СПЕЦИФИКА ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Психология
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
СПЕЦИФИКА ТАКТИК И СТРАТЕГИЙ САМОПРЕЗЕНТАЦИИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация. В статье представлен анализ результатов исследования, целью которого было выявление специфики и различий в тактиках и стратегиях самопрезентации подростков и юношей в пространстве социальных медиа. В результате исследования была частично подтверждена гипотеза, о том, что существуют различия в стратегиях и тактиках самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте. Было выявлено, что для подростков в большей степени характерно использование такой стратегии как «аттрактивное поведение», а для юношей – стратегии «силовое влияние». В отношении тактик самопрезентации, значимые различия между подростками и юношами были получены по таким тактикам как «извинение», «запугивание», «преувеличение своих достижений», «пример для подражания».
Ключевые слова: стратегии и тактики самопрезентации, социальные медиа, подростковый возраст, юношеский возраст, коммуникативное пространство.
В современном мире наблюдается множество специфических социальных процессов (таких как, например, глобализация, цифровизация, интернетизация), развитие которых обуславливает интенсификацию коммуникационных процессов, особенно в интернет-пространстве, а также определяют нарастание значимости самопрезентации личности в виртуальных социальных пространствах (социальные медиа, мэссенджеры). Особое значение указанный вид самопрезентации имеет в подростковом и юношеском возрасте, т.к. именно представители этих возрастов сейчас являются наиболее вовлеченными в виртуальную коммуникацию и самопредъявление, а также наиболее погружены в общение и взаимодействие в виртуальных сетевых пространствах. В рамках настоящего исследования, говоря о самопрезентации личности, мы будем опираться на определение, сформулированное О.А. Пикулёвой. Согласно ему «самопрезентация личности представляет собой осознаваемый и реализуемый в коммуникативном взаимодействии процесс предъявления Я-информации» [3, с. 42].
Цель настоящего исследования состоит в доказательстве существования различий в тактиках, стратегиях и характеристиках самопрезентации в социальных медиа в подростковом и юношеском возрасте.
Общая гипотеза исследования состоит в том, что существуют различия в тактиках, стратегиях и психологических особенностях самопрезентации подростков и юношей в социальных медиа.
Теоретическое обоснование проблемы исследования. В ходе коммуникационных взаимодействий субъекты более или менее осознанно осуществляют свое самопрезентационное поведение, с целью управления создаваемым на других людей впечатлением. При этом в зависимости от степени осознанности названного процесса, его характер может быть проактивным или реактивным. В рамках различных коммуникативных практик, используемых человеком вне зависимости от степени осознания своих поведенческих реакций, можно наблюдать весь диапазон стратегий и тактик самопрезентации, к которым субъект прибегает в зависимости от ситуационного контекста и условий самопрезентации. Среди таких условий чаще всего исследователи выделяют социальный контекст, индивидуальные особенности коммуникатора и реципиента, субъективные цели и задачи, в свою очередь формулируемые в контексте социального или профессионального статуса [4, с. 90]. С развитием информационно-коммуникационных технологий, наиболее глобальной из которых является Интернет, сформировалось новое социальное коммуникационное пространство (социальные медиа), предоставляющее широкий спектр возможностей для самовыражения и самопредъявления личности, что обусловило рост исследовательского интереса к проблематике самопрезентации в виртуальных социальных пространствах.
Степень разработанности проблемы исследования. Изучению различных аспектов проявлений личности и ее самопрезентации в социальных сетях посвящены научные труды отечественных и зарубежных авторов, среди которых Б. Хоган [7], Р.Б. Ротенберг [9], А.Е. Жичкина [2], Е.П. Белинская [1], Т. Шуберт [6] и др. Анализ результатов исследований перечисленных авторов позволил сделать вывод о преобладании работ в которых раскрываются проблемные вопросы, возникшие в рамках функционирования конкретных пространств социальных медиа, или при систематизации (классификации) пользовательского контингента.
Участники исследования. Исследование проводилось на базе спортивной федерации – Региональная физкультурно-спортивная общественная организация "Федерация тхэквондо (ИТФ) Тульской области». Выборка составила 60 человек: 30 человек подросткового возраста (13 - 17 лет), 30 человек юношеского возраста (18 - 21 год).
Диагностический инструментарий. Изучение различий характеристик, тактик стратегий самопрезентации в двух указанных возрастах проводилось с помощью стандартизированных методик, а также потребовало разработки авторской методики.
1. Опросник характеристик самопрезентации в социальных сетях (авторы — М. Михикян, Дж. Деннис и К. Субраманиам) для оценки различий между выборками по отдельным характеристикам самопрезентации (Реалистичное Я, Фальшивое Я (Обман), Фальшивое Я (стремление произвести впечатление), Фальшивое Я (Демонстративность), Идеальное Я. [10].
2. Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбертт, Дж. Тедеши) для диагностики и выявления различий между двумя группами в использовании тактик и стратегий самопрезентации. [4].
3. Модифицированный тест поведения в конфликтных ситуациях в социальных медиа (на базе методики К. Томаса) для выявления способов разрешения конфликтных ситуаций в социальных медиа и определения различий в используемых стратегиях между двумя группами респондентов. [5].
