Статья:

Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Дедов А.С. Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 6(27). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/27/33312 (дата обращения: 23.09.2019).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции

Дедов Алексей Сергеевич
магистрант, Московский государственный юридический университет(МГЮА), РФ, г. Москва

 

Одним из важных путей противодействия коррупции в государственной политике является деятельность органов прокуратуры РФ, которым отводится значимое место в обеспечении и реализации антикоррупционного законодательства и его соблюдения.

Борьба с коррупцией является неотъемлемой задачей прокуратуры РФ, отражение которой нашло в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014
№ 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», а также других распорядительно- организационных актах, модернизирующих задачи органов прокуратуры в данной сфере.

К деяниям коррупционного характера относятся следующие виды преступления: злоупотребление должностным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), а также другие деяния, связанные с понятием «коррупция».

УК РФ предусматривается вплоть до лишения свободы уголовная ответственность на срок до 12 лет как за получение, так и за дачу взятки.

Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в муниципальных и государственных органах состоит из следующих норм:

·      соблюдение Конституции РФ;

·      соблюдение правовых актов на международном уровне, которые прошли ратифицирование Российской Федерацией;

·      исполнение законов РФ;

·      исполнение Указов постановлений Президента РФ, Правительства РФ, которые направлены на регулирование нормативно-правовых антикоррупционных отношений [3, с. 8].

Статья 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих нормативных положениях обозначили, что система прокурорского надзора обеспечена исполнением антикоррупционных правовых актов как федеральными, так и местными органами местного самоуправления.

Причины, влияющие на приоритетное регулирование прокурорским надзором данного направления, состоят из ряда факторов:

· необходимость реализовать антикоррупционную государственную политику, которая предполагает внедрение и создание административных способов уменьшения в публичной сфере коррупционных рисков;

· приказ Генерального прокурора Российской Федерации возлагает непосредственно на прокуроров осуществление надзора о противодействии коррупции и исполнения законодательства в данной сфере [6].

Чтобы прокурорский надзор оптимизировать, необходимо искоренить существующие проблемы. Следует выработать, учитывая все факторы, ряд предложений по решению данных проблем:

· необходимо в специализированных и городских прокуратурах предоставить надзор конкретному лицу;

· требуется исключить ситуации и равномерно между сотрудниками распределить нагрузку, чтобы не было факторов для недостаточного основания в проведении прокурорской проверки;

· необходимо создать систему по выступлению с отчетами и докладами сотрудников на собраниях, заседаниях по противодействию коррупции, изучению актуальных вопросов и материалов, разработке и выполнения поставленных планов;

· регулярно изучать материалы СМИ, проводить встречи с лицами общественной и предпринимательской сферы, которые заинтересованы в борьбе с коррупцией;

· рассмотреть системные факторы, влияющие на развитие случаев коррупции среди различного уровня чиновников;

· регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, занимающихся надзором за исполнением законодательного противодействия коррупции;

· направлять проводящих проверки сотрудников на стажировки в специ­ализированные отделы [3].

В процессе проведения проверки необходимо выявить, существует ли заинтере­сованность личная сотрудников, наличие ситуаций конфликтного характера в действиях и интересах должностных лиц. Сотрудники по надзору управления должны в свою очередь выяснить обстоятельства, при которых нарушен был закон, а также оценить действия в рамках соответствующей структуре законодательства должностных лиц.

Преследуются в процессе совместного рода проведения проверки сотрудниками специализированного отдела следующие цели:

· проверяется государственными служащими соблюдение соответствующих ограничений и запретов;

· выясняется исполненная сторона выполнения обязанностей;

· рассматривается соответствие служебного поведения должностных лиц к их требованиям;

· проверяется соблюдение замещения должностей;

· регулируется конфликтная сторона интересов;

· проводится проверка по факту нарушений законов, которые являются основным доказательством наличия действий коррупционного характера.

Коррупционные правонарушения при этом выявляются не только правоохра­нительными органными, но и контрольно-надзорными.

Возникает вопрос о привлечении к координационной деятельности на правах участников полноценных и различных органов бюджетного, финансового, и другого контроля. Усложняется данная проблема отсутствием закрепленного законодательного понятия «правоохранительные органы».

В научной литературе существуют различные подходы к определению перечня органов входящих в состав правоохранительных.

Ученые постоянно в научной литературе указывают на значимые факторы необ­ходимости регламентации вопросов, связанных с координирующей функцией прокуратуры не в подзаконном акте – известном Положении, утвержденном Указом Президента РФ, а в самом федеральном законе, что, в полной мере действительно соответствовало бы ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, согласно которой, полномочия, порядок и организация деятельности прокуратуры РФ устанавливаются законом федеральным.

Рассматриваются по этой проблеме два варианта возможных для решения:

· либо принятие закона отдельного о координационной деятельности прокуратуры в сегменте борьбы с преступностью,

· либо модернизация Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» соответствующей главой.

В контексте вышеуказанного представляется целесообразным ответить на следующий вопрос: как быть с регламентацией ряда положений, которые связанны с координацией деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией?

Возможны следующие варианты по мнению ученых:

а) в сфере борьбы с преступностью принять федеральный закон о координационной деятельности прокуратуры, выделить раздел в рамках которого будут посвящены правовые нормы по борьбе с коррупцией;

б) принять закон, посвященный координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.

Против второго варианта возражая, отмечу: прокуратура координацию деятельности правоохранительных органов осуществляет по борьбе не только с «преступлениями характера коррупционного», но и такими, как против личности, бандитизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, экономические преступления.

Относительно второго варианта, необходимо принять отдельные законы по каждому из предложенных направлений. Считаю это нецелесообразным, и законодатель по данному пути не пойдет.

Для противодействия коррупции очевидно, необходима эффективная система действий со стороны государства, обеспечивающая объединение и согласованность деятельности, усилий всех органов путем осуществления плодотворного взаимодействия различных субъектов деятельности в антикоррупционной сфере на прочной организационной и законодательной основе.

 

Список литературы:
1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-ФЗ //Консультант Плюс (дата обращения: 21.03.2018).
2. Послание Президента Федеральному Собранию. – URL: http://www.kremlin.ru/events/ president/news/50864 (дата обращения: 21.03.2018).
3. Астанин, В.В. Антикоррупционная экспертиза в вопросах доктрины и практики // Российская юстиция. – 2016.– № 8. – С. 5–9.
4. Корниленко Ю. А. Коррупция в статистике современной России // Молодой ученый. — 2017. — №46. — С. 203-205. — URL https://moluch.ru/archive/180/46475/ (дата обращения: 21.03.2018).
5. Маслакова, Е.А. Антикоррупционная экспертиза муниципальных нормативных правовых актов и их проектов // правовые вопросы. – 2015. – № 4. – С. 5
6. Романова, И.С. Особенности проведения экспертизы нормативных правовых актов на коррупциогенность // Административное право и процесс. – 2016. – № 4. – С. 76–80.