Факторы, влияющие на развитие человека на разных этапах онтогенеза
Конференция: LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Секция: Психология
лауреатов
участников
лауреатов
участников
LXIX Студенческая международная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум»
Факторы, влияющие на развитие человека на разных этапах онтогенеза
Каждый возрастной этап характеризуется совокупностью специфических закономерностей развития, определяющими особенностями конкретной ступени психического развития [4, C. 7]. Развитие человека — это процесс становления и формирования личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. В.В. Зеньковский выделил следующие факторы развития личности: наследственность, среда и воспитание.
Наследственность - это свойства организмов повторять от поколения к поколению сходные природные признаки. Гены являются материальными носителями наследственности [5]. В первую очередь ребенок наследует особенности строения нервной системы, головного мозга, органов чувств, физические признаки, биологические и инстинктивные потребности [1, C. 64]. По наследству передаются и некоторые особенности нервной системы, на основе которых развивается определенный тип нервной деятельности. Генетика, изучающая закономерности сохранения и передачи наследственной информации, доказывает, что люди от рождения имеют разные потенциальные возможности к развитию психики [1, C. 64].
Степень наследственного влияния неодинакова на разных этапах развития. Например, воздействие наследственных факторов на рост усиливается от периода новорожденность ко второму детству с последующим ослаблением к 12-15 годам.
От рождения человек наделен какими-либо задатками. Они формируются в способности в процессе развития человека, зависящие от условий жизни, образования и воспитания. Исследователи выделяют общие способности (умственные, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и др.) и специальные (математические, творческие, технические, спортивные и др.). Они сочетаются между собой и взаимно дополняют друг друга. Результат зависит от самого индивида и его воли. Настойчивость и труд помогают развить слабые задатки.
Под средой понимают, окружающие социально-бытовые условия, обстановка, а также совокупность людей, связанных общностью этих условий [5]. Конкретные условия, в которых живет человек, оказывают влияние на его формирование. Отношения к средовым факторам выступают как источник развития для индивида.
Исследователи выделяют несколько типов среды: 1) географическая; 2) домашняя; 3) социальная.
Среда зависит от процесса развития, изменяясь в течение времени. Например, в подростковый возраст она перемещается из дома на улицу, школу, что ведет к расширению факторов влияния на развитие. Так же к среде развития относят книги, телевидение, кинофильмы и Интернет [4, C. 143]. При коренном изменении социальных условий меняется и весь духовный облик человека. Например, формирование духовного мира человека в СССР.
В период взрослости на формирование личности влияют общество, трудовой коллектив, семейные отношения. Так же, например, наследственные физические показатели могут позволить развивать навык в спортивной сфере.
Современные ученые в области генетики придерживаются мнения, но сложные черты формируются в результате взаимодействия наследственности и среды. То есть человек наследует генетическую предрасположенность, которая проявляется в поведении в зависимости от влияний среды [3, C. 131]. Крайг Г. привел пример того, что можно унаследовать депрессию, но индивид может не страдать от нее постоянно. Лишь накрадывающиеся друг на друга влияния могут воздействовать на это.
Л.С. Выготский, подчеркнув ведущую роль обучения и воспитания в развитии личности, считал их решающей силой развития [1, C. 66]. Воспитание — это формирование жизненной позиции, которая требует определенной организации, как поведения, так и мотивационной сферы. Оно может быть как социальным, так и активным (самовоспитание).
Важную роль в воспитании играет целенаправленная деятельность людей и всех воспитательных учреждений, создаваемых обществом.
Главная функция воспитания заключается в развитии в ребенке механизмов саморегуляции, самодвижения, саморазвития. Не смотря на то, что этот фактор является первостепенным, не все люди поддаются развитию в обществе и внешним воздействиям. Это заложено на генетическом уровне.
Воспитание может быть частью социальной среды человека и фактором внешнего воздействия на развитие и формирования личности. Его особенность заключается в том, что оно осуществляется лицами, специально уполномоченными обществом для выполнения своей функции [2].
Развитие человека не сводится к лишь определенным факторам. Развитие происходит под взаимодействием совокупности факторов.