Статья:

“СПАСТИ, НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО” - ДОБРОВОЛЬЦЫ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ ОБУЧАЮТ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Конференция: CCLIII Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»

Секция: Медицина и фармацевтика

Выходные данные
Мамедова Т.Д., Павлович Е.Н., Пыж Д.А. [и др.] “СПАСТИ, НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО” - ДОБРОВОЛЬЦЫ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ ОБУЧАЮТ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ // Молодежный научный форум: электр. сб. ст. по мат. CCLIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 21(253). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_interdisciplinarity/21(253).pdf (дата обращения: 13.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

“СПАСТИ, НЕЛЬЗЯ ПРОЙТИ МИМО” - ДОБРОВОЛЬЦЫ СТУДЕНТЫ-МЕДИКИ ОБУЧАЮТ НАВЫКАМ ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ

Мамедова Туркян Джейхуновна
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Павлович Екатерина Николаевна
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Пыж Даниил Андреевич
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Устинович Оскар Владимирович
студент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Павлов Олег Брониславович
научный руководитель, канд. мед. наук, доцент, Белорусский государственный медицинский университет, Республика Беларусь, г. Минск
Козлов Сергей Аркадьевич
научный руководитель, врач анестезиолог-реаниматолог, Минский городской клинический онкологический центр, Республика Беларусь, г. Минск

 

Факультатив по анестезиологии и реаниматологии был впервые организован в сентябре 2003 года на кафедре общей хирургии заведующим кафедрой доктором медицинских наук, профессором Г.П. Рычаговым и заведующим курсом анестезиологии и реаниматологии на кафедре травматологии, ортопедии и ВПХ кандидатом медицинских наук, доцентом О.Т. Прасмыцким и явился первым клиническим факультативом БГМУ. Руководителем факультативного курса был предложен анестезиолог-реаниматолог, ассистент кафедры общей хирургии О.Б. Павлов, который имел опыт работы со студентами и являлся с 1995 года научным руководителем Студенческим научным кружком (СНК) анестезиологии и реаниматологии. Поэтому в основе работы факультатива был предложен принцип практического направления, осуществленный в СНК анестезиологии и реаниматологии и заложен в 1969 году основоположниками СНК кандидатом медицинских наук, ассистентом кафедры общей хирургии, анестезиологом-реаниматологом Ф.Б.Каганом и доктором медицинских наук, профессором кафедры общей хирургии И.Н.Гришиным на базе 3-ой городской клинической больницы имени Е.В. Клумова, заведующим курсом анестезиологии и реаниматологии МГМИ к.м.н., доцентом А.А.Плавинским.

За этот немалый период факультативные занятия посетило порядка 1000 студентов-медиков. Из стен ставшего родным факультатива вышло в сознательную практическую врачебную и научную деятельность сотни врачей. Данный факультатив позволил многим утвердиться в выборе своей специальности, пополнить свои знания по многим разделам практической и теоретической медицины, помог овладеть практическими навыками по анестезиологии и реаниматологии (проведение сердечно-легочной реанимации, пункции и катетеризации центральных и периферических вен, артерий, пункциям полостей сердца, перикарда, плевральной пункции, интубации трахеи, венесекции и так далее, научились работать с наиболее распространенными аппаратами, используемыми в отделениях интенсивной терапии, анестезиологии и реанимации – кардиомониторами, дефибрилляторами, респираторами), которыми должен владеть каждый врач. Далеко не все наши выпускники стали анестезиологами и реаниматологами, большинство из них работают в самых разных направлениях врачебной науки.

Анестезиология и реаниматология – дисциплина, знания которой нужны в работе врачу любой специальности, поэтому никто из студентов, посещающих факультативные занятия не изменил своего мнения о правильности выбора направления, в котором он будет повышать свои знания в свободное от учебы время.

Данный факультатив клинического направления, т.е. мы занимаемся теоретическими вопросами в тесной связи с лечением пациентов.  Студенты всех курсов и факультетов Белорусского государственного медицинского университета каждую неделю собираются на свои заседания, на которых обсуждают вопросы как теоретического, так и практического плана. Мы затрагиваем в них все специальности: терапию, хирургию, акушерство, травматологию и многие разделы этих дисциплин, знакомимся с передовыми методами анестезиологии и реаниматологии в педиатрии и токсикологии, при травмах и инфекционных заболеваниях.  На заседаниях факультатива разбираются различные случаи из практики проведения общей и местной анестезии, сердечно-легочной реанимации, обсуждается тактика поведения врача в каждом конкретном случае. Нередко в ходе такого обсуждения завязывается дискуссия. Научная работа проводится в плане клинических исследований. Студентам предоставлены все необходимые для этого условия: помещения, аппаратура. В любой момент они могут обратиться за советом к преподавателю.

