Статья:

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Технические науки

Выходные данные
Ефремова Ю.Ю. АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121040 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ВЫПОЛНЕНИЯ КЛИМАТИЧЕСКИХ ПРОГРАММ

Ефремова Юлия Юрьевна
студент, институт инженерной и экологической безопасности, Тольяттинский государственный университет, РФ, г. Тольятти

 

ANALYSIS OF THE IMPLEMENTATION OF CLIMATE PROGRAMS

 

Yulia Efremova

Student, Institute of Engineering and Environmental Safety, Togliatti State University, Russia, Togliatti

 

Аннотация. Актуальность настоящего отчёта обуславливается тем, что изменение климата является одной из важнейших международных проблем XXI века, которая выходит за рамки научной проблемы и представляет собой комплексную междисциплинарную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития Российской Федерации. Особенную обеспокоенность вызывает беспрецедентно высокая скорость глобального потепления, наблюдаемая в течение последних десятилетий.

Объект исследования: Климатическая доктрина РФ.

Предмет исследования: реализация климатической доктрины РФ.

Цель исследования – сделать вывод об реализацию климатической доктрины.

Abstract. The relevance of this report is due to the fact that climate change is one of the most important international problems of the XXI century, which goes beyond a scientific problem and is a complex interdisciplinary problem covering environmental, economic and social aspects of sustainable development of the Russian Federation.

Of particular concern is the unprecedented high rate of global warming observed over the past decades.

Object of research: Climate doctrine of the Russian Federation.

Subject of research: implementation of the climate doctrine of the Russian Federation.

The purpose of the study is to draw a conclusion about the implementation of the climate doctrine.

 

Ключевые слова: охрана окружающей среды, экологические программы, климатическая доктрина.

Keywords: environmental protection, environmental programs, climate doctrine.

 

Повышение температуры приводит к быстрому исчезновению льда, важнейшего элемента арктической экосистемы, сигнализируя о радикальной трансформации окружающей среды и сообществ, которые зависят от ее существования.

По данным международной группы исследователей, сегодня Арктику покрывает меньше льда, чем когда-либо в новейшей геологической истории. Рекордно низкие уровни арктического морского льда были зафиксированы с 2002 года.

Во многих регионах уже наблюдается потепление, превышающее среднемировое, в том числе температуры в два–три раза выше среднего в Арктике. Региональные различия в климатических последствиях глобального потепления – средние температуры, экстремальные погодные условия и вероятность засухи – взаимодействуют с другими различиями, такими как уровни развития, и влияют на уязвимость и потребности стран и регионов в адаптации.

Малые островные государства, страны с низким уровнем дохода и развивающиеся страны, как правило, более уязвимы к изменению климата. Однако последствия изменения климата будут ощущаться – и уже ощущаются – повсюду.

Изменение климата уже влияет на сезоны пожаров во всем мире, которые связаны с более высокими температурами и более низким уровнем осадков. В настоящее время в России несколько лет подряд наблюдаются широкомасштабные лесные пожары, при этом около половины пожаров 2020 года горели в районах с торфяной почвой. Торфяные пожары могут гореть дольше, чем лесные пожары, и выделять огромное количество углерода в атмосферу.

Изменение климата связано с более сильными волнами жары, осадками и другими погодными явлениями.

Ограничение потепления до 1,5°C поможет обеспечить, чтобы потребности в адаптации оставались в управляемых пределах; более высокие уровни потепления приведут к масштабным изменениям, к которым адаптация становится все более трудной.

Народы мира собрались вместе в 2015 году и взяли на себя обязательство остановить катастрофическое изменение климата, покончить с нищетой, защитить планету и улучшить перспективы и жизнь каждого человека во всем мире.

Парижское соглашение 2015 года установило четкие цели по усилению глобального реагирования на угрозу изменения климата. Достижение цели смягчения последствий, заключающейся в ограничении глобального повышения температуры до 1,5°C, позволит снизить риски и последствия изменения климата, а также затраты на адаптацию. Для этого глобальные выбросы CO2 должны сократиться на 45% к 2030 году и достичь чистого нуля к 2050 году. Среди крупнейших источников выбросов и стран с более развитой экономикой требуются более глубокие сокращения.

Выбросы CO2, связанные с энергетикой G20, по прогнозам, сократятся на 7,5% в 2022 году. Это сокращение, по-видимому, носит временный характер, главным образом в результате воздействия пандемии COVID-19 и ответных мер на нее. Без действий стран по преобразованию климата рост выбросов восстановится, и цели Парижского соглашения не будут достигнуты.

Растет понимание того, что необходим фундаментальный структурный сдвиг. Гонка за чистыми нулевыми выбросами среди G20 началась всерьез в период с 2019 по 2022 год. В июне 2019 года Франция и Великобритания установили целевые показатели чистого нуля на 2050 год, а к концу года ЕС и Германия сделали аналогичные заявления. В 2020 году к ним присоединились Канада, Китай, Южная Африка, Южная Корея и Япония (при этом Китай стремится стать углеродно-нейтральным до 2060 года).

