Статья:

ПРАКТИКА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Тилимова Н.А. ПРАКТИКА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121011 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРАКТИКА УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ В РОССИИ И В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Тилимова Наталья Алексеевна
студент, Средне-Волжский институт ВГУЮ (РПА Минюста РФ), РФ, г. Саранск

 

THE PRACTICE OF PLACEMENT OF CHILDREN LEFT WITHOUT PARENTAL CARE IN RUSSIA AND IN FOREIGN COUNTRIES

 

Natulya Tilimova

Student, Sredne-Volzhsky Institute of Higher Education (RPA of the Ministry of Justice of the Russian Federation), Russia, Saransk

 

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы по практике устройства детей, которые остались без попечения родителей в Российской Федерации, кроме того проводится сравнение анализ данной темы в зарубежных странах.

Abstract. The article deals with topical issues on the practice of placement of children who were left without parental care in the Russian Federation, in addition, a comparison analysis of this topic in foreign countries is carried out.

 

Ключевые слова: попечительство, семейное право, сироты, семья, родительство, опека, органы опеки.

Keywords: guardianship, family law, orphans, family, parenthood, guardianship, guardianship authorities.

 

Развитие науки семейного права в современной России остается по прежнему актуальной, хотя изучение таких правовых институтов как брак и семья происходит в России достаточно давно, примерно около двух веков.

При изучении различных источников, можно прийти к выводу, что современные правоведы разделились в своем мнении, одни считают, что отрасль семейного права является самостоятельной отраслью, у которой есть свой предмет и метод правового регулирования, другие же придерживаются того мнения, что семейное право не является самостоятельной отраслью права и не видят необходимости выделять отрасль семейного права как самостоятельную, например Нижник Н.С. [6].

Современный подход в изучении права предполагает, что отрасль права характеризует прежде всего ее предмет и метод правового регулирования.

На наш взгляд, семейное право является самостоятельной отраслью права, которая сочетает в себе, как отмечала Е.С. Мерзлякова частноправовые и публичноправовые начала, при этом допускающей применение норм или общих начал и принципов гражданского права в рамках аналогии закона или аналогии права [8].

В рамках развития науки семейного права, проблема сиротства, является актуальной на протяжении веков. В последнии десятилетия особенно остро стоиит проблема социального сиротства. Социальное сиротство и борьба с ним порождает ряд дискуссий, различных подходов, создание целых систем социальных учреждений. Но в современной России, главным аргументом того, что указанная тема актуальна, является тот факт, что количество сирот по данным Росстат не уменьшается, а в некоторые годы можно заметить даже их значительный рост. Это является подтверждением того, что проблема сиротства не разрешена, а приобретает все новые, я бы сказала уже глобальные масштабы. Исходя из объема и масштаба указанной проблемы, можно проследить и ее междисциплинарный характер, она требует исследований в области социологии, педагогики, медицины, политологии, экономики, права.

Особенное внимание в данном случае следует уделить именно правовому регулированию социального сиротства. Ведь правильно организованное правовое регулирование в конечном итоге должно стать завершающим этапом ликвидации сиротства и его профилактикой.

Также необходимость исследования по указанной теме обусловлена тем фактором, что сиротство является явлением, отрицательно воздействующем на все сферы жизни общества.

Семейный кодекс РФ содержит целый раздел посвященный формам воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, к которым современный законодатель относит: усыновление (удочерение) детей, опека и попечительство над детьми, приемная семья, устройство детей, оставшихся без попечения родителей, в организации для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей [1].

Но вместе с тем, Семейный кодекс не содержит конкретных норм, направленных на создание эффективных мер по устройству детей в семью.

А ведь п. 2, ст. 54 указанного закона гласит, что каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье. На наш взгляд возникает пробел в законодательстве, который требует устранения, что приведет к реализации одного из главных прав для детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей, это право жить и воспитываться в семье.