Факультатив (курс по выбору) «Инвазивные технологии интенсивной терапии и реанимации» − это углубленное изучение разделов общей и частной анестезиологии, общей и частной реаниматологии, протоколов диагностики, анестезии, реанимации и интенсивной терапии пациентов, находящихся в терминальном и критических состояниях; это возможность овладеть практическими врачебными навыками, направленными на обеспечение проходимости верхних дыхательных путей, обеспечение доступов к сосудистому руслу, различным полостям тела. Кроме того, студенты приобретают возможность многократной отработки на высококлассных манекенах и медицинских муляжах навыков проведения сердечно-легочной реанимации в различных клинических условиях возникновения терминального состояния: асистолия, электромеханическая диссоциация, идиовентрикулярный ритм, фибрилляция желудочков. Приобретение указанных навыков студентами способствует развитию клинического мышления и оптимизирует тактику врача в экстремальных ситуациях.

С критическими состояниями может встретиться в жизни врач любой специальности, в любых условиях. И здесь требуются не только знания, быстрота реакции, определённая твердость, известный уровень врачебного мышления, но и быстрое и четкое умение выполнять различные манипуляции при проведении интенсивной терапии, общей и местной анестезии, и реанимационных мероприятий.

Цель преподавания: углубление подготовки студентов по вопросам практических навыков в анестезиологии и интенсивной терапии.

Задача преподавания: на основе углубления знаний по всем разделам дисциплины «Анестезиология и реаниматология» осуществить формирование профессиональной компетенции путем обучения студентов основе техники выполнения методов общей и местной анестезии, обеспечения доступов к венозному руслу, обеспечения проходимости верхних дыхательных путей.

Цель изучения курса по выбору: углубление знаний и приобретение умений для формирования профессиональной компетенции.

Задача изучения курса по выбору: формирование профессиональной компетенции в процессе углубленной подготовки по всем разделам дисциплины «Анестезиология и реаниматология».

Изучение курса по выбору «Инвазивные технологии интенсивной терапии» осуществляется студентами на 4-м курсе в течение 1-го и 2-го семестров в процессе изучения основной учебной программы.

Интеграция разделов (тем) учебной программы курса по выбору студентами с учебными программами других дисциплин реализуется при выполнении студентами практических заданий, являющихся элементами учебных программ дисциплин учебных планов специальностей высшего образования первой ступени. Освоение учебной программы курса по выбору «Инвазивные технологии интенсивной терапии и реанимации» обеспечивает приобретение студентом академической и профессиональной компетенции в форме:

  • навыков применения методов, которые обеспечивают проходимость верхних дыхательных путей;
  • навыков оформления реанимационных протоколов;
  • навыков организации проведения интенсивной терапии и реанимации пациентам, находящимся в терминальном и критических состояниях;
  • навыков проведения сердечной-легочной реанимации в различных клинических ситуациях;
  • навыков обеспечения доступов к сосудистому руслу;
  • навыков проведения методов местной и общей анестезии;
  • умения проводить пункции полостей тела пациентов.

Структура учебной программы состоит из 6 тем.

Требования к подготовке студента по окончании изучения курса по выбору.

Студент должен знать:

  • анатомические особенности верхних дыхательных путей с позиции анестезиолога;
  • анатомические особенности и точки доступа для проведения пункции и катетеризации центральных и периферических сосудов (артерий и вен);
  • патофизиологические механизмы и клиническую картину терминального и критических состояний;
  • технику безопасности при проведении мероприятий интенсивной терапии и реанимации, в т. ч. при проведении электроимпульсной терапии (ЭИТ);
  • алгоритм легочно-сердечной и мозговой реанимации;
  • показания, противопоказания к методам интенсивной терапии и реанимации;
  • показания, противопоказания и технику выполнения люмбальных, эпидуральных, плевральных, перикардиальных пункций;
  • осложнения пункции центральных и периферических сосудов, их профилактику и методы лечения;
  • осложнения и при интубации трахеи.

