Статья:

СПЕЦИФИКА ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Психология

Выходные данные
Рахаева Е.Ю. СПЕЦИФИКА ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121484 (дата обращения: 19.05.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

СПЕЦИФИКА ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Рахаева Евгения Юрьевна
студент, Тульский Государственный Университет, РФ, г. Тула
Бородачева Ольга Викторовна
научный руководитель, канд. психол. наук, Тульский Государственный Университет, РФ, г. Тула

 

Аннотация. В статье представлен анализ результатов исследования, целью которого было выявление специфики и различий в тактиках и стратегиях самопрезентации подростков и юношей в пространстве социальных медиа. В результате исследования была частично подтверждена гипотеза, о том, что существуют различия в стратегиях и тактиках самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте. Было выявлено, что для подростков в большей степени характерно использование такой стратегии как «аттрактивное поведение», а для юношей – стратегии «силовое влияние». В отношении тактик самопрезентации, значимые различия между подростками и юношами были получены по таким тактикам как «извинение», «запугивание», «преувеличение своих достижений», «пример для подражания».

 

Ключевые слова: стратегии и тактики самопрезентации, социальные медиа, подростковый возраст, юношеский возраст, коммуникативное пространство.

 

В современном мире наблюдается множество специфических социальных процессов (таких как, например, глобализация, цифровизация, интернетизация), развитие которых обуславливает интенсификацию коммуникационных процессов, особенно в интернет-пространстве, а также определяют нарастание значимости самопрезентации личности в виртуальных социальных пространствах (социальные медиа, мэссенджеры). Особое значение указанный вид самопрезентации имеет в подростковом и юношеском возрасте, т.к. именно представители этих возрастов сейчас являются наиболее вовлеченными в виртуальную коммуникацию и самопредъявление, а также наиболее погружены в общение и взаимодействие в виртуальных сетевых пространствах. В рамках настоящего исследования, говоря о самопрезентации личности, мы будем опираться на определение, сформулированное О.А. Пикулёвой. Согласно ему «самопрезентация личности представляет собой осознаваемый и реализуемый в коммуникативном взаимодействии процесс предъявления Я-информации» [3, с. 42].

Цель настоящего исследования состоит в доказательстве существования различий в тактиках, стратегиях и характеристиках самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте.

Общая гипотеза исследования состоит в том, что существуют различия в тактиках, стратегиях и психологических особенностях самопрезентации подростков и юношей в социальных медиа.

Теоретическое обоснование проблемы исследования. В ходе коммуникационных взаимодействий субъекты более или менее осознанно осуществляют свое самопрезентационное поведение, с целью управления создаваемым на других людей впечатлением. При этом в зависимости от степени осознанности названного процесса, его характер может быть проактивным или реактивным. В рамках различных коммуникативных практик, используемых человеком вне зависимости от степени осознания своих поведенческих реакций, можно наблюдать весь диапазон стратегий и тактик самопрезентации, к которым субъект прибегает в зависимости от ситуационного контекста и условий самопрезентации. Среди таких условий чаще всего исследователи выделяют социальный контекст, индивидуальные особенности коммуникатора и реципиента, субъективные цели и задачи, в свою очередь формулируемые в контексте социального или профессионального статуса [4, с. 90]. С развитием информационно-коммуникационных технологий, наиболее глобальной из которых является Интернет, сформировалось новое социальное коммуникационное пространство (социальные медиа), предоставляющее широкий спектр возможностей для самовыражения и самопредъявления личности, что обусловило рост исследовательского интереса к проблематике самопрезентации в виртуальных социальных пространствах.

Степень разработанности проблемы исследования. Изучению различных аспектов проявлений личности и ее самопрезентации в социальных сетях посвящены научные труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых Б. Хоган [7], Р.Б. Ротенберг [9], А.Е. Жичкина [2], Е.П. Белинская [1], Т. Шуберт [6] и др. Анализ результатов исследований перечисленных авторов позволил сделать вывод о преобладании работ в которых раскрываются проблемные вопросы, возникшие в рамках функционирования конкретных пространств социальных медиа, или при систематизации (классификации) пользовательского контингента.

