Статья:

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОТ КУРСА И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Обухова Е.В., Газизова А.А., Пасынкова Д.А. КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОТ КУРСА И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121373 (дата обращения: 20.08.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

КОРРЕЛЯЦИОННАЯ ЗАВИСИМОСТЬ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ ОТ КУРСА И УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ

Обухова Елена Владимировна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Газизова Адиля Асхатевна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Пасынкова Диана Алексеевна
студент, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск
Савельев Владимир Никифорович
научный руководитель, д-р мед. наук, профессор, Ижевская государственная медицинская академия, РФ, г. Ижевск

 

CORRELATION DEPENDENCE OF THE HEALTH STATUS OF STUDENTS ON THE COURSE AND EDUCATIONAL INSTITUTION

 

Adela Gazizova

Student, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk

Elena Obukhova

Student, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk

Diana Pasinkova

Student, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk

Vladimir Savelyev

Scientific director, Doctor of Medical Sciences, Professor, Izhevsk State Medical Academy, Russia, Izhevsk

 

Аннотация. В работе представлены результаты исследования, полученные при проведении анкетирования студентов двух ВУЗов г. Ижевска: медицинской (ФГБОУ ВО ИГМА) и немедицинской (ФГБОУ ВО УдГУ) специальности. В ходе работы, был проведен корреляционный анализ зависимости состояния здоровья студентов от пола, возраста, образа жизни, социального и материального положения, а также от направленности учебного заведения. В результате чего, была выявлена сильная зависимость состояния здоровья студентов от вышеперечисленных факторов.

По окончании исследования студентам были даны рекомендации для поддержания состояния здоровья и профилактики заболеваний.

Abstract. The paper presents the results of the study obtained by questioning students of two Izhevsk universities: medical (ISMA) and non-medical (UdSU) specialties. During the work, a correlation analysis of the dependence of students' health status on gender, age, lifestyle, social and financial status, as well as the orientation of the educational institution was carried out. As a result, a strong dependence of students' health status on the above factors was revealed. At the end of the study the students were given recommendations for maintaining health and disease prevention.

 

Ключевые слова: корреляционный анализ, медицина, студенты, заболеваемость, факторы риска, здоровый образ жизни.

Keywords: correlation analysis, medicine, students, morbidity, risk factors, healthy lifestyle.

 

Введение.

В современных реалиях стоит острый вопрос о здоровье студентов. Подготовка высокоспециализированных кадров во многом зависит от состояния их здоровья. К сожалению, обучающиеся ВУЗов подвержены факторам, наносящим урон здоровью. К таким факторам можно отнести нерегулярное питание, быстрые углеводы, фастфуд, нарушение режима дня, связанный с совмещением учебы с работой, низкую физическую активность, недостаток сна и самое главное стресс, связанный с изменением жизненных стереотипов, сменой места жительства при поступлении в ВУЗ и многое другое [6]. Всё вышеперечисленное является факторами риска развития многих заболеваний различных органов и систем. Так, например, стресс может оказывать негативное влияние на сердечно-сосудистую и иммунную системы [4], неправильное питание – на пищеварительную систему [3], сидячий образ жизни может привести к остеохондрозу [7], а недостаток сна – на нервную [1].

Цель исследования.

Понимая важность и актуальность проблемы состояния здоровья студентов, мы решили провести исследование и оценить здоровье обучающихся, чтобы выявить корреляционную зависимость между состоянием здоровья и такими критериями как: пол, курс, социальное и материальное положение, вредные привычки и поддержание здорового образа жизни.

Задачи исследования:

  1. Провести анкетирование среди студентов ФГБОУ ВО ИГМА и ФГБОУ ВО УдГУ с целью оценки здоровья обучающихся.
  2. Составить ранговые таблицы и вычислить коэффициент корреляции, позволяющий оценить взаимосвязь между здоровьем и такими критериями как: пол, курс, социальное и материальное положение, вредные привычки и поддержание здорового образа жизни.
  3. Провести анализ результатов, дать оценку состояния здоровья студентов.

