ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ С АВТОРАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУРНЫХ ИНСТИТУЦИЙ С АВТОРАМИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
Культурная или творческая индустрия - современный сектор в экономике развитых стран, который представляет собой деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности.
Термин «культурная институция» не закреплен нормативно, но достаточно крепко вошел в обиход в творческой среде. Так обобщенно называют учреждения культуры: музеи, галереи, культурные центры, фонды.
В России с конца прошлого века культура как явление все больше выходит за рамки государственных учреждений, порождая различные формы организации творческой деятельности: «лофт-проекты», «креативные пространства», арт-центры.
В поисках новых способов взаимодействия с аудиторией культурные институции все больше отходят от классических экспозиций, отдавая предпочтение таким явлениям, как инсталляция, перформанс, медиаарт.
Используя в своей деятельности произведения современного искусства, учреждения культуры неизбежно сталкиваются с вопросами приобретения прав на интеллектуальную собственность. О юридической стороне взаимодействия культурных институций и авторов произведений пойдет речь в данной статье.
Актуальность настоящей работы обусловлена отсутствием в научной литературе системного толкования правовых норм, регулирующих приобретение учреждениями культуры прав интеллектуальной собственности на произведения искусства.
В российском законодательстве вопросы права интеллектуальной собственности регулируются частью IV Гражданского кодекса. Произведения как результат интеллектуальной деятельности охраняются авторским правом, которое наделяет автора правом на имя, авторство, неприкосновенность произведения и правом на его обнародование. Данные правомочия принадлежат автору с момента создания результата интеллектуальной деятельности и неотчуждаемы. Кроме того, по факту создания произведения за автором признается исключительное право на использование произведения. Именно оно становится предметом договорных отношений между представителем творческой индустрии и культурной институцией.
На практике эти отношения могут принимают форму лицензионного договора или договора об отчуждении исключительных прав на произведение. Также между сторонами может быть заключен договор авторского заказа или договор о создании служебного произведения - в этом случае в комплексе условий договора будут предусмотрены положения лицензионного соглашения или договора об отчуждении.
Лицензионный договор предусматривает предоставление автором учреждению культуры отдельных правомочий на использование произведения, ограниченных во времени и в пространстве. Если в период действия такого договора автор ограничен в предоставлении аналогичных правомочий другим лицам - то перед нами исключительная лицензия (и неисключительная, если автор вправе наделять правами использования произведения по сделкам с другими лицами).
В случае, если институция выкупает у автора право на использование произведения и становится его единоличным правообладателем - между сторонами заключается договор об отчуждении исключительного права.
Служебное произведение создается сотрудником учреждения, и исключительное право на его использование признается за учреждением-работодателем по факту создания в рамках договора. В таком случае институция вправе самостоятельно распоряжаться произведением и извлекать из этого прибыль.
Когда же представитель творческой индустрии является сторонним лицом, учреждение культуры может выступить заказчиком конкретного произведения по договору авторского заказа. Исключительное право при этом может признаваться за автором как титульным собственником, а институции при этом будут предоставляться лишь отдельные правомочия в качестве неисключительной лицензии. Возможен и вариант отчуждения исключительного права на произведение в пользу институции, если она заинтересована в том, чтобы произведение было эксклюзивно и не имело аналогов.
Такой договор наиболее часто используется при проведении перформансов, потому как результатом этого культурного действа является сам процесс, не имеющий статичного материального воплощения.
В совокупности данных правовых инструментов выстраивается взаимодействие между автором и культурной институцией, которая транслирует произведение для массового потребления. В настоящее время можно говорить о том, что представленные механизмы регулирования являются достаточно гибкими и позволяют учреждениям и авторам выстраивать культурный диалог в правовом поле.