Студент должен уметь:

  • определять показания к основным мероприятиям интенсивной терапии и реанимации у пациентов, находящихся в терминальном и критических состояниях;
  • проводить мониторинг жизненно-важных функций организма;
  • проводить мероприятия интенсивного ухода за пациентами, находящимися в терминальном и критических состояниях;
  • определить показания для пункции и катетеризации магистральных сосудов;
  • диагностировать клиническую смерть;
  • проводить первичную реанимацию на этапе «Элементарное поддержание жизни»;
  • дифференцировать состояние клинической, мозговой и биологической смерти;
  • дифференцировать виды остановки кровообращения в зависимости от ЭКГ-картины на мониторе;
  • готовить пациента к анестезии;
  • собрать ларингоскоп, проверить на исправность наркозно-дыхательную и мониторную аппаратуру;
  • готовить пациента и собирать набор для люмбальной, эпидуральной, плевральной, перикардиальной пункций;
  • проводить ЭИТ;
  • обеспечить и поддерживать проходимость верхних дыхательных путей;
  • пунктировать и катетеризировать периферические вены;
  • пунктировать и катетеризировать центральные вены
  • зондировать желудок, катетеризировать мочевой пузырь.

Характеристика используемых методов обучения. При организации обучения используются традиционные методы преподавания: практические занятия, а также элементы управляемой самостоятельной работы студентов. Обучение организуется с использованием традиционных и современных учебно-информационных ресурсов (компьютерных презентаций, видеофильмов), интерактивных ресурсов в локальной компьютерной сети учреждения высшего образования и Internet.

На практических занятиях студенты приобретают навыки проведения реанимационных мероприятий, мероприятий интенсивной терапии, общей и местной анестезии, проводят разборы клинических случаев. Учатся правильно проводить манипуляции, которые показаны пациентам, находящихся в терминальном и критических состояниях. Улучшение практической подготовки обеспечивается также решением студентами ситуационных задач, участием в обходах пациентов, клинических конференциях.

Студентов знакомят с приемами, особенностями работы с наркозно-дыхательной аппаратурой и техникой безопасности при их использовании, кардиомониторными системами и аппаратами для проведения ЭИТ, международными требованиями и этическими нормами при проведении анестезиологического пособия и реанимационных мероприятий. Контроль подготовки студентов, качества обучения осуществляется путём устных и письменных опросов в процессе лабораторных занятий, а также демонстрацией навыков. Текущая аттестация проводится в соответствии с типовым учебным планом в форме зачета в конце первого и второго семестров обучения.

Распределение бюджета учебного времени и форма контроля представлены в табл. 1.

Таблица 1

Учебный план курса по выбору «Инвазивные технологии интенсивной терапии и реанимации»

Наименование раздела (темы)

Количество часов

практических занятий

 

1-79 01 01

«Лечебное дело»

  1. Реаниматология как наука об оживлении организма

6 (6)

  1. Терминальное и критические состояния

6 (6)

  1. Алгоритм легочно-сердечной и мозговой реанимации (9 этапов) по P. SAFAR

6 (6)

  1. Манипуляции, проводимые при реанимации и интенсивной терапии. Осложнения, их характер, лечение и профилактика

6 (6)

  1. Протоколы диагностики, анестезии, реанимации и интенсивной терапии больных, находящихся в терминальном и критических состояниях

6 (6)

  1. Методы проведения общей и местной анестезии. Техника выполнения, показания, противопоказания. Осложнения, их характер, лечение и профилактика

6 (6)

Всего часов

72 (36)

 

Содержание учебного материала

  1. Реаниматология как наука об оживлении организма

История развития, этапы становления реаниматологии в Республике Беларусь. Основные понятия реаниматологии. Интенсивная терапия. Организация службы анестезиологии и реаниматологии. Структура отделений реанимации и интенсивной терапии, штаты. Показания для госпитализации в отделения ОИТР. Анестезиолог-реаниматолог. Специальность: работа или призвание.

  1. Терминальное и критические состояния

Определение и понятие о критических и терминальном состояниях. Критические состояния – шок, кома, органная недостаточность – патогенез, клиника, первая помощь. Понятие об интенсивной терапии. Терминальное состояние – этапы, патофизиологические изменения, клинические проявления. Понятие о реанимационных мероприятиях.

  1. Алгоритм легочно-сердечной и мозговой реанимации (9 этапов) по P. SAFAR

Первичная реанимация на догоспитальном и госпитальном этапах. Техника обеспечения проходимости дыхательных путей, искусственной вентиляции легких, закрытого массажа сердца. Понятие об электроимпульсной терапии – дефибрилляция и кардиостимуляция. Кардиоверсия. Техника безопасности при работе с аппаратами электроимпульсной терапии. Техника проведения электроимпульсной терапии.