Текст статьи

В исследовании, направленном на изучение состояния здоровья студентов ФГБОУ ВО ИГМА и ФГБОУ ВО УдГУ, приняли участие 396 студентов с 1 го по 6 курс, в возрасте от 18 до 30 лет. Количество студентов из ИГМА составило 198, из них 94 юношей (47,5%) и 104 девушек (52,5%). Соотношение количества студентов двух вузов распределилось поровну. Среди участников исследования из УДГУ девушек было 112 (56,5%) , юношей – 86 (43,5%). Средний возраст участников обоих вузов составил 18,8 ± 1,5 года.

По результатам, полученным при корреляционном методе анализа можно твёрдо сказать о том, что состояние здоровья студентов ФГБОУ ВО ИГМА  во многом зависит от следующих параметров: социальное положение, материальное положение, пол и курс студентов, вредные привычки, здоровый образ жизни. Наиболее сильная(прямая), достоверная(p<0,05) взаимосвязь была между здоровьем и курсом обучающихся, полом, социальным и материальным положением, вредными привычками, активным и здоровым образом жизни, где коэффициент корреляции составил — 0,9.

Результаты корреляционного метода анализа, полученные на основании опроса студентов ФГБОУ ВО УДГУво многом отличаются. Исходя из полученных результатов, можно сказать, что наиболее сильная(прямая), достоверная(p<0,05) связь между здоровьем и такими параметрами как: здоровый образ жизни, вредные привычки, активный образ жизни, пол, где корреляционный коэффициент составил — 0,8.

Остальные результаты корреляционного анализа представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Корреляционный анализ зависимости состояния здоровья от пола, возраста, социального и материального положения и других критериев

Наименование показателя

Состояние здоровья (ИГМА)

Состояние здоровья (УДГУ)

Курс

0,8

0,7

Пол

0,9

0,8

Социальное положение

0,9

0,6

Материальное положение

0,9

0,4

Вредные привычки

0,9

0,8

ЗОЖ

0,9

0,8

Активный образ жизни

0,9

0,8

Сон

0,9

0,4

 

Коэффициент корреляции, отображающий зависимость состояния здоровья студентов от учебного заведения составляет 0,9.

Также, перед нами стоял вопрос о том, в каком из представленных в исследовании ВУЗов (ФГБОУ ВО ИГМА и ФГБОУ ВО УдГУ) количество студентов, довольных состоянием своего здоровья превышает  студентов им недовольных, а также в каком из ВУЗов обучающиеся чаще обращаются за медицинской помощью.

Так, по результатам исследования, среди студентов ФГБОУ ВО ИГМА количество студентов, довольных состоянием своего здоровья, составило 77 (39%).  Среди юношей число студентов, довольных качеством своего здоровья,  составило 32 (16%) ,  а среди девушек – 45 (23%).  Количество обучающихся, довольных состоянием своего здоровья, из ФГБОУ ВО УдГУ составило 100 (51%). Количество девушек, довольных состоянием своего здоровья,  составило 55 (28%) , юношей – 45(22%).

Таким образом, можно прийти к выводу о том, что количество студентов, довольных состоянием своего здоровья в обоих учебных заведениях меньше 55%, что говорит о необходимости принятия мер по улучшению и поддержке качества здоровья студентов.

Что касается частоты обращений за медицинской помощью, то в обоих вузах 1-3 курс обращается чаще, чем 4-6 курс, что может свидетельствовать о процессе адаптации студентов к новому учебному заведению. По достижении третьего курса большинство обучающихся почти полностью адаптируется к учебным нагрузкам и окружающей обстановке [2], что приводит к снижению стресса, а следовательно и его отрицательного влияния на здоровье студентов.

Однако, стресс невозможно полностью исключить из жизни, он сопровождает студентов каждый день [5]. Некоторые обучающиеся, для того, чтобы расслабиться прибегают к курению сигарет и употреблению алкоголя, иными словами, они приобретают вредные привычки. Так, в ФГБОУ ВО ИГМА их имеют 33% проголосовавших, в ФГБОУ ВО УдГУ этот показатель составляет 44%.Таким образом, 77% от общего числа проанкетированных студентов имеют вредные привычки, которые также оказывают неблагоприятное влияние на состояние здоровья.