4. Шкала перфекционистской самопрезентации (Perfectionistic Self-Presentation Scale) для диагностики наличия и степени проявления перфекционистской самопрезентации, определения различий между подростками и молодыми людьми в уровне ее проявления в социальном медиа пространстве.
5. Авторская методика «Психологические особенности самопрезентации подростков и юношей в социальных медиа» для определения содержательных особенностей и характеристик самопрезентации с социальных медиа. Респондентам предлагалось ответить на вопросы, о том, как они себя позиционируют в социальном пространстве, какой образ транслируют, насколько он отличен от реального, какой именно контент выкладывают, какими средствами, приемами, техниками пользуются. О чувствах и поведении в интернет пространстве.
Статистическая обработка данных для выявления различий между двумя группами выполнялась с помощью критерия углового преобразования φ* Фишера [54].
В данной статье остановимся более подробно на описании результатов методики «Шкала измерения тактик самопрезентации» (С. Ли, Б. Куигли, М. Неслер, А. Корбертт, Дж. Тедеши).
Описание и анализ результатов исследования. Использованная нами методика «Шкала тактик самопрезентации» [9], адаптированная О.А. Пикулёвой. Критерий осознанности поведения личности в управлении впечатлением (проактивный и реактивный), представлен в виде 5 стратегий и 12 тактик, обобщенных в 2 типа (defensive – защитные, assertive ассертивные) [6, с. 722], стал ведущим оценочным показателем. Выбор методики для проверки гипотезы и достижения цели исследования обусловлен возможностью получения наиболее полной и достоверной информации по преобладающей тактике самопрезентации в двух возрастных группах. Полученные результаты были подвергнуты статистической обработке посредством математических методов (SPSS «Statistic 17.0), позволяющих выявить значения сопряженности и сравнение средних значений на независимых выборках.
Полученные в результате проведения методики в двух группах респондентов (подростки и юноши) данные, шкалировались по 9-балльной шкале, с последующим распределением по 12 тактикам самопрезентации личности в социальных сетевых пространствах. Данные представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Тактики самопрезентации в социальных медиа подростков и юношей
Тактики самопрезентации |
Уровень выраженности показателя |
Подростки (13 -17 лет) |
p |
Юноши (18 – 21 год) |
---|---|---|---|---|
Оправдание с отрицанием ответственности |
Низкий (0,012) |
0,567 |
p> 0,05 |
0,667 |
Средний (0,018) |
0,333 |
p> 0,05 |
0,266 |
|
Высокий (0,025) |
0,100
|
p> 0,05 |
0,067
|
|
Оправдание с принятием ответственности |
Низкий (0,012) |
0,433 |
p> 0,05 |
0,533 |
Средний (0,018) |
0,533 |
p> 0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,025) |
0,033 |
p> 0,05 |
0,133 |
|
Отречение |
Низкий (0,012) |
0,433 |
p> 0,05 |
0,533 |
Средний (0,018) |
0,333 |
p> 0,05 |
0,400 |
|
Высокий (0,025) |
0,067 |
p> 0,05 |
0,167 |
|
Препятствие самому себе |
Низкий (0,012) |
0,667 |
p> 0,05 |
0,533 |
Средний (0,018) |
0,267 |
p> 0,05 |
0,367 |
|
Высокий (0,025) |
0,067 |
p> 0,05 |
0,100 |
|
Извинение |
Низкий (0,012) |
0,033 |
p<0,05 |
0,250 |
Средний (0,018) |
0,500 |
p<0,05 |
0,367 |
|
Высокий (0,025) |
0,467 |
p> 0,05 |
0,400 |
|
Желание старание понравиться |
Низкий (0,012) |
0,500 |
p> 0,05 |
0,367 |
Средний (0,018) |
0,267 |
p> 0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,025) |
0,233 |
p> 0,05 |
0,233 |
|
Запугивание |
Низкий (0,012) |
0,500 |
р≤0,05 |
0,367 |
Средний (0,018) |
0,267 |
p>0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,025) |
0,233 |
р>0,05 |
0,300 |
|
Просьба мольба |
Низкий (0,012) |
0,533 |
p> 0,05 |
0,567 |
Средний (0,018) |
0,400 |
p> 0,05 |
0,367 |
|
Высокий (0,025) |
0,067 |
p> 0,05 |
0,067 |
|
Сообщение о своих достижениях |
Низкий (0,012) |
0,400 |
p> 0,05 |
0,300 |
Средний (0,018) |
0,500 |
p> 0,05 |
0,633 |
|
Высокий (0,025) |
0,100 |
p> 0,05 |
0,067 |
|
Преувеличение своих достижений |
Низкий (0,012) |
0,233 |
р≤0,01 |
0,767 |
Средний (0,018) |
0,400 |
p<0,05 |
0,200 |
|
Высокий (0,025) |
0,367 |
p<0,05 |
0,033 |
|
Негативная оценка других |
Низкий (0,012) |
0,667 |
p> 0,05 |
0,600 |
Средний (0,018) |
0,450 |
p> 0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,025) |
0,033 |
p> 0,05 |
0,067 |
|
Пример для подражания |
Низкий (0,012) |
0,200 |
р≤0,05 |
0,400 |
Средний (0,018) |
0,500 |
p> 0,05 |
0,419 |
|
Высокий (0,025) |
0,300 |
p> 0,05 |
0,181 |
Наиболее часто используемой тактикой в обеих группах является: «Извинение», причем как видно из таблицы 1, статистические различия проявляются на низком уровне выраженности в пользу молодых людей и среднем уровне, в пользу подростков. В тактике «Преувеличение своих достижений» явные статистические различия проявляются на низком уровне выраженности так же в пользу молодых людей, при этом в целом она более присуща подросткам. Аналогичные показатели по тактике «Пример для подражания».