  1. Манипуляции, проводимые при реанимации и интенсивной терапии

Обеспечение доступов к периферическим и центральным венам, пункции полостей сердца, перикарда и плевральной полости. Люмбальная и эпидуральная пункции. Зондирование желудка, катетеризация мочевого пузыря. Осложнения, их характер, лечение и профилактика. Осложнения, возникающие при обеспечении проходимости дыхательных путей. Осложнения ИВЛ. Осложнения закрытого массажа сердца. Осложнения медикаментозной поддержки реанимации. Осложнения электроимпульсной терапии. Осложнения инфузионной терапии. Осложнения пункций и катетеризации периферических и центральных вен. Понятие о постреанимационной энцефалопатии.

  1. Протоколы диагностики, анестезии, реанимации и интенсивной терапии больных, находящихся в терминальном и критических состояниях

Изучение алгоритмов ведения пациентов, находящихся в терминальном и критическом состоянии на основании приказов МЗ РБ 12 августа 2004 года N 200 и 30 сентября 2010 года N 1030.

  1. Методы проведения общей и местной анестезии выполнения, показания, противопоказания

Освоение методов ингаляционной и неингаляционной общей анестезии, поверхностной, инфильтрационной и регионарной местной анестезии. Осложнения, возникающие при проведении различных видов местной анестезии, их профилактика и лечение. Осложнения, возникающие при проведении различных методов общей анестезии, их профилактика и лечение.

 

1. ИНФОРМАЦИОННАЯ ЧАСТЬ

1 Перечень наглядных пособий:

1.1. Муляжи легочно-сердечной реанимации.

1.2. Муляжи для проведения внутривенных инъекций.

1.3 Таблицы легочно-сердечной и мозговой реанимации.

2. Компьютерные презентации

2.1. Павлов, О.Б. Реаниматология как наука об оживлении организма/О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (6 Мб) – 2023. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.2. Павлов, О.Б. Терминальное и критические состояния /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (8 Мб) – 2023. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.3. Павлов, О.Б. Алгоритм легочно-сердечной и мозговой реанимации (9 этапов) по P. SAFAR /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (8 Мб) – 2023. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.4. Павлов, О.Б. Манипуляции, проводимые при реанимации и интенсивной терапии /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (9 Мб) – 2023. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.5. Павлов, О.Б. Методы проведения общей и местной анестезии. Техника выполнения, показания, противопоказания /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (7,5 Мб) – 2021. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.6. Павлов, О.Б. Осложнения, возникающие при проведении интенсивной терапии и реанимации, их характер, лечение и профилактика. /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (9 Мб) – 2022. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

2.7. Павлов, О.Б. Протоколы  , анестезии, реанимации и интенсивной терапии больных, находящихся в терминальном и критических состояниях /О.Б.Павлов//Анестезия, реанимация и интенсивная терапия [Электронный ресурс]. (6 Мб) – 2023. 1 электрон.опт.диск: (CD-RW) зд., цв.

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ПЕРСОНАЛЬНОГО КОМПЬЮТЕРА, ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, ИНОГО ОСНАЩЕНИЯ

Компьютерные технологии используются как средство интенсификации процесса обучения в вузе.

Основным способом передачи информации от преподавателя к обучаемым является авторская компьютерная презентация. В рамках данного курса по выбору доцентом Павловым О.Б. по каждой изучаемой теме разработано 7 (cемь) авторских презентаций, которые собраны на CD. Демонстрация презентации осуществляется на экран, подключенный к персональному компьютеру и проектору. Содержание компьютерной презентации ежегодно совершенствуется.

Фонд технологий контроля обучения включает:

  1. Устный опрос.
  2. Письменный опрос (письменная контрольная работа с решением ситуационных задач).
  3. Демонстрация навыка.
  4. Текущая аттестация (зачет) в устной форме.

На факультативных занятиях студенты учатся работать с литературой, изучать, познавать, обобщать, наблюдать, клинически мыслить.

Новым этапом работы факультатива стало создание кафедры анестезиологии и реаниматологии БГМУ в 2008 году. Факультативные занятия кружка проходили еженедельно на базе УЗ «6 ГКБ», УЗ «4 ГКБ» и Бюро СМЭ.

