Статья:

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Ручушкина Е.Д. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/120988 (дата обращения: 23.11.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДИСТАНЦИОННОЙ ТОРГОВЛИ

Ручушкина Екатерина Денисовна
магистрант, Южно-уральский государственный университет, РФ, г. Челябинск

 

Аннотация. В статье осуществлена классификация нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере дистанционной торговли. Сделан вывод о необходимости принятия комплексного правового акта, посвященного данному виду торговли.

 

Ключевые слова: дистанционная торговля, Интернет-торговля, дистанционная купля-продажа.

 

Отношения, связанные с электронной торговлей, относительно новые и при этом сложные, однако нельзя говорить о полном отсутствии нормативно-правовых актов, регулирующих поведение участников Интернет-торговли.

В Российской Федерации глубокий интерес к сфере Интернет- торговли появился только в 1998 году, что непосредственно связано с внедрением и повсеместным развитием сети Интернет. Довольно несложная в исполнении, производстве и обеспечении услугами пользователей, технология сетей Интернет позволила продавцам расширить свой товарооборот за счет рекламных акций. В России, на данный момент, происходят процессы и наблюдаются тенденции подобные тем, что происходили на Западе в период активной фазы развития технологического прогресса и внедрение данных технологий в потребительское общество. Данному процессу характерно то, что технологическое развитие происходит намного быстрее, чем это необходимо для повсеместного распространения.

В России, в сфере информационных технологий, существует несколько десятков нормативно-правовых актов. Данные нормативные акты делятся на несколько групп.

К первой группе можно отнести акты, устанавливающие законодательные нормы по регламентации правоотношений в Интернет- торговле. Прежде всего, к данной группе относится Конституция Российской Федерации, в которой прописаны основные права и гарантии, среди которых можно выделить ст. 8, в которой закреплены гарантии на единство экономического пространства, свободное перемещение финансовых средств, товаров и услуг, поддержку конкуренции и свободу экономической деятельности, что в свою очередь гарантирует права и свободы человека и гражданина и их защиту.

В этой же группе находится Гражданский кодекс Российской Федерации. Данный нормативно-правовой акт включает ряд норм, благодаря которым с помощью электронного обмена данными есть возможность заключения сделок и осуществления товарооборота на территории Российской Федерации и за ее пределами, кроме того, позволяющим производить безналичный расчет по электронным сделкам, совершая его с помощью электронных технологий в кредитно-банковской сфере.

Во вторую группу включены законы, непосредственно посвященные проблемам документооборота в электронном виде, а именно Федеральный закон Российской Федерации № 63-ФЗ «Об электронной подписи».К третьей группе относятся законы, которые касаются отдельных организационных функций и обеспечения работоспособности систем цифрового документооборота, а именно Федеральный закон Российской Федерации от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей».

Электронные отношения, которые быстрыми темпами прогрессируют и развиваются в области Интернет-торговли, стали причиной того, что в регулировании таких отношений образовался глубокий нормативно-правовой разрыв, что ставит задачу совершенствования и развития законодательства в области правовой регламентации отношений в осуществлении Интернет-торговли [2].

В Российской Федерации в 2000 г. предпринимались шаги по принятию Федерального закона «Об электронной торговле», проект которого был внесен  в Государственную думу Федерального Собрания Российской Федерации 3 октября 2000 года. Однако он был отклонен и отправлен на доработку по причине того, что он еще не отвечает потребностям современного общества, а также не в полном объеме заполняет пробелы действующего законодательства РФ. В дальнейшем было принято Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 № 612  «Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом», утратившее силу в настоящее время. Это постановление скорее регулировало торговлю с помощью каталогов (заказ по каталогу почтой с использованием наложенного платежа), чем дистанционную торговлю, хотя очень четко раскрывали многие понятия. На данный момент Правительством РФ утверждены новые Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи, которые вступили в силу с 1 января 2021 года и будут действовать до 1 января 2027 года (постановление Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463). Постановление объединило в себе ранее действующие по отдельности правила продажи товаров, хотя они значительно сокращены. Данные правила не решают всех проблем, возникающих в сфере электронной торговли (например, защиту прав покупателей), в связи с этим задача по разработке комплексного правового регулирования электронной торговли остается актуальной и по настоящее время.

 

Список литературы:
1. Белова, О.А. Актуальные нововведения в области дистанционной торговли розничной купли-продажи товаров / О.А. Белова //  Вестник Евразийской академии административных наук. 2021. № 2 (55). С. 107-111.
2. Величко, В.В. Дистанционный способ торговли в условиях цифровых технологий / Г.В. Величко // Интеллектуальные ресурсы - региональному развитию. 2021. № 1. С. 569-573.
3. Григорян, С.А. Проблемы правового регулирования дистанционной торговли товарами и услугами в период пандемии / С.А. Григорян // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2020. № 12 (127). С. 94-96.