МЕСТО ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)
МЕСТО ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ
Локальные нормативные акты образовательных организаций играют важную роль в регулировании образовательных и трудовых правоотношений, выступают гарантом обеспечения прав, свобод и интересов всех субъектов. Нормативное закрепление правозащитных механизмов является актуальной проблемой в современном локальном правотворчестве.
Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], образовательные организации наделены автономией, под которой подразумевается самостоятельность в разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе актов, которые содержат правозащитные механизмы для регулирования отношений в сфере образования. В статье рассматриваются локальные акты образовательных организаций высшего образования в структуре правозащитных механизмов.
Локальные акты образовательных организаций в правозащитной сфере могут приниматься в разных формах: приказ, положение, устав, правила, инструкция и т.д. В ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» установлено, что «образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, а именно вопросы, регламентирующие права и обязанности субъектов образовательных правоотношений, организацию труда педагогических работников, правила внутреннего трудового распорядка» и др.[3]
Рассмотрим основные локально-нормативные акты, без которых не обходится ни одна образовательная организация высшего образования.
Устав образовательной организации высшего образования является локально-нормативным актом, на основе которого действует образовательная организация и создает другие нормативно-правовые акты (приказы ректора, положения, инструкции и т.п.) [5, С.6]. В уставе содержится основная информация, которая касается названия организации, типа образовательной организации, учредителя образовательной организации, видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования, а также структуры и компетенций органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и сроков полномочий.
Устав образовательной организации высшего образования регламентирует права и обязанности всех участников образовательного процесса (студентов, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и администрации вуза. В уставе раскрываются основные цели, задачи и комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности образовательной организации, в том числе в правозащитной сфере.
Таким образом, устав любой образовательной организации должен быть разработан в соответствии с основными положениями Конституции Российской Федерации [1], Трудового кодекса Российской Федерации [2], Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [3] и другими нормативно-правовыми актами.
Следующим локальным актом следует назвать Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения [2]. Коллективный договор устанавливает взаимные обязательства сторон по вопросам условий труда. Для реализации гарантий соблюдения прав работников создаются комиссии по трудовым спорам, в целях обеспечения защиты прав и интересов обучающихся работают Профсоюзные организации студентов. Коллективный договор, основываясь на трудовом законодательстве Российской Федерации, регулирует трудовой график, условия для оплаты труда работников, график отпусков, должностные инструкции, условия и охрану труда, устанавливает социальные гарантии, льготы так для сотрудников, так и для студентов, тем самым осуществляет правозащитную функцию прав и свобод человека и гражданина.
Помимо коллективного договора существует локальной акт, определенный ТК РФ: «Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя» [2].
Правила внутреннего трудового распорядка согласовываются с нормами трудового права и определяют границы полномочий работодателя. ПВТР прежде всего призваны способствовать развитию, детализации и компенсации пробелов трудового права [4, С.778-784]. В ПВТР прописаны социальные гарантии, которые закреплены в ТК РФ и обеспечиваются работодателем. Такими гарантиями являются, например, обеспечение охраны труда, своевременная заработная плата, обязательное социальное страхование, возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей и компенсация морального вреда.
Как правило, в ПВТР закрепляется ответственность сторон, что является одним из правозащитных механизмов, обеспечивающих охрану и защиту прав, свобод и интересов, как работника, так и работодателя, и устанавливающих применение санкций за их нарушение. За нарушение трудового договора, невыполнение трудовых обязательств, причинение материального ущерба, действие или бездействие работник несет дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность. В случае, когда работодатель виновен в нарушении трудового законодательства, он может быть также привлечен к материальной, административной или уголовной ответственности [2].
Таким образом, к локальным актам образовательной организаций в сфере правозащитной деятельности относят устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, содержащие нормы в правозащитной сфере. Правозащитная деятельность осуществляется государственными и муниципальными органами и учреждениями, а также объединениями граждан, негосударственными организациями и включает в себя правозащитные механизмы, обеспечивающие права, свободы и интересы всех участников образовательного процесса.
Локальные акты образовательной организации занимают важное место в структуре правозащитных механизмов, поскольку в них закреплены положения, обеспечивающие гарантии соблюдения прав, свобод и интересов всех субъектов образовательного процесса и других работников.