Поскольку в определение «здоровья» ВОЗ включила и финансовое благополучие человека, нами было проанализировано материальное положение студентов. При низком уровне благосостояния (ниже прожиточного минимума) неудовлетворительно оценивают себя 61 %, в то время как при среднем уровне дохода негативно оценивают себя 49%

Если рассматривать распространённость хронических заболеваний среди студентов, то по результатам проведённого нами анкетирования, в обоих вузах на первом месте стоят заболевания пищеварительной системы (29%), на втором - дыхательной системы (23%). Последующие места занимают заболевания мочеполовой системы (14%), сердечно-сосудистой системы (13%), опорно-двигательного аппарата (5%), ЛОР-органов (4%) и других систем (эндокринной, нервной, заболевания кожи). 53% студентов отрицают у себя наличие хронических заболеваний.

Физиологический сон длится 7-8 часов, такой сон имеют 72% студентов УдГУ и лишь 30% студентов ИГМА. В большинстве случаев сон студентов ИГМА длится 5-6 часов (63%),  но есть и те, кто уделяет на сон менее 5 часов (7%). В УдГУ уделяют на сон 5-6 часов 14% студентов, такой же процент студентов спит менее 5 часов. Недостаток сна ослабляет организм, а также  вызывает повышенное утомление.

Заключение

Исходя из полученных результатов, мы пришли к следующему выводу: процент обучающихся, удовлетворенных своим состоянием здоровья, несколько выше у студентов УдГУ, чем ИГМА. Можно предположить, что это связано с недостатком сна и повышенным уровнем стрессовых ситуаций студентов, обучающихся в ИГМА.

Взаимосвязь между здоровьем и таким параметром как здоровый образ жизни достоверная (p<0,05), сильная и прямая. Однако не каждый студент придерживается активного и здорового образа жизни. Поэтому важно привить всем студентам не только основы здорового образа жизни, но и любовь к нему. Так как здоровый образ жизни - залог здорового тела и духа!

 

Список литературы:
1. Безбородов, Н. А. Влияние недостатка сна на мозговую деятельность человека / Н. А. Безбородов // Аспирант. – 2021. – № 1(58). – С. 33-35. – EDN RIDFCK
2. Лакарова Е.В. Здоровье студентов и факторы, на него влияющие // Традиционное прикладное искусство и образование. 2016. №4 (19). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovie-studentov-i-faktory-na-nego-vliyayuschie (дата обращения: 09.12.2022).
3. Лебедева, А. А. Влияние качества питания и вредных привычек на заболеваемость ЖКТ / А. А. Лебедева, Д. С. Костылева, Д. А. Толмачев // ModernScience. – 2020. – № 12-2. – С. 137-141. – EDN WRKTWO.
4. Потупчик Т., Эверт Л., Аверьянова О., Ахмельдинова Ю. Влияние стресса на развитие сердечно-сосудистых заболеваний . Врач, 2019; (7): 72-76 https://doi.org/10.29296/25877305-2019-07-15
5. Толмачев Д.А., Дударев В.М., Балобанова А.С. Сравнительная характеристика уровня невротизации у студентов медицинского вуза в различные учебные периоды // Синергия наук. 2017. № 17. − С. 888 − 893.
6. Фильчаков C.А., Чернышева И.В., Шлемова М.В. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10. – С. 192-192; URL: https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=33075 (дата обращения: 09.12.2022).
7. Шкурпит М.Н., Поповян Н.О. ВЛИЯНИЕ СИДЯЧЕГО ОБРАЗА ЖИЗНИ НА ОРГАНИЗМ И ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ // Обучение и воспитание: методики и практика. 2016. №27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-sidyachego-obraza-zhizni-na-organizm-i-profilakticheskie-metody (дата обращения: 10.12.2022).