Статья:

МЕСТО ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №41(220)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Фадеева Е.А. МЕСТО ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 41(220). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/220/120838 (дата обращения: 29.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕСТО ЛОКАЛЬНЫХ АКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ В СТРУКТУРЕ ПРАВОЗАЩИТНЫХ МЕХАНИЗМОВ

Фадеева Екатерина Александровна
магистрант, Омский государственный педагогический университет, РФ, г. Омск

 

Локальные нормативные акты образовательных организаций играют важную роль в регулировании образовательных и трудовых правоотношений, выступают гарантом обеспечения прав, свобод и интересов всех субъектов. Нормативное закрепление правозащитных механизмов является актуальной проблемой в современном локальном правотворчестве.

Согласно Федеральному закону №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [1], образовательные организации наделены автономией, под которой подразумевается самостоятельность в разработке и принятии локальных нормативных актов, в том числе актов, которые содержат правозащитные механизмы для регулирования отношений в сфере образования. В статье рассматриваются локальные акты образовательных организаций высшего образования в структуре правозащитных механизмов.

Локальные акты образовательных организаций в правозащитной сфере могут приниматься в разных формах: приказ, положение, устав, правила, инструкция и т.д. В ст. 30 Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» установлено, что «образовательная организация принимает локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения, а именно вопросы, регламентирующие права и обязанности субъектов образовательных правоотношений, организацию труда педагогических работников, правила внутреннего трудового распорядка» и др.[3]

Рассмотрим основные локально-нормативные акты, без которых не обходится ни одна образовательная организация высшего образования.

Устав образовательной организации высшего образования является локально-нормативным актом, на основе которого действует образовательная организация и создает другие нормативно-правовые акты (приказы ректора, положения, инструкции и т.п.) [5, С.6]. В уставе содержится основная информация, которая касается названия организации, типа образовательной организации, учредителя образовательной организации, видов реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования, а также структуры и компетенций органов управления образовательной организацией, порядка их формирования и сроков полномочий.

Устав образовательной организации высшего образования регламентирует права и обязанности всех участников образовательного процесса (студентов, их родителей (законных представителей), педагогических и иных работников) и администрации вуза. В уставе раскрываются основные цели, задачи и комплекс мероприятий по совершенствованию деятельности образовательной организации, в том числе в правозащитной сфере.

Таким образом, устав любой образовательной организации должен быть разработан в соответствии с основными положениями Конституции Российской Федерации [1], Трудового кодекса Российской Федерации [2], Федерального закона №273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации» [3] и другими нормативно-правовыми актами.    

Следующим локальным актом следует назвать Коллективный договор – правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения [2]. Коллективный договор устанавливает взаимные обязательства сторон по вопросам условий труда. Для реализации гарантий соблюдения прав работников создаются комиссии по трудовым спорам, в целях обеспечения защиты прав и интересов обучающихся работают Профсоюзные организации студентов. Коллективный договор, основываясь на трудовом законодательстве Российской Федерации, регулирует трудовой график, условия для оплаты труда работников, график отпусков, должностные инструкции, условия и охрану труда, устанавливает социальные гарантии, льготы так для сотрудников, так и для студентов, тем самым осуществляет правозащитную функцию прав и свобод человека и гражданина.

Помимо коллективного договора существует локальной акт, определенный ТК РФ: «Правила внутреннего трудового распорядка (ПВТР) - локальный нормативный акт, регламентирующий в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами порядок приема и увольнения работников, основные права, обязанности и ответственность сторон трудового договора, режим работы, время отдыха, применяемые к работникам меры поощрения и взыскания, а также иные вопросы регулирования трудовых отношений у данного работодателя» [2].

Правила внутреннего трудового распорядка согласовываются с нормами трудового права и определяют границы полномочий работодателя. ПВТР прежде всего призваны способствовать развитию, детализации и компенсации пробелов трудового права [4, С.778-784]. В ПВТР прописаны социальные гарантии, которые закреплены в ТК РФ и обеспечиваются работодателем. Такими гарантиями являются, например, обеспечение охраны труда, своевременная заработная плата, обязательное социальное страхование, возмещение вреда, причиненного в связи с исполнением трудовых обязанностей и компенсация морального вреда.

Как правило, в ПВТР закрепляется ответственность сторон, что является одним из правозащитных механизмов, обеспечивающих охрану и защиту прав, свобод и интересов, как работника, так и работодателя, и устанавливающих применение санкций за их нарушение. За нарушение трудового договора, невыполнение трудовых обязательств, причинение материального ущерба, действие или бездействие работник несет дисциплинарную, материальную, административную или уголовную ответственность. В случае, когда работодатель виновен в нарушении трудового законодательства, он может быть также привлечен к материальной, административной или уголовной ответственности [2].

Таким образом, к локальным актам образовательной организаций в сфере правозащитной деятельности относят устав образовательной организации, коллективный договор, правила внутреннего трудового распорядка и другие локальные акты, содержащие нормы в правозащитной сфере. Правозащитная деятельность осуществляется государственными и муниципальными органами и учреждениями, а также объединениями граждан, негосударственными организациями и включает в себя правозащитные механизмы, обеспечивающие права, свободы и интересы всех участников образовательного процесса.

Локальные акты образовательной организации занимают важное место в структуре правозащитных механизмов, поскольку в них закреплены положения, обеспечивающие гарантии соблюдения прав, свобод и интересов всех субъектов образовательного процесса и других работников.

 

Список литературы:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008 г., 5 февраля, 21 июля 2014 г., 14 марта 2020 г., 1 июля 2020 г.)) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 15.11.2022.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 25.02.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gov.ru.15.11.2022.
3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N273-ФЗ (ред. от 16.04.2022) // Официальный интернет-портал правовой информации: http://www.gov.ru. 17.11.2022.
4. Логинова К.Ю. Правила внутреннего трудового распорядка как важнейший локальный нормативный акт работодателя // XLIX Огаревские чтения. Материалы научной конференции: Саратов, 2021.- С. 778-784.
5. Мокрова А.А., Трубникова К.Д. Устав как учредительный документ образовательной организации // Научный формат.- 2020.- №1(4).- С.5-9.