Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №6(27)
Деятельность прокуратуры по противодействию коррупции
Одним из важных путей противодействия коррупции в государственной политике является деятельность органов прокуратуры РФ, которым отводится значимое место в обеспечении и реализации антикоррупционного законодательства и его соблюдения.
Борьба с коррупцией является неотъемлемой задачей прокуратуры РФ, отражение которой нашло в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 29.08.2014
№ 454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции», а также других распорядительно- организационных актах, модернизирующих задачи органов прокуратуры в данной сфере.
К деяниям коррупционного характера относятся следующие виды преступления: злоупотребление должностным положением (статьи 285 и 286 УК РФ), получение взятки (статья 290 УК РФ), дача взятки (статья 291 УК РФ), коммерческий подкуп (статья 204 УК РФ), злоупотребление полномочиями (статья 201 УК РФ), а также другие деяния, связанные с понятием «коррупция».
УК РФ предусматривается вплоть до лишения свободы уголовная ответственность на срок до 12 лет как за получение, так и за дачу взятки.
Прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в муниципальных и государственных органах состоит из следующих норм:
· соблюдение Конституции РФ;
· соблюдение правовых актов на международном уровне, которые прошли ратифицирование Российской Федерацией;
· исполнение законов РФ;
· исполнение Указов постановлений Президента РФ, Правительства РФ, которые направлены на регулирование нормативно-правовых антикоррупционных отношений [3, с. 8].
Статья 2 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и статья 77 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в своих нормативных положениях обозначили, что система прокурорского надзора обеспечена исполнением антикоррупционных правовых актов как федеральными, так и местными органами местного самоуправления.
Причины, влияющие на приоритетное регулирование прокурорским надзором данного направления, состоят из ряда факторов:
· необходимость реализовать антикоррупционную государственную политику, которая предполагает внедрение и создание административных способов уменьшения в публичной сфере коррупционных рисков;
· приказ Генерального прокурора Российской Федерации возлагает непосредственно на прокуроров осуществление надзора о противодействии коррупции и исполнения законодательства в данной сфере [6].
Чтобы прокурорский надзор оптимизировать, необходимо искоренить существующие проблемы. Следует выработать, учитывая все факторы, ряд предложений по решению данных проблем:
· необходимо в специализированных и городских прокуратурах предоставить надзор конкретному лицу;
· требуется исключить ситуации и равномерно между сотрудниками распределить нагрузку, чтобы не было факторов для недостаточного основания в проведении прокурорской проверки;
· необходимо создать систему по выступлению с отчетами и докладами сотрудников на собраниях, заседаниях по противодействию коррупции, изучению актуальных вопросов и материалов, разработке и выполнения поставленных планов;
· регулярно изучать материалы СМИ, проводить встречи с лицами общественной и предпринимательской сферы, которые заинтересованы в борьбе с коррупцией;
· рассмотреть системные факторы, влияющие на развитие случаев коррупции среди различного уровня чиновников;
· регулярно проводить мероприятия по повышению квалификации сотрудников, занимающихся надзором за исполнением законодательного противодействия коррупции;
· направлять проводящих проверки сотрудников на стажировки в специализированные отделы [3].
В процессе проведения проверки необходимо выявить, существует ли заинтересованность личная сотрудников, наличие ситуаций конфликтного характера в действиях и интересах должностных лиц. Сотрудники по надзору управления должны в свою очередь выяснить обстоятельства, при которых нарушен был закон, а также оценить действия в рамках соответствующей структуре законодательства должностных лиц.
Преследуются в процессе совместного рода проведения проверки сотрудниками специализированного отдела следующие цели:
· проверяется государственными служащими соблюдение соответствующих ограничений и запретов;
· выясняется исполненная сторона выполнения обязанностей;
· рассматривается соответствие служебного поведения должностных лиц к их требованиям;
· проверяется соблюдение замещения должностей;
· регулируется конфликтная сторона интересов;
· проводится проверка по факту нарушений законов, которые являются основным доказательством наличия действий коррупционного характера.
Коррупционные правонарушения при этом выявляются не только правоохранительными органными, но и контрольно-надзорными.
Возникает вопрос о привлечении к координационной деятельности на правах участников полноценных и различных органов бюджетного, финансового, и другого контроля. Усложняется данная проблема отсутствием закрепленного законодательного понятия «правоохранительные органы».
В научной литературе существуют различные подходы к определению перечня органов входящих в состав правоохранительных.
Ученые постоянно в научной литературе указывают на значимые факторы необходимости регламентации вопросов, связанных с координирующей функцией прокуратуры не в подзаконном акте – известном Положении, утвержденном Указом Президента РФ, а в самом федеральном законе, что, в полной мере действительно соответствовало бы ч. 1 ст. 129 Конституции РФ, согласно которой, полномочия, порядок и организация деятельности прокуратуры РФ устанавливаются законом федеральным.
Рассматриваются по этой проблеме два варианта возможных для решения:
· либо принятие закона отдельного о координационной деятельности прокуратуры в сегменте борьбы с преступностью,
· либо модернизация Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» соответствующей главой.
В контексте вышеуказанного представляется целесообразным ответить на следующий вопрос: как быть с регламентацией ряда положений, которые связанны с координацией деятельности прокуратуры по борьбе с коррупцией?
Возможны следующие варианты по мнению ученых:
а) в сфере борьбы с преступностью принять федеральный закон о координационной деятельности прокуратуры, выделить раздел в рамках которого будут посвящены правовые нормы по борьбе с коррупцией;
б) принять закон, посвященный координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с коррупцией.
Против второго варианта возражая, отмечу: прокуратура координацию деятельности правоохранительных органов осуществляет по борьбе не только с «преступлениями характера коррупционного», но и такими, как против личности, бандитизм и терроризм, незаконный оборот наркотиков, экономические преступления.
Относительно второго варианта, необходимо принять отдельные законы по каждому из предложенных направлений. Считаю это нецелесообразным, и законодатель по данному пути не пойдет.
Для противодействия коррупции очевидно, необходима эффективная система действий со стороны государства, обеспечивающая объединение и согласованность деятельности, усилий всех органов путем осуществления плодотворного взаимодействия различных субъектов деятельности в антикоррупционной сфере на прочной организационной и законодательной основе.