Исходя из вышеизложенного, анализ современного состояния сиротства позволяет сделать вывод о том, что существующее правовое регулирование данного института направлено во многом не на искоренение системы детских учреждений и социальных сирот, а скорее на поддержание и меры социальной поддержки для этих учреждений и их воспитанников.

Если проследить историю развития правового статуса ребенка сироты или ребенка оставшегося без попечения родителей, то несомненно мы придем к выводу, что современное правовое регулирование направлено на создание всех необходимых условий для развития и воспитания таких детей, а также меры социальной поддержки, но все же вопрос о реализации главного права ребенка на жизнь и воспитание в семье так и остается открытым. Исследованиями в области медицины, психологии, педагогики, уже давно подтверждено, что только в семье, ребенок получает все необходимое для нормального роста, развития и социализации.

Таким образом, п. 2, ст. 54 СК РФ для детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, очень часто приобретает декларативный характер, многие дети до совершеннолетия так и не реализовав свое право остаются в социальных учреждениях для детей сирот.

Если опять обратится к смежным междисциплинарным исследованиям, то мы можем увидеть неблагоприятную картину: достаточно высокий процент таких детей совершают правонарушения и преступления, в том числе относящиеся к особо тяжким, страдают от алкогольной и наркозависимости, лишаются или ограничиваются в родительских правах по отношению уже к своим детям. Многие из таких детей снова попадают в социальные учреждения для инвалидов где проводят всю жизнь, хотя если проводить аналогию с детьми имеющими серьезные заболевания, но воспитывающимися в семье, такие дети-инвалиды проходят успешную социализацию и при помощи поддержки своих родных устраиваются на работу и становятся полностью самостоятельной частью общества, несмотря на ряд заболеваний. То есть проблема устройства детей сирот в семью является достаточно глобальной, и не реализация такого права для ребенка часто может привести не только к психологическим травмам для него самого, но к отрицательным последствиям для самого общества.

Однако для решения такой глобальной проблемы требуются реально действующие правовые механизмы. Созданные в настоящее время системы реально действующей по предотвращению социального сиротства, как правило полностью поддерживаются волонтерскими движениями и добровольными пожертвованиями. Единой, эффективной государственной правовой системы направленной на предотвращение социального сиротства и прежде всего осуществление и защиту права детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей на жизнь и воспитание в семье не существует. Именно на создание эффективных правовых механизмов, направленных на предотвращение сиротства в России направлено наше исследование. Но особое внимание здесь следует уделить именно истории развития науки семейного права в области защиты прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей, в том числе сравнительно-правовому анализу института усыновления и других форм устройства детей в семью в зарубежных странах Следует отметить, что развитие любого общества, на наш взгляд, определяется не только социально-экономическом уровнем жизни, но и отношением к детям, охране их прав, особенно прав детей сирот и детей оставшихся без попечения родителей. В различные периоды истории отношение к детям, в том числе и детям сиротам менялось.

Сиротство остается одной из самых острых научных и социальных проблем. Эта проблема, прежде всего, напрямую связана с уровнем социально-экономического развития страны и уровнем социального воспитания общества в целом.

В настоящее время государство должно проявлять многостороннюю помощь детям, оставшимся без попечения родителей.

Указанная формулировка следует из Конвенции о правах ребенка, в соответствии с которой страны - участники принимают мероприятия для обеспечения охраны детей от всех форм наказания или дискриминации на основе деятельности, статуса, убеждений ребенка или выражаемых взглядов [1].

Страны-участники по-разному создают собственную нормативно-правовую базу в отношении устройства ребенка, оставшегося без попечения родителей. И данное различие зависит, в первую очередь всего, от социального и экономического формирования государства, кроме того от её идеологических направлений.

В России основными формами устройства таких детей, оставшихся без попечения родителей считается опека и попечительство, усыновление (удочерение), приемная семья, а в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, патронатная семья. Если невозможно отдать детей на воспитание в семью, то такие дети помещаются в различные государственные учреждения, такие как: дом ребенка, детские дома, школы-интернаты, дома для инвалидов. Тип учреждения определяется в зависимости от возраста и состояния здоровья ребенка [4].