Участники исследования. Исследование проводилось на базе спортивной федерации – Региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация тхэквондо (ИТФ) Тульской области». Выборка составила 60 человек: 30 человек подросткового возраста (13 - 17 лет), 30 человек юношеского возраста (18 - 21 год).

Диагностический инструментарий. Изучение различий характеристик, тактик стратегий самопрезентации в двух указанных возрастах проводилось с помощью стандартизированных методик, а также потребовало разработки авторской методики.

1. Опросник характеристик самопрезентации в социальных сетях (авторы — М. Михикян, Дж. Деннис и К. Субраманиам) для оценки различий между выборками по отдельным характеристикам самопрезентации (Реалистичное Я, Фальшивое Я (Обман), Фальшивое Я (стремление произвести впечатление), Фальшивое Я (Демонстративность), Идеальное Я.  [10].

2. Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбертт, Дж. Тедеши) для диагностики и выявления различий между двумя группами в использовании тактик и стратегий самопрезентации. [4].

3. Модифицированный тест поведения в конфликтных ситуациях в социальных медиа (на базе методики К. Томаса) для выявления способов разрешения конфликтных ситуаций в социальных медиа и определения различий в используемых стратегиях между двумя группами респондентов. [5].

4. Шкала перфекционистской самопрезентации (Perfectionistic Self-Presentation Scale) для диагностики наличия и степени проявления перфекционистской самопрезентации, определения различий между подростками и молодыми людьми в уровне ее проявления в социальном медиа пространстве.

5. Авторская методика «Психологические особенности самопрезентации подростков и юношей в социальных медиа» для определения содержательных особенностей и характеристик самопрезентации с социальных медиа. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, о том, как они себя позиционируют в социальном пространстве, какой образ транслируют, насколько он отличен от реального, какой именно контент выкладывают, какими средствами, приемами, техниками пользуются. О чувствах и поведении в интернет пространстве.

Статистическая обработка данных для выявления различий между двумя группами выполнялась с помощью критерия углового преобразования φ* Фишера [54].

В данной статье остановимся более подробно на описании результатов методики «Шкала измерения тактик самопрезентации» (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбертт, Дж. Тедеши).

Описание и анализ результатов исследования. Использованная нами методика «Шкала тактик самопрезентации» [9], адаптированная О.А. Пикулёвой. Критерий осознанности поведения личности в управлении впечатлением (проактивный и реактивный), представлен в виде 5 стратегий и 12 тактик, обобщенных в 2 типа (defensive – защитные, assertive   ассертивные) [6, с. 722], стал ведущим оценочным показателем. Выбор методики для проверки гипотезы и достижения цели исследования обусловлен возможностью получения наиболее полной и достоверной информации по преобладающей тактике самопрезентации в двух возрастных группах. Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке посредством математических методов (SPSS «Statistic 17.0), позволяющих выявить значения сопряженности и сравнение средних значений на независимых выборках.

Полученные в результате проведения методики в двух группах респондентов (подростки и юноши) данные, шкалировались по 9-балльной шкале, с последующим распределением по 12 тактикам самопрезентации личности в социальных сетевых пространствах. Данные представлены в таблице 1.

Таблица 1.

Тактики самопрезентации в социальных медиа подростков и юношей

Тактики самопрезентации

Уровень выраженности показателя

Подростки (13 -17 лет)

p

Юноши (18 – 21 год)

Оправдание с отрицанием ответственности

Низкий (0,012)

0,567

p> 0,05

0,667

Средний (0,018)

0,333

p> 0,05

0,266

Высокий (0,025)

0,100

 

 

p> 0,05

0,067

 

 

Оправдание с принятием ответственности

Низкий (0,012)

0,433

p> 0,05

0,533

Средний (0,018)

0,533

p> 0,05

0,333

Высокий (0,025)

0,033

p> 0,05

0,133

Отречение

Низкий (0,012)

0,433

p> 0,05

0,533

Средний (0,018)

0,333

p> 0,05

0,400

Высокий (0,025)

0,067

p> 0,05

0,167

Препятствие самому себе

Низкий (0,012)

