ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГОВ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ КАЧЕСТВ ПСИХОЛОГОВ
Аннотация. Данная статья раскрывает сущность роли личности психолога в практике психокоррекции, выделяет наиболее важные качества психолога, применяемые в практике психокоррекции. А также, в статье исследуется, как эффективность работы психолога зависит от его личностных качеств.
Ключевые слова: Личность психолога, психолог, качества личности, эмпатические способности, коммуникативная толерантность.
В последнее время заметно растет интерес к проблеме психологии личности психолога. Оказывая психологическую помощь и поддержку людям различных возрастов и профессий, прилагая свои профессиональные усилия для повышения качества жизни других, психологи все яснее осознают необходимость обратить внимание на себя. И не только на свои профессиональные особенности – знания, умения, навыки и компетентность, - но и на свои личностные черты, которые составляют основу характера человека. Актуальность данного исследования заключается в том, что профессиональный психолог как представитель гуманистически направленной специальности должен обладать конкретным набором базовых черт, чтобы быть не только эффективным, но и терапевтичным в своей работе. Данная профессиональная деятельность накладывает на психологов определенные обязательства, и в случае глубокой вовлеченности в профессию, способна формировать некоторые общие для всех профессионалов этой сферы черты. Мы предполагаем, что эффективность работы психолога в практике психокоррекции зависит от его личностных качеств, таких как уровень самоконтроля, привязанности, эмоциональной устойчивости и коммуникативной толерантности. Именно поэтому данная проблема требует более подробного изучения.
Психолог относится к профессии помогающего спектра, поэтому личность такого плана играет очень важную роль как в консультативном, так и в диагностическом значении. В истории психологии существует несколько структурных подходов к изучению личности психолога.
Дифференциальное направление гласит о том, что необходимо метрическое деление личности психолога на составляющие элементы, и изучение каждого из них.
Интегральное направление утверждает, что изучение личности в качестве суммы его составных частей нецелесообразно. Личность можно и нужно изучать целостно, как отдельный пластичный и подвижный гештальт, отличающийся неповторимостью и индивидуальностью. Такие воззрения вытекают из школы гуманистической психологии.
Сторонники эклектичного (смешанного) направления придерживаются взгляда, что личность психолога конечно нужно изучать целостно, однако существуют типичные акцентированные ситуации, в которых наблюдается отчетливая положительная или отрицательная корреляция между некоторыми характеристиками консульта (диагноста) и результатами воздействия. Данные эпизоды необходимо вырывать из общего контекста и тщательно изучать, фиксируя закономерности и дисперсию отклонения.
Анализ вышеизложенных направлений указывает на то, что правомочны все из них. Однако предпочтение отдается смешанной тенденции изучения, которая обеспечивает учет и изучение следующих структурно-функциональных составляющих: количественная и качественная оценка личностных характеристик в отдельности; измерение личности как целостного объекта; динамика характеристик внутри личности, динамика целостной личности в жизненном пространстве.
Вопрос о том, какие качества личности должен иметь психолог для того, чтобы успешно осуществлять свою профессиональную деятельность и наиболее рационально строить свое поведение в обществе и в своей личной жизни, приобретает огромное значение.
Психолог должен, прежде всего, иметь хорошо развитые познавательные и практические способности для того, чтобы успешно усваивать психологические знания и применять их в своей профессиональной деятельности. Кроме этого, крайне важны не только степень его научной оснащенности, но и уровень его собственного личностного развития, умение понимать и принимать индивидуальность и неповторимость другого. Важны навыки и сочувственного отношения к человеку, и осознание происходящего в данной ситуации.
К важнейшим нравственным качествам личности психолога следует отнести такие положительные черты характера как альтруизм, благожелательность, вежливость, великодушие, гуманность, деликатность, доброта, душевность, искренность, отзывчивость, порядочность, почтительность, приветливость, сердечность, скромность, совестливость, сострадательность, справедливость, тактичность, толерантность, уважительность, человечность, честность, чуткость, эмпатия и т.п.
В то же время следует назвать и черты, вроде бы имеющие отношение к нравственным характеристикам, но выступающие как их противоположности. К таким неприемлемым чертам, то есть препятствующим успешной профессиональной деятельности психолога, следует отнести: аморальность, безответственность, безразличие, высокомерие, грубость, злобу, лживость, наглость, надменность, нескромность, иронию, подлость, пошлость, предвзятость, презрительность, равнодушие, сарказм, циничность, чванливость, черствость, эгоизм и язвительность. Так как психолог должен знать свои личностные особенности, способности, недостатки, возможности, сильные и слабые стороны, способы компенсации недостатков, он, также, должен уметь регулировать свои эмоциональные состояния, мобилизовать свои психологические функции (память, внимание, мышление), осуществлять поиск и анализ необходимой научной профессиональной информации, тренировать профессионально важные качества.