Российская Федерация в последнее время все чаще уделяет внимание изучению законодательства других стран в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Положительный опыт в решении данной проблемы зарубежными странами может помочь в совершенствовании собственной правовой системы.

В Германии основным источником нормативно-правового регулирования по защите ребенка считается Конституция ФРГ [3]. Охрана прав и свобод ребенка в Германии считается одним из ценностей страны. Однако особенный интерес уделяется охране и помощи детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот. С этой целью в Германии созданы различные виды комитетов по делам семьи и молодежи, которые содействуют укреплению семейных взаимоотношений. Государственные мероприятия помощи детей, оставшихся без попечения родителей и детей-сирот осуществляются на федеральном, региональном и местном уровнях [1].

В Конституции Германии учитывается равновесие прав родителей и требований к обеспечению благополучия ребенка, при этом права родителей пользуются большим уважением. Решение о лишении родительских прав - серьезное вмешательство в дела семьи, допустимое только в том случае, если после использования всех возможностей сохраняется серьезная угроза безопасности ребенка. В Германии очень трудно лишить родительских прав, а социальные службы готовы долгое время расходовать значительные средства на оказание помощи ребенку, определенному в замещающую семью [2].

Отличие от России состоит в том, что в Германии больше преобладает такая форма устройства детей как опекунство и попечительство, нежели усыновление, в связи с тем, что это более простой путь, также в данном случае ребенку предоставляется возможность поддерживать связь со своими настоящими родителями.

Таким образом в Германии довольно хорошо развит аппарат устройства детей в семью и социального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Также там проводится значительная работа с родителями, прежде чем лишить их родительских прав, и лишь в крайнем случае такая процедура будет проведена.

Огромный опыт в области устройства детей, оставшихся без попечения родителей имеют и США, они занимают лидирующее положение, касающееся института усыновления.

Россия и Америка схожи в стратегии правового регулирования воспитания и устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, если сравнивать работу органов опеки в этих странах. Так, например, финансирование детей-сирот сконцентрировано, по большей части, на местном уровне [3].

В США существуют два варианта жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей.

1. Первым вариантом являются групповые дома - это такие дома, в которых воспитываются дети с различными психическими либо физиологическими отклонениями в развитии.

2. Второй вариант - фостерная семья. Можно отметить, что на данный момент в США практически не существует детских домов, так как они не могут наиболее полно воссоздать домашнее воспитание ребенку [1]. Фостерная семья - это форма жизнеустройства ребенка, целью которой является реабилитация и изменение ситуации в биологической семье, а при невозможности улучшения обстановки в семье - передачи ребенка на усыновление. Фостерная семья является альтернативной формой устройства и применяется в тех случаях, когда ребенка невозможно передать на усыновление или под опеку.

Усыновление в США является затруднительной процедурой и на это есть ряд причин. Американское законодательство провозглашает права биологических родителей на своего ребенка. Поэтому усыновить американских детей очень затруднительно, так как в любой момент биологические родители могут одуматься и начать бороться за восстановление их в родительских правах, а вскоре и вовсе вернуть ребенка через суд. В особенности сложно усыновить детей, которые находятся на воспитании в фостерных семьях, ведь обычно туда попадают дети, родители которых не лишены родительских прав [1].

Таким образом, в США основным направлением деятельности государства является предупреждение сиротства, а так же, как в Германии - оказание государственной поддержки детям-сирота и детям, оставшимся без попечения родителей.

В Великобритании, согласно Закону о детях, принятому в 1989 г., только родная семья может предоставить ребенку возможность максимально полного развития и для обеспечения его благосостояния, поэтому признается безусловный приоритет в сохранении родительских прав (родительской ответственности) у кровных родителей [7].

Помещение ребенка в детский дом определяется как крайняя мера для временного или постоянного проживания. Это происходит в том случае, если местным властям стало известно, что родители не в силах справиться с воспитанием ребенка или он подвергается опасности, а ситуация требует незамедлительного вмешательства [5].

