроме управляющего воздействия на ход эксперимента действуют внешние силы (погодные условия, вынужденные маневры ЛА и различные помехи обстановки), описываемые вектором возмущения внешней среды WW(tt).

 

Рисунок 1. Схема формирования и применения СБД в ходе обработки данных ЛЭ

 

Состояние объекта управления в любой момент времени t > t' характеризуется и может быть описано (но это не всегда возможно) с помощью системы уравнений связи:

XX(t) = F(XX(t'), WW(t', t), U(t')),

а фиксируемые значения вектора измерения, зависящие от значений XX(t) и помех q(t), дей ствующих на ТСИ, можно записать в виде

Y(t) = G(XX(t), q(t)).

Вычисляемые оценки значений вектора XX(t) используются органом управления для формирования управляющих воздействий U(t''), t'' > t, изменяющих ход выполнения летного эксперимента.

СБД обеспечивает орган управления актуальными данными, соответствующими конкретным моментам времени, о состоянии процессов, оценках хода и результатов ЛЭ, создавая необходимую развивающую среду для управления ими и испытаниями ОАТ в целом. Основой разработки подсистем АСУ ИАТ являются процессы концептуального проектирования соответствующих СБД [7], эффективность реализации которых в основном и определяет уровень успешности и способности к развитию создаваемых систем.

Заключение

Представленные выводы и предложения могут быть использованы при формировании направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, обеспечивающих ускоренную разработку АСУ ИАТ на базе концептуальных моделей СБД ее подсистем.

 

Список литературы:
1. Всероссийская научно-техническая конференция «Научные чтения по авиации, посвященные памяти Н.Е. Жуковского»: сборник докладов. М.: Издательский дом Академии имени Н.Е. Жуковского, 2014. 552 с.
2. Буч Г. Язык UML. Руководство пользователя: пер. с англ. Н. Мухин / Г. Буч, Д. Рамбо, И. Якобсон. 2-е изд. М.: ДМК Пресс, 2006. 496 с.
3. Марка Д. Методология структурного анализа и проектирования / Д. Марка, К. Мак- Гоуэн. М.: Метатехнология, 1993. 240 с.
4. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с All Fusion Process Modeler / С.В. Маклаков. М.: Диалог-МИФИ, 2008. 224 с.
5. Горшков П.С. Ресурсно-ограничительный метод исследования сложных информационных систем / П.С. Горшков, Б.И. Бачкало. М., 2008.274.