0,667

p> 0,05

0,533

Средний (0,018)

0,267

p> 0,05

0,367

Высокий (0,025)

0,067

p> 0,05

0,100

Извинение

Низкий (0,012)

0,033

p<0,05

0,250

Средний (0,018)

0,500

p<0,05

0,367

Высокий (0,025)

0,467

p> 0,05

0,400

Желание старание понравиться

Низкий (0,012)

0,500

p> 0,05

0,367

Средний (0,018)

0,267

p> 0,05

0,333

Высокий (0,025)

0,233

p> 0,05

0,233

Запугивание

Низкий (0,012)

0,500

р≤0,05

0,367

Средний (0,018)

0,267

p>0,05

0,333

Высокий (0,025)

0,233

р>0,05

0,300

Просьба мольба

Низкий (0,012)

0,533

p> 0,05

0,567

Средний (0,018)

0,400

p> 0,05

0,367

Высокий (0,025)

0,067

p> 0,05

0,067

Сообщение о своих достижениях

Низкий (0,012)

0,400

p> 0,05

0,300

Средний (0,018)

0,500

p> 0,05

0,633

Высокий (0,025)

0,100

p> 0,05

0,067

Преувеличение своих достижений

Низкий (0,012)

0,233

р≤0,01

0,767

Средний (0,018)

0,400

p<0,05

0,200

Высокий (0,025)

0,367

p<0,05

0,033

Негативная оценка других

Низкий (0,012)

0,667

p> 0,05

0,600

Средний (0,018)

0,450

p> 0,05

0,333

Высокий (0,025)

0,033

p> 0,05

0,067

Пример для подражания

Низкий (0,012)

0,200

р≤0,05

0,400

Средний (0,018)

0,500

p> 0,05

0,419

Высокий (0,025)

0,300

p> 0,05

0,181

 

Наиболее часто используемой тактикой в обеих группах является: «Извинение», причем как видно из таблицы 1, статистические различия проявляются на низком уровне выраженности в пользу молодых людей и среднем уровне, в пользу подростков. В тактике «Преувеличение своих достижений» явные статистические различия проявляются на низком уровне выраженности так же в пользу молодых людей, при этом в целом она более присуща подросткам. Аналогичные показатели по тактике «Пример для подражания».

Описание полученных в двух выборках стратегий самопрезентации в социальных медиа представлено в Таблице 2.

Таблица 2.

 Стратегии самопрезентации в социальных медиа подростков и юношей

Стратегии самопрезентации

Уровень выраженности показателя

Подростки (13 -17 лет)

p

Юноши (18 – 21 год)

Уклонение

Низкий (0,031)

0,450

p> 0,05

0,425

Средний (0,450)

0,267

p> 0,05

0,333

Высокий (0,690)

 

0,100

 

 

p> 0,05

0,067

 

 

Аттрактивное поведение

Низкий (0,420)

0,100

p> 0,05

0,567

Средний (0,680)

0,133

p> 0,05

0,300

Высокий (0,111)

 

0,767

p<0,01

0,133

Самовозвышение

Низкий (0,480)

0,500

p> 0,05

0,467

Средний (0,630)

0,400

p> 0,05

0,433

Высокий (0,810)

 

0,100

p> 0,05

0,100

Самопринижение

Низкий (0,008)

0,533

p> 0,05

0,567

Средний (0,015)

0,400

p> 0,05

0,366

Высокий (0,20)

 

0,067

p> 0,05

0,067

Силовое влияние

Низкий (0,080)

0,767

p<0,01

0,300

Средний (0,250)

0,200

p> 0,05

0,333

Высокий (0,440)

 

0,033

p<0,01

0,367

 

Явные статистические различия мы получили по стратегиям: «Аттрактивное поведение» на высоком уровне выраженности, данная стратегия более свойственна предросткам и «Силовое влияние», где статистически более свойственно молодым людям.