В Великобритании поиск опекунов начинается тогда, когда для ребенка не удается найти защиты у других его родственников. Если суд решит, что ребенку необходима приемная семья, ему начинают искать родителей, а пока идет поиск, дети живет в специальных учреждениях, такие учреждения организованы по типу приюта. Существует и такая практика, когда ребенок, нуждающейся в опеке, берется на выходные дни в семью. Также социальные службы могут вернуть ребенка кровной семье, если сочтут, что обстоятельства, в связи с которыми забрали ребенка, изменились.

Как показывает статистика, в Великобритании примерно 85 % детей после пребывания в фостерной семье возвращаются в родные семьи.

В Финляндии вообще не существует понятия социального сиротства. Сиротой считается несовершеннолетний, у которого нет мамы и папы. Такая процедура, как лишение родительских прав, также не предусмотрена законодательством. Родители, чьи дети изъяты, все равно сохраняют свои права и могут восстановить семью, устранив претензии социальных служб. В детское учреждение, где максимальное количество мест -24, ребенок попадает не на всю жизнь, а на два-три года в среднем. Закон в Финляндии обязывает социальные службы поддерживать связь между ребенком и родителями [7].

В суде Финляндии уделяется внимание правам и интересам ребенка. Решение об установлении опеки против воли участников процесса, т. е. опекунов ребенка, достигшего 12-летнего возраста, может быть принято только ювенальным судом.

На сегодняшней день в Японии при решении вопроса об устройстве детей, оставшихся без попечения родителей, предпочтение отдается детским домам, и только потом рассматривается воспитание в приемной семье (фостеринг). Поэтому в Японии каждый год растет количество детей в детских домах. Причем при устройстве детей в детские дома суды практически не принимают никакого участия по сравнению с Англией, где дети передаются на воспитание в детский дом лишь по решению суда. Кроме того, в Японии, как и в Англии, родители могут временно поместить своего ребенка в детский дом, с сохранением родительских прав.

Более 90 % детских домов в Японии работают на частной основе, так как там недостаточно развита система профессиональной социальной работы. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей, возлагается на органы местного самоуправления и на местные волонтерские организации по защите сиротства.

В Японии приемным родителям выплачиваются деньги в зависимости от возраста опекаемого, и полностью компенсируются любые расходы на воспитание и развитие ребенка.

Проанализировав формы устройства детей в различных странах, можно сделать вывод, что, основываясь на многолетнем стремлении сократить количество детей-сирот, все страны пришли к единственному решению - это превентивные меры по предупреждению сиротства, такие как выявление кризисных семей, временное помещение ребенка в замещающую семью, до налаживания ситуации в родной семье, а при невозможности -подбор усыновителей.

Различные страны до последнего стараются сохранить ребенка в кровной семье, и даже при невозможности такого сохранения государственные органы и новая семья способствуют созданию условий, позволяющих ребенку поддерживать общение с биологическими родителями.

На сегодняшний день большинство стран мира стараются отказаться от воспитания детей в институциональных учреждениях и успешный опыт данных стран можно будет в дальнейшем применить в России.

 

Список литературы:
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 26.10.2021) // Собрание законодательства РФ. - 05.12.1994. - № 32. - ст. 3301. 
2. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 года (ред. от 02.07.2021) // Собрание законодательства. – 1996. - № 1. – ст.16 
3. Федеральный закон от 28 декабря 2012 года № 272-ФЗ «О мерах воздействия на лиц, причастных к нарушениям основополагающих прав и свобод человека, прав и свобод граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства. – 2012. - № 31. – (Часть I). – ст. 7597
4. Нечаева А.М. «Россия и ее дети» (ребенок. Закон, государство)/Москва, 2000 год; 
5. Мерзлякова И.С. «К вопросу о несовершенстве семейного законодательства в РФ»/ «Государственная власть и местное самоуправление»/2020, №12;