Для диагностики личности психолога и составление его психологического портрета применялись следующие методики: пятифакторный опросник личности, более известный как «Большая пятерка» («Великолепная пятерка»); методика диагностика уровня эмпатических способностей В. Бойко; методика диагностики коммуникативной толерантности В. Бойко. Всего в исследовании принимали участие 29 человек: из них 21 практикующих психолога психологических центров «Индиго» и «Журавушка» г. Уфы, а также будущие выпускники факультета психологии Башкирского Государственного Университета, состоящие из 8 человек.
По результатам эмпирического исследования, с помощью методики «Пятифакторный опросник личности» были выявлены 59% интровертов и 41% экстравертов. 83% склонны к привязанности, то есть, имеют позитивное отношение к людям и испытывают потребность быть рядом с другими людьми, а 17% – к обособленности, что говорит о стремлении быть независимыми и самостоятельными; 79% имеют высокий самоконтроль поведения, в то время как остальные 21% импульсивны, так как имеют низкий самоконтроль поведения; 69% эмоционально устойчивы, что говорит о их самодостаточности, уверенности в своих силах и эмоциональной зрелости, другие 28% эмоционально неустойчивы, то есть неспособны контролировать свои эмоции и импульсивные влечения. Но также есть 3% испытуемых, имеющие равное значение по данным факторам; 69% экспрессивны, то есть имеют легкое отношение к жизни, удовлетворяют свою любопытство, доверяют своим чувствам и интуиции, однако 24% имеют выраженную черту практичности, то есть это люди-реалисты, трезво и реалистично смотрящие на жизнь. Кроме этого, есть 7%, имеющих равное значение по двум факторам. В результате, такие факторы, как привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность и интроверсия, имеют высокое значение по сравнению с другими факторами. Перечисленные факторы можно отнести к приемлемым личностным качествам для работы психолога.
С помощью методики «Диагностика уровня коммуникативной толерантности» мы выявили, в какой мере испытуемый способен проявить терпимость к другим людям в межличностном общении. Уровень толерантности оценивалась по 4 степеням толерантности: высокая степень толерантности (69%); средняя степень толерантности (24%); низкая степень толерантности (7%); полное неприятие окружающих (0%). Вследствие этого, мы видим, что многие опрошенные имеют высокую степень толерантности, что является одним из основных базовых качеств для психологов и будущих выпускников факультета психологии. Также радует, что совсем нет опрошенных, кто имеет полное неприятие окружающих.
С помощью методики «Диагностика эмпатических способностей» мы обнаружили, какую степень выраженности эмпатических способностей имеют испытуемые и определили значимость каждого из шести параметров в структуре эмпатии. Эмпатия оценивается уровнем эмпатических способностей: очень высокий уровень эмпатии (0%); средний уровень эмпатии (28%); заниженный уровень эмпатии (44%); очень низкий уровень эмпатии (28%). В итоге, у многих опрошенных заниженный уровень эмпатических способностей. Это говорит о том, что у таких людей занижен эмоциональный фон, их могут не затрагивать так глубоко страдания и проблемы других людей, как у людей, чей уровень эмпатических способностей высокий или средний. Кроме этого, заниженный уровень эмпатии может говорить о недостаточном развитии навыков общения, критика для них может вызвать негативную, но кратковременную реакцию. Также мы видим, что значения между средним и низким уровнем эмпатических способностей равны. Испытуемые со средним значением готовы оказать поддержку в трудной ситуации, проявить эмоциональный отклик. Однако они обладают механизмом самозащиты, и не станут слишком глубоко и надолго погружаться в чужие страдания. А испытуемые с низким уровнем эмпатических способностей не стремятся к контакту, предпочитая уединение. Их мало трогают страдания окружающих, они могут не обращать внимания на собственное эмоциональное состояние, а также тех, кто находится рядом. Кроме этого, мы видим, что нет испытуемых, которые имели бы высокий уровень эмпатических способностей. Ведь психологам очень важно и необходимо иметь уровень эмпатии выше среднего.
Таким образом, большая часть опрошенных относятся к интровертам, имеют высокие значение по таким факторам, как привязанность, самоконтроль, эмоциональная устойчивость, экспрессивность и высокую степень толерантности. Однако для многих испытуемых характерен заниженный уровень эмпатических способностей, что должно быть не характерным для психологов и будущих выпускников факультета психологии.
В данном исследовании мы использовали методики на выявление важнейших личностных качеств психолога, а также на составление его психологического портрета, чтобы узнать, насколько важна роль личности психолога в практике психокоррекции. Именно поэтому по результатам эмпирического исследования у наших испытуемых, а именно у практикующих психологов и будущих специалистов факультета психологии, были выявление такие личностные качества, необходимые для профессии психолога как высокий уровень самоконтроля, привязанности, эмоциональной устойчивости и коммуникативной толерантности.
Подводя итоги, хочется сказать, что перечисленные выше личностные качества очень важны для профессии психолога, и они имеют огромнейшее значение для профессиональной деятельности. Тем самым, гипотеза нашего исследования подтвердилась, что эффективность работы психолога в практике психокоррекции зависит от его личностных качеств, таких как уровень самоконтроля, привязанности, эмоциональной устойчивости и коммуникативной толерантности.