Обсуждение результатов исследования. Полученные после статистической обработки и анализа результаты позволили сделать ряд выводов. Респонденты в группе подростков, достоверно больше используют стратегии «аттрактивное поведение», демонстрируя преобладание значений в показателях тактики «Преувеличение своих достижений» по сравнению с группой молодых людей, которые предпочитают в социальных сетях использовать тактики защитного типа. Выбор респондентами первой группы подобной тактики свидетельствует о проявленном у них желании вызвать у окружающих симпатию. Именно названная группа помимо вышеуказанного склона к применению тактики «пример для подражания» и реже «препятствование самому себе». Таким образом, с возрастом, желание позиционирования себя как активного участника событий, лидера, обладающего организаторскими способностями с высоким уровнем самоконтроля, проявляется в меньшей степени. При формировании впечатления о себе молодые люди чаще используют тактику «отречение» - для респондентов, использовавших данную стратегию, характерно заблаговременно оправдываться, если они понимают, что могут потерпеть неудачу, стараться заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято, реже – тактики «Оправдание с принятием ответсвенности» - использовавшие данную тактику могут оправдывать свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих, приводить веские причины для оправдания поведения, которое кажется окружающим неправильным и «негативная оценка других».

Редко используемыми тактиками самопрезентации у обеих групп испытуемых являются «препятствование самому себе» — отмечается, что тревога испытуемых препятствует их успеху, «негативная оценка других» — подавление других для того, чтобы самому выглядеть лучше, и преувеличение негативных качеств у тех людей, которые конкурируют с ними.

Таким образом, в ходе проведенного исследования об особенностях самопрезентации и выраженности молодых людей и подростков выдвинутая нами гипотеза о том, что существовании различий в особенностях самопрезентации и выраженности социальных потребностей у молодых людей и подростков подтвердилась на основании данных, приведенных выше, которые были выявлены в ходе частотного анализа и процедуры квартилирования.

Заключение. Полученные в ходе рассмотрения и исследования модусы взаимосвязаны между собой, поэтому выводы взаимодополняют друг друга. В данной работе нами были обозначены психологические и личностные особенности подростков и юношей, которые оказывают немаловажное влияние на выбранные ими стратегии и тактики самопрезентации. Были определены те сферы разнообразной деятельности, которые можно назвать наиболее эффективными: подрастающее поколение имеет возможность к самоподаче и самопредъявлению. Полученные результаты выступают в качестве общих характеристик исследуемых возрастных групп, проявленных в описывающем характере системы «бытие – личность    социальные сети».

 

Список литературы:
1. Белинская, Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности / Е.П. Белинская // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика.   2018.   Т. 8.   Вып. 1.   С. 6-15. 
2. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в интернете пользователей юношеского возраста: автореферат дис. ... канд. псих. наук: 19.00.05 / А.Е. Жичкина. – М., 2001 - 25 с.
3. Зембатова О.С. Особенности виртуальной самопрезентации // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология. 2016. No. 2 (4). С. 85-91.
4. Пикулёва, О.А.. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.05 / О.А. Пикулёва    СПб., 2004 – С. 42-87.
5. Чикер, В. А. Психологические аспекты индивидуальной карьеры / В.А. Чикер // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология. – 2011.   №3. – С. 90.
6. Development of a self-presentation tactics scale / S.-J. Lee, et al. // Personality and individual differences. – 1999. – Vol. 26, № 4. – P. 722. 
7. Frindte W., Kohler Т., Schubert T. (1998) The public construction of the self in computermediated communication // Annual meeting of the International Communication Assosiation. Jerusalem, PP. 305-316.
8. Hogan, B., Carrasco, J., & Wellman, B. (2007). Visualizing personal networks: Working with participant aided sociograms. Field Methods, 19(2), 116-144.
9. Lee S.-J., Quigley B.M., Nesler M.S. et al. Development of a self-presentation tactics scale // Personality and Individual Differences. 1999. Vol. 26. P. 701—722.
10. Michikyan M., Subrahmanyam K., Dennis J. Can you tell who I am? Neuroticism, extraversion, and online self-presentation among young adults // Computers in Human Behavior. 2014. (33). P. 179– 183.
11. Rothenberg, R. B. (1995). Commentary: Sampling in social networks. Connections, 18(1), PP. 104-110.