Описание полученных в двух выборках стратегий самопрезентации в социальных медиа представлено в Таблице 2.
Таблица 2.
Стратегии самопрезентации в социальных медиа подростков и юношей
Стратегии самопрезентации |
Уровень выраженности показателя |
Подростки (13 -17 лет) |
p |
Юноши (18 – 21 год) |
---|---|---|---|---|
Уклонение |
Низкий (0,031) |
0,450 |
p> 0,05 |
0,425 |
Средний (0,450) |
0,267 |
p> 0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,690)
|
0,100
|
p> 0,05 |
0,067
|
|
Аттрактивное поведение |
Низкий (0,420) |
0,100 |
p> 0,05 |
0,567 |
Средний (0,680) |
0,133 |
p> 0,05 |
0,300 |
|
Высокий (0,111)
|
0,767 |
p<0,01 |
0,133 |
|
Самовозвышение |
Низкий (0,480) |
0,500 |
p> 0,05 |
0,467 |
Средний (0,630) |
0,400 |
p> 0,05 |
0,433 |
|
Высокий (0,810)
|
0,100 |
p> 0,05 |
0,100 |
|
Самопринижение |
Низкий (0,008) |
0,533 |
p> 0,05 |
0,567 |
Средний (0,015) |
0,400 |
p> 0,05 |
0,366 |
|
Высокий (0,20)
|
0,067 |
p> 0,05 |
0,067 |
|
Силовое влияние |
Низкий (0,080) |
0,767 |
p<0,01 |
0,300 |
Средний (0,250) |
0,200 |
p> 0,05 |
0,333 |
|
Высокий (0,440)
|
0,033 |
p<0,01 |
0,367 |
Явные статистические различия мы получили по стратегиям: «Аттрактивное поведение» на высоком уровне выраженности, данная стратегия более свойственна предросткам и «Силовое влияние», где статистически более свойственно молодым людям.
Обсуждение результатов исследования. Полученные после статистической обработки и анализа результаты позволили сделать ряд выводов. Респонденты в группе подростков, достоверно больше используют стратегии «аттрактивное поведение», демонстрируя преобладание значений в показателях тактики «Преувеличение своих достижений» по сравнению с группой молодых людей, которые предпочитают в социальных сетях использовать тактики защитного типа. Выбор респондентами первой группы подобной тактики свидетельствует о проявленном у них желании вызвать у окружающих симпатию. Именно названная группа помимо вышеуказанного склона к применению тактики «пример для подражания» и реже «препятствование самому себе». Таким образом, с возрастом, желание позиционирования себя как активного участника событий, лидера, обладающего организаторскими способностями с высоким уровнем самоконтроля, проявляется в меньшей степени. При формировании впечатления о себе молодые люди чаще используют тактику «отречение» - для респондентов, использовавших данную стратегию, характерно заблаговременно оправдываться, если они понимают, что могут потерпеть неудачу, стараться заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято, реже – тактики «Оправдание с принятием ответсвенности» - использовавшие данную тактику могут оправдывать свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих, приводить веские причины для оправдания поведения, которое кажется окружающим неправильным и «негативная оценка других».
Редко используемыми тактиками самопрезентации у обеих групп испытуемых являются «препятствование самому себе» — отмечается, что тревога испытуемых препятствует их успеху, «негативная оценка других» — подавление других для того, чтобы самому выглядеть лучше, и преувеличение негативных качеств у тех людей, которые конкурируют с ними.
Таким образом, в ходе проведенного исследования об особенностях самопрезентации и выраженности молодых людей и подростков выдвинутая нами гипотеза о том, что существовании различий в особенностях самопрезентации и выраженности социальных потребностей у молодых людей и подростков подтвердилась на основании данных, приведенных выше, которые были выявлены в ходе частотного анализа и процедуры квартилирования.
Заключение. Полученные в ходе рассмотрения и исследования модусы взаимосвязаны между собой, поэтому выводы взаимодополняют друг друга. В данной работе нами были обозначены психологические и личностные особенности подростков и юношей, которые оказывают немаловажное влияние на выбранные ими стратегии и тактики самопрезентации. Были определены те сферы разнообразной деятельности, которые можно назвать наиболее эффективными: подрастающее поколение имеет возможность к самоподаче и самопредъявлению. Полученные результаты выступают в качестве общих характеристик исследуемых возрастных групп, проявленных в описывающем характере системы «бытие – личность социальные сети».