Проблема компьютерной зависимости среди старшеклассников
Конференция: CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
CXXV Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Проблема компьютерной зависимости среди старшеклассников
Актуальность проблемы. В настоящее время, присущие подростковому возрасту проблемы, находятся во внимании множества наук о развитии человека и общества, и в ряду разнообразных проблем получила свое внимание проблема компьютерной и интернет-зависимости, лудомании.
Анализ предшествующих исследований и публикаций. На сегодняшний день существует множество исследований, доказывающих позитивный эффект компьютерных игр (А. Е. Войскунский, Л. И. Шакирова) [4]. Компьютерные игры служат для развития творческого мышления, эмоциональной разрядки, овладения знаниями и навыками. В исследованиях Д. Д. Бушман, Дж. Б. Фанк отмечается их негативное влияние на здоровье старшеклассника, на успеваемость и отношение к школе, на поведение и навыки общения.
Современные исследователи, такие как А. Е. Войскунский [3], А. Е. Жичкина [5], М. С. Иванов [6] относят данный вид аддикции к числу «эмоциональных» зависимостей, которые вызываются использованием различных технических гаджетов. При компьютерной аддикции человек стремиться отстраниться от повседневной реальности методом изменения своего эмоционально-психического настроя. Таким способом люди избегают решения разного рода сложностей, с которыми им приходится сталкиваться в повседневной жизни.
На основе работ А.Е. Жичкиной, Е. П. Белинской, М. С. Иванова и др. нами были выделены и систематизированы критерии и показатели компьютерной зависимости, такие как: отношение к себе, проявление интереса старшеклссника к компьютеру, эмоциональные психические состояния, количество времени, проводимое за компьютером, отношение к психостимуляторам, сила вовлеченности в компьютерную игру, способность спланировать окончание сеанса игры, эмоциональное и физиологическое состояние в случае невозможности удовлетворить потребность в компьютерной игре.
В исследованиях А. Г. Макалатия и П. Мунтян отмечается, что на формирование компьютерной зависимости влияют биологические и социальные факторы, а также эффект «вживания» в реалистичную компьютерную игру, личностные качества (В. Д. Менделевич, В. Шабалина) и др. Важным аспектом компьютерной зависимости является динамика её развития. Данная проблема рассматривается в работах Г. М. Авилова, Ю. М. Евстигнеевой, М. С. Иванова, Л. И. Шакировой и др.
Целью нашего исследования является выявить уровень компьютерной зависимости у старшеклассников.
Основное содержание. В настоящее время с помощью компьютерных технологий и Интернета молодые люди решают множество задач: поиск новой информации, установление социальных связей на уровне бесконтактного общения, в котором отсутствует эмоционально-чувственную сфера, воспитательная направленность, что приводит к отсутствию навыков межличностного взаимодействия в целом.
В связи с этим именно в старшем школьном возрасте возникают проблемы, связанные с компьютерной зависимостью.
Говоря о компьютерной зависимости, мы имеем в виду зависимость от компьютерных игр и интернет-аддикцию.
Психологические особенности старшеклассников (высокая сензитивность к любым внешним влияниям, перестройка ранее сложившихся психологических структур, изменения в формировании нравственных представлений и социальных установок) служат основным фактором развития компьютерной зависимости. Социальная ситуация развития меняется и заставляет молодых людей столкнуться с трудными жизненными обстоятельствами «один на один». Данные особенности выступают как объективные предпосылки для появления такой формы демонстративного неповиновения, как «уход» в виртуальную реальность (в мир компьютерной игры).
Для выявления старшеклассников с компьютерной зависимостью нами был выбран метод тестирования, а именно тест на выявление компьютерной зависимости (составители Шакурова А. Р., Дроздикова – Зарипова А. Р.) [8]. При помощи теста были выявлены старшеклассники с разным уровнем проявления компьютерной зависимости.
Исследование компьютерной зависимости старшеклассников проводились на базе общеобразовательных школ города Ровеньки Луганской Народной Республики, в исследовании приняли участие 117 обучающихся 9 -12 классов. В исследовании приняли участие 117 респондентов.
Как показано на рисунке 1, проявление компьютерной зависимости у старшеклассников носит уровневый характер. Выделены три группы испытуемых с возможными уровнями компьютерной зависимости: с выраженными признаками зависимого поведения (высокий уровень) (29%), со слабо выраженными признаками зависимого поведения (41%) и группа испытуемых с отсутствием выраженных признаков зависимого поведения не имеющие компьютерную зависимость (30%). Таким образом, довольно большой процент старшеклассников имеют компьютерную зависимость, что оказывает негативное влияние на здоровье и поведение старшеклассника, на возникновение проблем в учебе, отношениях с окружающими.
Рисунок 1. Распределение старшеклассников по уровню компьютерной зависимости (в %; n=117)
Опираясь на работы Ю. Д. Бабаевой, А. Е. Войскунского, Е. Ю. Евстигнеевой, М. С. Иванова [1], мы можем сказать, что старшеклассников, имеющих компьютерную зависимость, характеризует раздражительность, агрессивность, низкая успеваемость в школе. Они постоянно обсуждают игровую тематику со всеми, кто разбирается в этой области, скрывают от окружающих, сколько на самом деле проводят времени за игрой в компьютерные игры. В ходе беседы со старшеклассниками из данной группы было выявлено, что у них возникает ощущение сухости в глазах, онемение и боли в кисти правой руки, а также боли в спине, когда они сидят за компьютером.
Старшеклассники, имеющие склонность к компьютерной зависимости, характеризуются пренебрежительным отношением к своему здоровью, гигиене и сну. Таким детям свойственна раздражительность, неумение контролировать количество времени, проводимое за игрой. Но, в то же время, они способны спланировать окончание сеанса игры и скрывают от окружающих сколько времени на самом деле проводят за этим занятием.
Для старшеклассников, не имеющих компьютерную зависимость, характерен высокий уровень владения социальными навыками. Они не конфликтны, их эмоциональное состояние не зависит от количества времени, проведенного за игрой. Респонденты данной группы не чувствуют необходимости играть в компьютер тогда, когда у них плохое настроение. Игра в компьютерные игры не мешает отношениям с людьми или учебе, так как они планируют окончание сеанса игры, легко переключаются на другие виды деятельности.
Выводы. В результате проведенного исследования нами было выявлено, что среди опрошенных 117 старшеклассников, 30 % не имеют риска возникновения компьютерной зависимости и адекватно воспринимают виртуальную реальность. Группу риска развития различных форм компьютерной зависимости составляют 41% опрошенных нами старшеклассников. Для них необходимы комплексные мероприятия, направленные на профилактику компьютерной зависимости и более активное включение в школьную жизнь. Зависимость от компьютера имеют 29% опрошенных нами школьников. Компьютер является существенным препятствием в социализации этих подростков, зависимость сказывается на учебе, нарушает социальные связи, формирует пассивный образ жизни.