УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Журнал: Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
Рубрика: Юриспруденция
Научный журнал «Студенческий форум» выпуск №42(221)
УЧАСТИЕ ПРОКУРОРА В ХОЗЯЙСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ
Осуществление прокурорского надзора подразумевает обеспечение точного и единообразного соблюдение и исполнение актов законодательства во всех сферах жизни. Данная деятельность прокуроров выступает гарантией защиты прав и свобод граждан, законных интересов юридических лиц, общества и государства.
Одним из способов реализации такой защиты выступают полномочия прокурора в хозяйственном процессе. В хозяйственном судопроизводстве прокуроры обладают двумя направлениями деятельности по обеспечению вышеуказанных целей – это надзорная деятельность и непосредственное участие прокурора в рассмотрении экономического дела. Надзорная деятельность в хозяйственном процессе в соответствии со ст. 32 Закона Республики Беларусь от 8 мая 2007 г. № 220-З «О прокуратуре» (далее – Закон «О прокуратуре») проявляется в соответствии закону решений, определений и постановлений судов (судей) по делам, связанным с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, а также в соблюдении законодательства при их исполнении. В свою очередь ст. 4 Закона «О прокуратуре» закрепляет, что прокурор вправе принимать участие в рассмотрении судами дел, связанных с осуществлением предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности, в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь [1]. В связи с эти участие пркурора в хозяйственном процессе ренгламентируется Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь от 15 декабря 1998 г. № 219-З (далее – ХПК).
В отличие от гражданского судопроизводства в хозяйственном судопроизводстве ст. 66 ХПК регламентирует, что прокурору предоставлена одна форма участия в процессе – при установлении нарушений законодательства в пределах своей компетенции предъявлять в суд, рассматривающий экономические дела иск (заявление) в целях защиты государственных и общественных интересов, а также вправе подать иск (заявление) в целях защиты интересов юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия [2].
При этом для подачи иска (заявления) без согласиях представляемой стороны, должны сочетаться два условия: первое – данные действия направлены на защиту государственных и общественных интересов; второе – наличие определенных категорий дел. К таким категориям ч. 1 ст. 66 ХПК относит следующие дела:
- об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов, органов местного управления и самоуправления, иных органов или должностных лиц, которыми затрагиваются права и законные интересы юридических лиц и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;
- о признании недействительными сделок [2].
На этом полномочия прокурора в ненадзорной деятельности в хозяйственном процессе заканчиваются. Хотя на практике могут возникнуть ситуации, при которых участие прокурора было бы необходимо, но механизмов для этого нет. В экономических спорах между субъектами хозяйствования уже в процессе может возникнуть интерес государства [3, с. 355]. Но в таких случаях прокурор не имеет возможности вступить в уже начатый процесс для защиты интересов общества и государства. В то время как схожее гражданское судопроизводство в ч. 2 ст. 81 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь от 11 января 1999 г. № 238-З (далее – ГПК) закрепляет возможность прокурора вступить в дело на любой его стадии, если этого требуют интересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых законом интересов граждан [4].
На основании вышеизложеного, считаю необходимым закрепить процессуальное полномочие прокурора в хозяйственном процессе на право вступить в судебное разбирательство на любой стадии. А также наделить прокурора всеми процессуальными правами и обязанностями лица, участвующего в деле и установить основания вступления прокурора в такие дела.
Внесение таких изменений являются актуальным решением, так как на данный момент в процессе рассмотрения находится проект Кодекса гражданского судоустройства Республики Беларусь. Этот акт должен стать результатом унификации норм гражданского процессуального и хозяйственного процессуального законодательства, а сближение двух действующих процессуальных регламентов позволит минимизировать риски возможных пробелов, расхождений, коллизий в регулировании процедуры по гражданским и экономическим делам. И, на данный момент, ч. 4 ст. 71 проекта Кодекса гражданского судоустройства Республики Беларусь предусматривает возможность прокурора вступить в начатый процесс в целях защиты государственных и общественных интересов, а также прав, свобод и законных интересов граждан для общего гражданского судопроизводства [5]