Все больше и больше компаний, регионов и городов также берут на себя обязательства по достижению чистого нуля к 2050 году, такие как Буэнос-Айрес, Кейптаун, Лондон, Мехико, Нью-Йорк и Токио. Политические обязательства должны найти отражение в расширенных целевых показателях NDC и долгосрочных стратегиях, которые должны быть обновлены в 2020 году, а также в пакетах мер по восстановлению.

Примечательно, что выбросы CO2, связанные с энергетикой G20, сократились на 0,1% в 2019 году. Это представляет собой заметный отход от увеличения на 1,9% в 2018 году и долгосрочных среднегодовых темпов роста на 1,4% в период с 2005 по 2017 год.

Прогресс в ключевых секторах G20 способствовал этому позитивному развитию в 2019 году:

  • углеродоемкость поставок первичной энергии снизилась на 0,8%;
  • потребление угля снизилось на 2%;
  • выбросы CO2 в энергетическом секторе сократились на 2,4%;
  • доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии выросла до 27% по сравнению с 25% в 2018 году (По прогнозам, в 2020 году доля возобновляемых источников энергии в производстве электроэнергии увеличится до 28%, что свидетельствует об устойчивости и потенциале отрасли);
  • выбросы CO2, связанные с энергетикой, в сельскохозяйственном секторе сократились на 0,5%.

Политика может способствовать переходу к экономике с нулевым выбросом углерода:

Канада, Франция, Германия, Италия и Великобритания установили целевые показатели поэтапного отказа от угля. Бразилия, ЕС и Китай проводят политику сокращения потребления угля.

Стратегия РФ по климату определяет приоритетные направления в области экологической безопасности. Большинство из этих областей связаны с российской программой, включая внедрение инновационных и экологически чистых технологий, развитие экологически чистых отраслей промышленности, разработку системы эффективного управления отходами производства и потребления, создание индустрии переработки, включая повторное использование, таких отходов, строительство и модернизацию очистных сооружений, а также внедрение технологий, направленных на снижение объема или массы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу и сбросов загрязняющих веществ в водные объекты, устранение негативных последствий антропогенных факторов на окружающую среду, а также реабилитацию территорий и акваторий, загрязненных в результате хозяйственной и иной деятельности.

В Стратегии подчеркивается, что изменение климата, наблюдаемое в настоящее время и ожидаемое в будущем, связано с широко распространенными и необратимыми последствиями для антропогенных и природных систем, а также несет в себе риски обеспечения безопасности и устойчивого развития. Чтобы минимизировать эти риски, необходимо адаптировать сферы государственного управления, секторы экономики и региональную инфраструктуру к меняющимся климатическим условиям.

Среди приоритетов научно-технического развития, связанных с российской программой, – переход к передовым цифровым, интеллектуальным производственным технологиям, переход к экологически чистой и ресурсосберегающей энергии, создание новых источников, методов транспортировки и хранения энергии, переход к высокопродуктивному и экологически чистому агро- и водному земледелию.

В соответствии со Стратегией, национальные интересы Российской Федерации, связанные с климатической доктриной, включают: устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе, охрану окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное использование природных ресурсов, адаптацию к изменению климата.

В настоящее время в России разрабатывается долгосрочная стратегия сокращения вырубки лесов до нуля. Несмотря на значительную вырубку лесов, лесное хозяйство на протяжении многих лет является крупным чистым поглотителем выбросов CO2. Лесные пожары все чаще представляют угрозу для обширных лесов России, отчасти из-за все более сухих и жарких температур. В исследовании 2019 года было подсчитано, что управляемые земли в России имеют общий годовой потенциал смягчения последствий в размере 545-940 млн. тонн CO2, что указывает на больший потенциал, чем последние сокращения выбросов в секторе (-591 млн. тонн CO2 в 2018 году).

Прямые инвестиции Правительства РФ в форме займов или грантов в устойчивую инфраструктуру могут ускорить переход к «зелёной» энергетике в ключевых секторах:

  • энергетика: возобновляемые источники энергии (включая солнечную энергию, ветер, биотопливо и экологически чистый водород в энергетическом секторе), модернизация сетей, цифровизация и технологии с отрицательными выбросами;
  • транспорт: активная транспортная инфраструктура, инфраструктура электромобилей и общественный транспорт с низким уровнем выбросов углерода;
  • промышленность: внедрение эффективных приборов, освещения и цифровых устройств;
  • строительство: энергоэффективные реконструкции и модернизации (такие как улучшенная изоляция, отопление, и бытовые системы накопления энергии) и ускорение строительства зданий с нулевым уровнем выбросов.

 

Список литературы:
1. Веселова Д. Н. Климатическая политика Российской Федерации: законодательные и институциональные аспекты // Дискурс-Пи. 2021. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klimaticheskaya-politika-rossiyskoy-federatsii-zakonodatelnye-i-institutsionalnye-aspekty.
2. Климатическая доктрина Российской Федерации [Электронный ресурс] : Распоряжение Президента РФ от 17 декабря 2009 г. № 861-рп URL: https://base.garant.ru/2170243/ (дата обращения: 10.03.2022).
3. Чечевишников А.Л. Саммит «Рио + 20» и устойчивое развитие России // Вестник МГИМО. 2012. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sammit-rio-20-i-ustoychivoe-razvitie-rossii.