Статья:

Изучение психологического благополучия подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Конференция: XL Студенческая международная научно-практическая конференция «Гуманитарные науки. Студенческий научный форум»

Секция: Психология

Выходные данные
Тягунова Е.А. Изучение психологического благополучия подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации. // Гуманитарные науки. Студенческий научный форум: электр. сб. ст. по мат. XL междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(40). URL: https://nauchforum.ru/archive/SNF_humanities/5(40).pdf (дата обращения: 27.10.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

Изучение психологического благополучия подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Тягунова Елена Алексеевна
магистрант, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж
Гридяева Людмила Николаевна
научный руководитель, канд. психол. наук, доцент кафедры практической психологии, Воронежский государственный педагогический университет, РФ, г. Воронеж

 

STUDY OF PSYCHOLOGICAL WELL-BEING OF TEENAGERS IN DIFFICULT LIFE SITUATION

 

Elena Tyagunova

Master students, Department of Pedagogical Psychology, VSPU, Russia, Voronezh

Lyudmila Gridyaeva

Science mentor, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor at the Department of Practical Psychology, VSPU, Russia, Voronezh

 

Аннотация. Статья представляет собой исследование параметров психологического благополучия подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и подростков, не относящихся к данной категории. Задачей данного исследования являлось: определение существования значимых различий по показателям шкалы Рифф: «положительные отношения с другими», «автономия», «управления средой», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие».

Abstract. The article is a study of the aspects of psychological well-being of teenagers in difficult life situations and teenagers who do not belong to this category. The objective of this study was to determine the existence of significant differences according to the Riff scale indicators: "positive relationships with others", "autonomy", "environmental management", "personal growth", "purpose in life", "self-acceptance".

 

Ключевые слова: психологическое благополучие, трудная жизненная ситуация, показатели, параметры, автономия, управления средой, личностный рост, цель в жизни, самопринятие.

Keywords: psychological well-being, difficult life situation, indicators, aspects, autonomy, environmental management, personal growth, purpose in life, self-acceptance.

 

Проблема выявления взаимосвязи между уровнем психологического благополучия и склонностью к асоциальным нормам поведения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, является актуальной, т.к. может помочь оптимизировать методы и средства профилактики состояний, негативно влияющих на психологическое здоровье личности, чтобы предотвратить действия, отклоняющиеся от норм, принятых обществом.

Исследование психологического благополучия возможно осуществлять на основе системно-структурного подхода, в котором изучаемый объект рассматривается как система – целостный комплекс взаимосвязанных элементов. Такой системе присущи целостность, структурность, иерархичность, разнохарактерность, взаимосвязи с окружающей средой, социальная обусловленность. Системный подход также рассматривается как подход, учитывающий совокупность свойств и качеств индивида, организованных в единую структуру. Опора на основные методологические принципы – детерминизма, развития и системности, позволяет рассматривать личность как сложную многофакторную систему. Принцип детерминизма позволяет выделить факторы, определяющие важнейшие характеристики психики человека, выявляя их зависимость от порождающих условий, находящихся в его окружении. Принцип развития позволяет понять личность именно как развивающуюся, последовательно проходящую фазы, периоды становления его основных сущностных характеристик. Принцип системности дает возможность понять явление как систему, обладающую структурой, а свойства элемента определяются его местом в структуре.[6]

Целью исследования являлась изучение особенности параметров психологического благополучия у подростков в зависимости от жизненной ситуации. Для проверки гипотезы о том, что имеются значимые различия в параметрах психологического благополучия у подростков находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, не относящихся к данной категории, было проведено тестирование по приведенным выше методикам и проведен анализ показателей.

Из полученных данных мы можем заметить, что у подростков находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, не относящихся к данной категории, существуют значимые различия по показателям: «положительные отношения с другими», «автономия», «управления средой», «личностный рост», «цель в жизни», «самопринятие». Причем, по всем показателям психологического благополучия, различия в которых мы обнаружили, подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, показывают худшие результаты, чем подростки не относящиеся к данной категории.

Что касается различий в параметрах психологического благополучия в группах подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации и детей, не относящихся к данной категории, то показатель «положительные отношения с другими» в большей степени выражен в группе подростков, не относящихся к категории находящихся в трудной жизненной ситуации. Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации испытывают трудности в процессе поддержания доверительных отношений, у них менее развиты эмпатические качества, они не склонны к сотрудничеству и заботе о благополучии других.

Показатель «управление средой» говорит о склонности личности контролировать среду своей жизнедеятельности и менять ее в зависимости от ситуации.

Данный параметр более ярко выражен также у подростков, не относящихся к категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а это еще раз подтверждает тот факт, что подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, испытывают сложности в организации повседневной деятельности, чувствуют себя не способными изменить или улучшить складывающиеся обстоятельства.

Показатель «самопринятие» характеризует позитивное отношение человека к себе, принятие своего внутреннего мира и уверенность в себе. Данные ниже среднего зарегистрированы у подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, это свидетельствует о том, что они не принимают себя, свои недостатки, что свидетельствует также о низкой самооценке респондентов.

 

Рисунок 1. Показатели

 

Такие показатели как: «автономия», «личностный рост», «цели в жизни» имеют не столь яркое отличие между подростками, находящимся в трудной жизненной ситуации и детьми не относящимся к данной категории.

 

Рисунок 2. Общий показатель

 

Общий показатель психологического благополучия выше у подростков, не относящихся к категории находящихся в трудной жизненной ситуации.

Результаты сравнения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, не относящихся к данной категории, в Табл. 2.

 

Рисунок 3. Результаты сравнения подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации, и детей, не относящихся к данной категории

 

Обобщая, можно сказать, что подростки, находящиеся в трудной жизненной ситуации, обладают низкими показателями психологического благополучия в сравнении со сверстниками, не относящимися к данной категории. Нам удалось обнаружить статистически значимые различия, характерные для данных категорий детей.

 

Список литературы:
1. Воронина, А.В. Оценка психологического благополучия школьников в системе профилактической и коррекционной работы психологической службы [Текст]: дис. канд. психол. наук: 19.00.04 / А.В. Воронина. – Томск, 2002. – 220 c. 
2. Воронина, А.В. Уровневая модель психологического благополучия человека [Текст] / А.В. Воронина // Потенциал личности: комплексная проблема: Материалы второй Всероссийской конференции / Отв. ред. Е.А. Уваров. – Тамбов, 2003. – С. 29–32. 
3. Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. – 1136 с. 
4. Григорьева, М.В. Субъективное благополучие личности как результат школьной адаптации в разных условиях обучения [Текст] / М.В. Григорьева // Психол. наука и образование. 2009. – № 2. – С. 41–45. 
5. Жуковская, Л.В. Шкала психологического благополучия К. Рифф [Текст] / Л.В. Жуковская, Е.Г. Трошихина // Психологический журнал. – 2011. – Т. 32. – № 2. – С. 82–93. Фесенко П.П. Осмысленность жизни и психологическое благополучие личности: дис…. канд. психол. наук. М., 2005. 206 с.
6. Шамионов Р.М. Самосознание и субъективное благополучие личности // Современные проблемы общей и социальной психологии. Сборник научных статей. М.: 2009. С. 41
7. Ryff C.D. Psychological Well-Being // Encyclopedia of Gerontology. –1996. –Vol. 2. – P. 365–369