26 марта 2014г. в актовом зале административного корпуса УЗ «6-я ГКБ» торжественно состоялась первая студенческая олимпиада по анестезиологии и реаниматологии. В мероприятии приняли участие студенты 4-6 курсов, из которых 37 студентов лечебного факультета, 4 студента педиатрического и 1 студент факультета иностранных учащихся. Из участников была сформирована 21 реанимационная бригада, по два человека в каждой.

Олимпиада проводилась в три этапа.

  • Конкурсы 1-ого этапа: Эндотрахеальная интубация; сердечно-легочно-мозговая реанимация»;
  • Конкурсы 2-ого этапа: Катетеризация периферической вены; катетеризация центральной вены;
  • Конкурсы 3-ого этапа: Дыхательная недостаточность; анафилактический шок; тромбоэмболия лёгочной артерии»; отёк лёгких; диабетическая кома; острая кровопотеря.

Победителям были вручены дипломы I, II и III степени соответственно. Все участники получили сертификаты. На олимпиаде присутствовал декан лечебного факультета профессор Волотовский А. И. а также все преподаватели кафедры анестезиологии и реаниматологии, которые в свою очередь входили в состав комиссии.

Студенты, которые хотят посвятить себя профессии врача анестезиолога-реаниматолога, помимо разносторонних глубоких теоретических знаний и необходимых практических навыков, должны воспитать в себе определенные черты характера: быстроту реакции, хладнокровие, собранность, упорство в борьбе за жизнь человека. Эти качества студенты-медики стремятся в себе воспитать на дежурствах в отделениях анестезиологии, реанимации и интенсивной терапии, в реанимационных бригадах скорой медицинской помощи.

С января 2014 года заседания факультатива проходят еженедельно на базе УЗ «3 ГКБ», в учебной аудитории административно-учебного корпуса. В ходе заседаний рассматриваются 1-2 студенческих доклада с презентациями. Темы докладов выбираются студентами самостоятельно или же по рекомендации научного руководителя. Помимо подготовки докладов, студенты факультатива курируют под руководством научного руководителя тематических пациентов, находящихся на лечении в отделении реанимации больницы. Практические навыки студенты факультатива осваивают в бюро судебно-медицинской экспертизы, а также на муляжах.

С января 2020 года факультативные занятия проводятся еженедельно на базе симуляционно-аттестационного центра (САЦ) БГМУ. Студенты-медики очень благодарны преподавателям кафедры анестезиологии и научному реаниматологии: заведующему кафедрой С.С. Грачеву, А.А. Шматовой О.Т. Прасмыцкому, И.З. Ялонецкому, Н.Н. Маковскому, Е.М. Костровой, В.П. Заневскому за их доброжелательность, порядочность, высокий профессионализм, терпение, за то, что они в любой момент помогут советом, поделятся своими знаниями и опытом.

Факультатив может посещать каждый студент любого курса БГМУ. Участие в работе позволит будущим врачам не только ознакомиться со спецификой работы анестезиолога-реаниматолога, но и приобрести практические навыки, необходимые каждому врачу. Ведь девиз факультатива: «Реаниматологом можешь ты не быть, но реаниматором быть обязан».

Жизнь ставит перед нами новые серьезные задачи, предъявляет еще более строгие требования. Каждый человек должен владеть элементарными методами оживления в экстремальных условиях. И студенты факультатива БГМУ, не стоят в стороне от решения этой задачи. В 2011/2012 учебном году опробован пилотный проект «Студенческая лекция». Студенты, активно посещающие факультативные занятия, прочитали 3 лекции для студентов 1-го и 2-го курсов БГМУ и юридического факультета БГУ по первой помощи в экстренных ситуациях. И с тех пор начал функционировать волонтерский отряд “Первая помощь”, в ряды которого вступили студенты факультатива. С того времени и по сей день студенты-добровольцы несут знания базовой реанимации в массы: выступают в средних школах и гимназиях, ВУЗах, колледжах, трудовых коллективах, среди которых сотрудники учреждений образования, поликлиник, Республиканского центра эндокринологии, Республиканского научно-практического центра психического здоровья, ГУВД Мингорисполкома, Следственный комитет по городу Минску, тренеры фитнес-клуба “Адреналин”. Мастер-классы проводятся совместно с руководителем практики Белорусского государственного медицинского колледжа Зинкевич Анастасией Михайловной.

