Статья:

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)

Рубрика: Юриспруденция

Выходные данные
Башкова П.В. УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2022. № 42(221). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/221/121519 (дата обращения: 25.04.2024).
Журнал опубликован
Мне нравится
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ

Башкова Полина Вадимовна
студент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск
Антонова Ольга Александровна
научный руководитель, канд. юрид. наук, доцент, Белорусский государственный экономический университет, Республика Беларусь, г. Минск

 

Осуществление прокурорского надзора подразумевает обеспечение точного и единообразного соблюдение и исполнение актов законодательства во всех сферах жизни. Данная деятельность прокуроров выступает гарантией защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, общества и государства.

Одним из способов реализации такой защиты выступают полномочия прокурора в хозяйственном процессе. В хозяйственном судопроизводстве прокуроры обладают двумя направлениями деятельности по обеспечению вышеуказанных целей – это надзорная деятельность и непосредственное участие прокурора в рассмотрении экономического дела. Надзорная деятельность в хозяйственном процессе в соответствии со ст. 32 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре» (далее – Закон «О прокуратуре») проявляется в соответствии закону решений, определений и постановлений судов (судей) по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также в соблюдении законодательства при их исполнении. В свою очередь ст. 4 Закона «О прокуратуре» закрепляет, что прокурор вправе принимать участие в рассмотрении судами дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь [1]. В связи с эти участие пркурора в хозяйственном процессе ренгламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З (далее – ХПК).

В отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном судопроизводстве ст. 66 ХПК регламентирует, что прокурору предоставлена одна форма участия в процессе – при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявлять в суд, рассматривающий экономические дела иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также вправе подать иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия [2].

При этом для подачи иска (заявления) без согласиях представляемой стороны, должны сочетаться два условия: первое – данные действия направлены на защиту государственных и общественных интересов; второе – наличие определенных категорий дел. К таким категориям ч. 1 ст. 66 ХПК относит следующие дела:

  • об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
  • о признании недействительными сделок [2].

На этом полномочия прокурора в ненадзорной деятельности в хозяйственном процессе заканчиваются. Хотя на практике могут возникнуть ситуации, при которых участие прокурора было бы необходимо, но механизмов для этого нет. В экономических спорах между субъектами хозяйствования уже в процессе может возникнуть интерес государства [3, с. 355]. Но в таких случаях прокурор не имеет возможности вступить в уже начатый процесс для защиты интересов общества и государства. В то время как схожее гражданское судопроизводство в ч. 2 ст. 81 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (далее – ГПК) закрепляет возможность прокурора вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан [4].

На основании вышеизложеного, считаю необходимым закрепить процессуальное полномочие прокурора в хозяйственном процессе на право вступить в судебное разбирательство на любой стадии. А также наделить прокурора всеми процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле и установить основания вступления прокурора в такие дела.

Внесение таких изменений являются актуальным решением, так как на данный момент в процессе рассмотрения находится проект Кодекса гражданского судоустройства Республики Беларусь. Этот акт должен стать результатом унификации норм гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства, а сближение двух действующих процессуальных регламентов позволит минимизировать риски возможных пробелов, расхождений, коллизий в регулировании процедуры по гражданским и экономическим делам. И, на данный момент, ч. 4 ст. 71 проекта Кодекса гражданского судоустройства Республики Беларусь предусматривает возможность прокурора вступить в начатый процесс в целях защиты государственных и общественных интересов, а также прав, свобод и законных интересов граждан для общего гражданского судопроизводства [5]

 

Список литературы:
1. О прокуратуре: Закон Респ. Беларусь, 8 мая 2007 г. № 220-З: с изм. и доп. от 19 мая 2022 г. № 171-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022.
2. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г. № 219-З: в ред. от 27 мая 2021 г. № 113-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 
3. Песенко, С. В. Прокурор на защите экономических интересов государства в хозяйственном процессе / С. В. Песенко // Экономический рост Республики Беларусь: глобализация, инновационность, устойчивость: материалы VI Международной научно-практической конференции, Минск, 17-18 мая 2012 г. / [редкол.: В.Н. Шимов (отв. ред.) и др.] ; М-во образования Респ. Беларусь, УО «Белорусский гос. экон. ун-т». — Минск: БГЭУ, 2012. — Т. 2. - С. 355-356.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г. № 238-З: в ред. от 27 мая 2021 г. № 113-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2022. 
5. Проект Кодекса гражданского судоустройства Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: \https://forumpravo.by/files/Proekt_KGS_Verhovnij_syd_04.03.2022.pdf. – Дата доступа: 04.12.2022.