ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ
В настоящее время, как и сотни лет назад, общество сталкивалось с таким проявлением как девиация. Многие ученые совершали попытки прийти к единому мнению о том, что собой представляет данный процесс и от чего он зависит. Девиация это поведение индивида, противоречащее общеустановленным социальным нормам в той или иной части социума, и влекущее за собой отрицательные последствия как для самого человека, совершающего негативные поступки, так и для людей, его окружающих [4, С. 5].
Данный процесс непосредственно связан как с психологическими явлениями, так и с социально-культурными, так как человек развиваясь, получает новые знаний, навыки, перенимает манеру поведения у своих родственников и сверстников. Зигмунд Фрейд считал, что люди являются по существу антисоциальными и наделенными эгоцентрическим влечением к поиску удовольствия, а также к разрушению. Неоспоримым фактом является то, что данные проявления вступают в конфликт с социальной средой и принятыми в ней нормами [3, С. 303]. В представленной теории такое поведение объясняется тем, что у ребенка было недостаточным формирование или функционирование Суперэго определенной стадии психосексуального развития, что послужило проявлению агрессии ко всему окружающему. Альфред Адлер в своей теории выдвинул следующее положение: жизненная цель является основным фактором, который определяет развитие индивидуальности в личности. Среди таких целей выделяется стремление к богатству, власти, силе, образованности и другие. И в случае, если человек не достигает того чего хочет, внутри него происходит конфликт. У кого-то это выражается в адекватном проявлении, и индивид продолжает дальше стремиться добиваться успеха, а кто-то открывает для других членов общества свои негативные стороны, выражающиеся в нетерпимости, подозрительности, агрессивности, зависти и тому подобное. Всё это также закладывается с детства и связано либо с психическим отклонениями, либо с жестоким или неактивным поведением родителей по отношению к своему ребенку [2, С. 108]. А в школе подросток сталкивается с новым коллективом, и что часто бывает в 13-16 летнем возрасте – с унижением. Это также непосредственно влияет на его эмоциональную составляющую.
Содержание следующей поведенческой теории основывается на экспериментальном анализе поведения людей. Беррес Фредерик Скиннер обнаружил, что на поведение существенно влияют его же последствия, то есть проявляется механизм оперантного обусловливания [5, С. 17]. Таким образом, в результате проб и ошибок может достигаться успех, который приводит к удовольствию или устраняет неприятности, что приводит к подкреплению определенной формы поведения. Аналогичным образом может подкрепляться и отклоняющаяся форма. Альберт Бондура в своей теории представил информацию о том, что поведение человека является врожденным только в минимальном проценте, так без викарного научения в действии невозможно развитие человека, а соответственно и адекватное или отклоняющееся поведение в социуме.
Переходя к современности, в последние десятилетия в зарубежных странах особо акцентируется внимание на эмпирическом, феноменологическом подходе. Его суть заключается в выявлении отклонений по средствам использования для их описания понятия одного из четырех типов аномалий. Первый представляет собой синдром нарушения поведения, выражающийся в непослушании, наглости, вспыльчивости и других негативных качествах. Второй – нарушение личности – чувство неполноценности, проявление тревожность, неразвитость самосознания, избегание коммуникации и тому подобное. Третий – незрелость – выражается в неуклюжести, пассивности и так далее. Четвертый – ассоциальные тенденции – прогулы в школе, колледже, посещение противозаконных мероприятий, создание или присоединение к запрещенным группировкам.
В отечественной психологии одним из знаменитых психологов, Львом Семёновичем Выготским, выдвигается утверждение о том, что врожденные особенности влияют на формирование поведения у человека, но и то, что человек становится личностью только при взаимодействии с социумом. Также выделяется такой феномен как акцентуация характера [1, С. 97].
Для минимизирования проявления девиантного поведения необходимо предпринять следующие меры:
проводить профилактические беседы с родителями, учителями, учениками;
ввести эффективную коррекционную работу педагога-психолога и социального педагога;
повысить контроль за органами опеки и попечительства с целью диагностирования обстановки в неблагополучных семьях и поиска решений;
улучшить качество работы воспитателей и учителей в рамках проведения различных социализирующих занятий для детей и подростков.
Подводя итог, следует сказать то, что причин девиантного поведения большое количество, но их большая часть заложена в детстве. И для минимизации проявления данных отклонений необходимо предпринимать предложенные меры, тем самым уменьшать риск проявления девиаций.