Волонтёры отряда – активные студенты-медики, которые обучают взрослых и детей оказанию первой помощи в любой непредвиденной ситуации. Они не сидят на месте, развиваются, регулярно обсуждают свою работу на семинарах. Всё это для того, чтобы объяснять даже самые сложные вещи простым языком. После такой подготовки команда с уверенностью проводит мастер-классы и тренинги. Ребята используют разные форматы: рассказы, объяснения, разбор вопросов, обсуждение возможных ошибок. Любую теорию волонтёры подкрепляют практикой, демонстрируют необходимые предметы и их применение, отрабатывают алгоритмы на специальном манекене.

С каждым годом возможности кружка растут. Волонтёры проводят тренинги не только в Минске, но и за его пределами. Весной ребята вместе со студентами других вузов участвовали в Международном фестивале волонтёрских команд «Наш выбор – здоровый образ жизни!» в Пинске. Студенты других университетов тоже не остаются равнодушными и учатся оказывать первую помощь. Совместно с сотрудниками и студентами учреждения образования “Белорусский государственный университет физической культуры”, сотрудниками Симуляционно-аттестационного центра волонтёры отряда «Первая помощь» приняли участие в Международной научно-практической конференции «Инновационные технологии спортивной медицины и реабилитологии», где был организован стенд БГМУ в рамках интерактивной площадки “Калейдоскоп здоровья”.

По итогам деятельности за 2023 год волонтеры отряда «Первая помощь» были удостоены благодарностями от ректора Белорусского государственного медицинского университета, доктора медицинских наук, профессора Рубниковича С.П. за активное участие в общественной жизни университета и успехи в развитии социально значимых проектов.

Даже когда человек лежит и не дышит, когда веки опущены, а сердце не бьётся, его жизнь продолжается. А волонтёрский отряд «Первая помощь» поможет эту жизнь сохранить. 

Мы верим в мир счастливый и здоровый,

Но не лишённый трудностей, проблем.

Ведь счастлив тот, кто ко всему готовый,

Кто не боится в жизни перемен.

Борьба идёт… идёт без остановки

Вплоть до конечной станции своей…

Решитесь же на курсы подготовки,

Возвысьтесь среди пламенных речей

И станьте первым в помощи таких же, как и вы, людей!

 

Список литературы:
1. Гельфанд, Б.Р.  Анестезиология и интенсивная терапия/ Б.Р. Гельфанд. М: Литтерра, 2005. 542 с.
2. Инструкция о порядке констатации биологической смерти и прекращения мер по искусственному поддержанию жизни пациента: утв. М-вом здравоохранения Респ. Беларусь 02.07.2002. Минск. 12 с.
3. Кремень, В.Е. Послеоперационный период: учеб.-метод. пособие /В.Е. Кремень, О.Б. Павлов. Минск : БГМУ, 2004. 44 с.
4. Курек, В.В. Руководство по неотложным состояниям у детей. учебник/ В.В. Курек, А.Е. Кулагин. М: Медицина, 2008. 446 с.
5. Курек, В.В. Терминальные состояния и сердечно-легочная реанимация у детей: метод. рекомендации. /В.В. Курек, А.Е. Кулагин, А.П. Васильцева. Минск: БелГИУВ, 1998. 36 с.
6. Неговский, В.А. Очерки по реаниматологии: монография /В.А. Неговский. М: Медицина, 1986.  256 с.
7. Ошибки и опасности в анестезиологической практике / под ред. П. Лорана; пер. с англ. К: Здоровья, 1978. 234 с.
8. Павлов, О.Б. Местная анестезия: учеб.-метод. пособие /О.Б. Павлов. Минск: БГМУ, 2003. 54 с.
9. Павлов, О.Б. Общая анестезия: учеб.-метод. пособие /О.Б. Павлов. Минск: БГМУ, 2004. 56 с.
10. Прасмыцкий, О.Т. Основы анестезиологии и реаниматологии: учеб.-метод. пособие/ О.Т. Прасмыцкий, О.Б. Павлов. Минск: БГМУ, 2002. 52 с.
11. Руководство по анестезиологии / под ред. А.А. Бунятяна. М. : Медицина, 1994. 656 с.
12. Сердечно-легочно-мозговая реанимация: инструкция по технике манипуляций / О.Т. Прасмыцкий [и др.]. Минск : утв. М-вом здравоохранения  Респ. Беларусь  12.09.2002. Минск. 72 с.
13. Цыганий, А.А. Карманный справочник анестезиолога/А.А. Цыганий. Киев. 2000.  388 с.