Статья:

Развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста средствами сказки

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №11(62)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Дагбаева В.С. Развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста средствами сказки // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2019. № 11(62). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/62/48934 (дата обращения: 26.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

Развитие эмоций детей старшего дошкольного возраста средствами сказки

Дагбаева Василиса Сергеевна
студент, ФГБОУ ВО "Бурятский государственный институт", РФ, г. Улан-Удэ
Бакшиханова Сэсэг Сыреновна
научный руководитель, доцент, канд. псих. наук. ФГБОУ ВО "Бурятский государственный институт", РФ, г. Улан-Удэ

 

Сказка - неотъемлемая часть эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста, без участия сказок невозможно представить полноценное развитие личности ребенка.

Она дает ребенку понятие борьбы добра со злом, хорошего и плохого поступка. В сказке формируется способность ребенка вставать на место другого, сочувствовать, переживать.

В старшем дошкольном возрасте сказка становится средством, которое позволяет ребёнку присваивать нормы, смыслы, ценности, модели поведения в различных сложных ситуациях.

Идентификация ребёнка с героями сказки также помогает понять, что у других имеются такие же, как и у него, проблемы и переживания.

Целью нашей экспериментальной работы являлось изучение развития эмоций старших дошкольников и предложить коррекционную работу.

Перед нами стояли такие задачи, как:

–анализ особенностей эмоционального развития детей старшего дошкольного возраста;

– выявить, какую роль сказка играет в развитии эмоциональной сферы дошкольников;

– провести диагностическое исследование с целью выявления особенностей психо-эмоционального состояния дошкольников;

– разработать развивающую программу, направленную на развитие эмоциональной сферы личности дошкольника.

Мы считаем, что сказка является эффективным средством развития эмоций детей старшего дошкольного возраста.

База нашего исследования: МАДОУ «Ургы», с. Можайка, Еравнинский район. Республика Бурятия.

В состав экспериментальной группы вошло 11 детей.

В исследовании мы использовали следующие тестовые методики: Методика 1: «Выбери нужное лицо» (Разработанная американскими психологами Р. Темплом, Д. Дорки, В. Аменом, дополненная В.М. Астаповым);

Методика 2: Изучение эмоций (по Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной);

Методика 3: метод экспертной оценки.

 

Рисунок. Показатели по методикам

 

Для улучшения нравственной сферы личности у детей старшего дошкольного возраста на формирующем этапе нами составлена программа «Сказка», на основе авторской программы А.О.Прохоровой.

Цель программы: создание в образовательном учреждении условий для формирования эмоциональной сферы о нормах социальных отношений и моделях поведения у дошкольников.

Мы выяснили, что на занятиях с использованием сказок дети проживают эмоциональные состояния, вербализуют свои собственные переживания, знакомятся со словами, обозначающими различные эмоциональные состояния, благодаря чему у них развивается способность к более глубокому пониманию себя и других людей, умение ориентироваться в эмоциональной реальности.

В ходе исследования мы выяснили, что дети старшего дошкольного возраста в основном имеют средний уровень развития эмоций, что может поддаваться коррекции и развитию.

В связи с этим нами была предложена программа мероприятий с использованием сказки, направленная на развитие эмоций детей.

Таким образом, сказки способствуют обогащению детей знаниями об окружающем мире, влияют на нравственное воспитание.

Сказки для развития эмоциональной сферы ребенка являются эффективным средством. Для того, чтобы ребенок чувствовал себя счастливым, был способен лучше адаптироваться и преодолевать трудности, ему необходимо иметь положительное представление о себе.

Огромное влияние на самооценку и эмоциональную сферу ребенка оказывают родители.

Пока ребенок мал, легче исправить эмоциональную сферу ребенка, помочь ему поверить в себя, укрепить оптимизм и надежду, помочь проявить скрытые способности и здесь снова на помощь приходит сказка.

Именно она поможет ребенку снять эмоциональное напряжение, повысить уверенность в собственных силах, понять, что он ни чуть не хуже других, что он любим и дорог.

 

Список литературы:
1. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста / А.Р. Бунятова // Журнал «Успехи современного естествознания». – 2010. – №6. – С. 85-88.
2. Васягина Н.Н. Влияние эмоций на характер общения дошкольников со сверстниками / Н.Н. Васягина // Журнал «Воспитание и обучение детей младшего возраста». Выпуск №5. – 2016. – С. 464-466. 
3. Гостар А.И. Сказка как средство развития социокультурных ценностей у детей старшего дошкольного возраста / А.И. Гостар // Молодой ученый. – 2016. – №8. – С. 916-918. 
4. Запорожец, А.В. Психология восприятия сказки ребенком - Избр. Психологические труды в 2-т. -Т1.-М.: Педагогика,1986.-С66-78. 
5. Зинченко, В.П. Развитие ощущений и восприятий / В.П. Зинченко, А.Г. Рузская //Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов / Под ред. А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина. М., 2014.- С. 13-71. 
6. Михайлова Л.А. Формирование социального опыта детей старшего дошкольного возраста в образовательном процессе детского сада / Л.А. Михайлова // Вопросы дошкольной педагогики. – 2015. – №3. – С. 40-42. 
7. Пашкина Е.А. Сказкотерапия как метод психокоррекционной работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста / Е.А. Пашкина, И. А. Ганичева // Молодой ученый. – 2015. – №22. – С. 152-154.