Статья:

ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Филология

Выходные данные
Бойко В.Ю. ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120601 (дата обращения: 28.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ИСТОРИЯ ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА

Бойко Виктория Юрьевна
студент, Белгородский государственный аграрный университет имени В.Я. Горина, РФ, г. Белгород

 

История ораторского искусства зародилась в Древних Греции и Риме. Именно тогда люди впервые осознали потребность в определённых правилах ведения споров, поведения, принципов красноречия. Древние философы и ораторы заложили основы эффективной, правильной и стройной речи. На раннем этапе развития риторика развивалась как нормативная дисциплина и входила в число семи «избранных наук».

Основоположниками риторики считаются софисты (от слова «софия» — мудрость). Так в Древней Греции называли одаренных людей, обучавших других философии. Софисты учили правилам логического мышления и изложения своих мыслей, методам доказательства и опровержения. Одним из первых философов-софистов был Протагор.

Сократ же утверждал, что главное в споре – не победа, а выяснение истины. Философ придавал значение слову, его силе, стилю спора. Со временем особый способ ведения беседы учителем получил общее название «сократический диалог».

Одним из самых известных учеников античного философа был Платон. Именно благодаря ему сохранились рассказы о школе, личности Сократа и его верованиях. Последователь античного философа считал, что подлинное и проникновенное красноречие основано на знании истины, а не на себе. Платон продолжил дело Сократа, создав академию.Там он преподавал риторику как фундаментальную дисциплину для ведения диспутов, публичных выступлений и общественной деятельности.

В 391 году до н.э. в Афинах была открыта первая риторическая школа с регулярным обучением. Основателем школы был Исократ. Там готовили всесторонне образованных людей: политиков, историков, философов, юристов, знатоков литературы. Главным в учебной программе было обучение искусству слова, умению вести дискуссию. Воспитанники школы Исократа учились составлять судебные речи, защищать самые безнадёжные дела, отстаивать самые разные, даже противоположные, точки зрения. В первой риторической школе предъявлялись очень высокие требования к тексту речи. Необходимо было, чтобы речь была не только доступна всем слушающим, образцово выстроена, но и приятна на слух. Тексты тщательно редактировались: устранялись неблагозвучные сочетания согласных, предложения выстраивались с учётом мелодики речи. Все фразы должны были находиться в гармонии между собой. Лучшим учеником школы Исократа считался знаменитый оратор Демосфен.

Несомненно, к крупнейшим теоретикам античной риторики относится философ и учёный Аристотель. Его сочинение «Риторика» - единственный древнегреческий труд по красноречию, который дошёл до нас в целостном виде. «Риторика» состоит из трёх книг, в которых рассматриваются язык, стиль и структура публичной речи.

Римляне развивали искусство риторики, опираясь на наследие выдающихся греческих ораторов, развивая и преумножая достижения предшественников. Известно, что уже во 2 веке до нашей эры на территории Римской республики были открыты гуманитарные школы. Мальчиков там обучали искусству публичных выступлений. Так растили будущих политических деятелей, общественных мужей, судебных заседателей. О том, чему учили в древнеримских гуманитарных школах в своём труде «Риторические наставления» рассказывает Марк Квинтилиан. Его книги предлагают советы о том, как лучше всего использовать цитаты известных авторов, крылатые фразы, и особое внимание уделяется текущим устным разговорам, которые формируют стиль, ритм и опыт ведения дискуссии.

Известный деятель Цицерон добился значительных успехов в своей карьере благодаря совершенствованию ораторских качеств. Речи судьи, а затем и консула были безупречно выстроены с точки зрения логики и сопровождались тщательно подобранными аргументами. Своими учителями он считал Аристотеля и Платона, восходя к греческой школе дискуссий. Взгляды Цицерона нашли отражение в его трактатах «Оратор», «О построении речи» и других трудах.

В Средние века в Европе риторика, как и большинство других наук, существовала в подчинении у богословия. Церковь влияла на все достижения литературы, искусства, науки того времени. Все научные аргументы черпались исключительно из священного писания. Показателем образованности было знание возможно большего числа цитат из богословских книг, написанных на латыни. Как утверждал знаменитый католический богослов XIII века Фома Аквинский, всякое познание – грех, если это не познание Бога.

Ораторское искусство ориентировалось не на убеждение, а на эмоциональное и психологическое воздействие, в связи с этим большое значение придавалось внешней форме речи. Знаменитыми религиозными проповедниками являются епископ Константинополя Иоанн Златоуст, епископ Августин Блаженный (IV век). Одним из выдающихся средневековых ораторов более позднего времени был настоятель монастыря доминиканцев во Флоренции Савонарола (1452 – 1498). Современники утверждали, что тот был величайшим мастером слова.

Зарождение капиталистических отношений вызвало новый этап в развитии мировой культуры – Возрождение. Главным направлением всех общественных процессов становится гуманизм – ориентация на личность человека. Начинает утверждаться красота и достоинство личности. В поисках путей познания человеческой сущности гуманисты эпохи Возрождения обратились к наследию античности. Были переведены произведения греческих и римских философов, поэтов, ораторов. Идеалы древних цивилизаций снова вошли в моду. Начало развиваться и светское красноречие Речи ораторов снова касались вопросов политики, права, экономики, нравственности. Цицерон вновь стал идеалом ораторов.

В период Возрождения ораторские речи обретают черты художественности, образности, выразительности. Риторика, таким образом, начинает тяготеть одновременно к грамматике и к поэтике и с тех пор становится неотъемлемой частью культуры.

Следует отметить, что развитие отечественной школы базировалось на ознакомлении с трудами античных авторов, европейских философов. История развития российского ораторского искусства неразрывно связана с именем М.В. Ломоносова. К числу блестящих ораторов смело можно отнести наших соотечественников: А.И. Герцена, Н.В. Гоголя, М.Е. Салтыкова-Щедрина, В.Г. Белинского. Считается, что становлению российского стиля способствовали блестящие выступления адвокатов и судебных деятелей 19 века – Кони, Плевако, Арсеньева и других.

Реалии нашей жизни показывают, что востребованы люди, способные мыслить самостоятельно, точно и понятно для всех формулировать высказывание, вызвать к нему интерес собеседников и перевести их в разряд единомышленников.

Претерпевая незначительные изменения, риторика продолжает существовать и привлекать к себе внимание не только учёных, но и тех, кто хочет с помощью слова воздействовать на других людей.

 

Список литературы:
1. Апресян, Г. З. Ораторское искусство / Г.З. Апресян. - Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2015. - 280 c.
2. Гаспаров, М.Л. Античная риторика как система / М.Л. Гаспаров // Гаспаров М.Л. Избр. тр.: в 2 т. - Т. 1. - М., 1997. - С. 556 - 586.
3. Лосев, А.Ф. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон / А.Ф. Лосев. - М.: АСТ; Фолио, 2000. - 846 с.
4. Лосев, А.Ф. Эстетика Возрождения / А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1978. - 629 с.
5. http://www.roman.by/r-20923.html> Реферат: Античное ораторское искусство
6. https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/istoriya-oratorskogo-iskusstva.html